Все мы видим онлайн-магазины уже очень много лет, и многих из нас посещала мысль - не продать ли через интернет что-нибудь свое.
Конечно, онлайн-шоп, это удобно. Если он нормально сделан, то продавец легко и просто складывает туда свои товары, а покупатель чуть ли не нажатием одной кнопки может их купить, все быстро, удобно, и в идеале еще и красиво.
На практике все оказалось не так просто.
Всякие провайдеры предлагали готовые магазины вместе с хостингом, и я покрутила их бесплатные "демки", от этого сразу пропало желание заниматься этим серьезно. Слишком много мелочей и нескладушек, слишком много возни, слишком много претензий к результату и вещей, которые хотелось бы, но невозможно. И, в общем, не такое у меня прямо количество товаров, чтобы это стоило бы свеч.
Потом произошла дивная история.
Около 4 лет назад мой тогдашний спутник жизни пообещал своей давней подруге собрать ей магазин!
До этого он несколько раз наполнял контентом или обновлял сделанные мной сайты, а еще много читал в интернете, что есть бесплатные движки для магазинов, с которыми работать легко и просто. От наполнения готовых хтмл-ов плейн текстом у него вообще сложилось ощущение, что сайтостроительство, это легко и просто. И он дал такое обещание.
Мне поручили сделать для этого магазина дизайн, а дальше там ведь фигня, 5 минут.
Дизайн я нарисовала. Т.к. товаром являлись рукотворные искусственные цветочки, я нарисовала им симпатичное обрамление из кусочков ткани, ленточек и штучек. Конечно хотелось, чтобы все это выглядело не просто как табличка с товарами, а как-то поинтереснее. Ведь я дизайнер, мне всегда хочется попробовать что-то особенное. После того, как я отдала дизайн любимому, выяснилось, что он не прикручивается к тому, что он выбрал, просто никак.
Выбрал он, кстати, джумлу (joomla) и virtuemart.
Я пыталась упрощать дизайн. Нехотя распрощалась с картинкой сбоку, с плашкой сверху, с текстом там и штучкой здесь. Но даже жалкие остатки моего дизайна не прикручивались никуда.
Наконец (после примерно двух недель криков и ругани) я предложила сделать наоборот. Я поняла, что эта джумла сильнее нас, и предложила сделать для начала просто-работающий-магазин, а когда он заработает, посмотреть, что там можно перекрасить, и что куда прикрутить из картинок. Понятное дело, что мой дизайнерский замысел к этому моменту уже помер совсем, но мне просто уже хотелось, чтобы это кончилось.
Но оно даже не собиралось кончаться.
Оказалось, что дизайн дизайном, а джумла просто не работает! Обещает, но не работает. Там не включаются опции для пересылки, тут не изменяются зоны со странами. Какие-то части то высвечиваются, то пропадают, то забывают изменения. То, что осталось от дизайна, в разных браузерах безбожно разваливается. До такой степени, что боковые столбики отваливают куда-то в низ страницы, превращаясь в расплющенные "футеры". И так везде и со всем.
Когда, наконец, от магазина открутили все, что могли, смирившись с тремя десятками компромиссов, выяснилось, что урезанная версия полностью обрушивается после того, как товаров становится больше 50!
Где-то на этом месте мужчина вышел из берегов и приготовился громить интерьер.
Я до этого момента очень не хотела совершать свою любимую ошибку, и произносить сакраментальную фразу: "Давай, я все сделаю сама", но делать было нечего.
А я... я магазины-то строить не умела.
Джумла привела меня в полное отчаяние за несколько часов. Дальше я перекапывала гугл в поисках альтернативы. Не буду утомлять терпеливого читателя подробностями, но я перепробовала больше десятка полуготовых бесплатных магазинов. Были там и движки, которые надо было устанавливать на своем сервере, и сервисы, которые все делают у себя. У всех бесплатных версий не работало что-нибудь, без чего магазин будет не в радость. Либо создатели открыто говорили, что этой функции не будет, пока не дашь денег. О том, чтобы прикрутить к магазину какой хочешь дизайн, нигде не было и речи.
Наконец я нашла одну заготовку, которая позволяла сделать дизайн каким хочешь. И это даже получилось. Авторы предлагали бесплатную версию, в которой все было хорошо, если бы не отсутствовала возможность добавить цену за пересылку (подумаешь, мелочь) и имелся платный вариант с пересылкой. За 280 долларов.
Я рассказала хозяйке будущего магазина о находке, и она сказала, что все ее товары очень маленькие, легкие и при этом дорогие, и ей этот "изъян" не мешает - она готова просто включать пересылку в цену, т.к. она для всех стран ограничивается парой евро. Таким образом я собрала ей магазин без цен на пересылку и перекрестилась.
И сказала: "Чтобы я... еще раз..."
Около года спустя я зачем-то смотрела, не стало ли лучше. Покрутила что-то из появившихся на рынке аналогов, и якобы исправленную и улучшенную джумлу, и сбежала опять. К этому моменту появилось несколько магазинов, с которыми все было легко и просто, и даже красиво, но они стоили каких-то там 15-25 долларов в месяц. Я понимала, что это не очень большие деньги для бизнеса, у которого уже есть регулярные продажи и соответствующий оборот. Но мне такое было не нужно, и все, кто просил меня помочь им с магазином, тоже были еще не готовы к такому решению.
Тем временем сильно улучшился и расцвел сервер etsy.com, я завела себе там бесплатный магазинчик и с удовольствием выложила в него свою охапку вещей, которые хотела продать через интернет.
Все с этим магазинчиком было чудесно, он меня радовал, и дела шли отлично. Он нравился мне всем на свете - видом, устройством, принципом работы. Но он не пережил нашествия одного единственного врага.
Человек, у которого было слишком много свободного времени, и чистое незамутненное желание делать бессмысленное зло ради просто зла, решил делать мне гадости везде, где это возможно, и магазин оказался слабым звеном. Не буду описывать на этом месте подробности, но он нашел "дырку в секюрити", через которую преостанавливал работу магазина за 5 минут. На приведение всего в исходное положение уходило полчаса, после чего он повторял сие упражнение. Как вы понимаете - это не торговля. Хороший онлайн-шоп один раз заводится и наполняется товарами, а потом хозяин занят своими делами, в то время как он работает. Если хозяин полдня бьется за то, чтобы его товары находились в интернете 5 раз в день по 15 минут, все бесполезно.
Я вступала в переписки с хозяевами сервера и даже открыла дискуссию по этому поводу. Многие другие пользователи написали, что с ними уже сделали то же самое. Но руководство сервера дало нам понять, что у них нет сейчас возможности залатать эту дырку. Охапка пострадавших была не достаточно веской, чтобы серьезно озадачивать разработчиков этой непростой проблемой.
Я со вздохом решила на некоторое время забыть про свой магазин, и начала спрашивать знакомых программистов, сколько надо денег и времени, чтобы просто написать свой, вандалоустойчивый. Но теперь было ясно, что это надолго.
Тем временем моя подруга попросила помочь ей завести собственный магазин. Она была готова заказать его программистам и заплатить за это денег, хотя бюджет был не очень велик. Я дала объявление в жж, с надеждой на хорошее предложение. Естественно в треде тут же появилось несколько ораторов, предлагавших "не париться и завести что-то готовое". Я читала их комментарии с горечью и плевалась. Знали бы они, как мне надоела эта тема.
Между тем мне прислали письмо с примерно следующим текстом: "У нас есть бесплатный готовый сервис, он хороший, мы - его разработчики. Вот ссылки на сервис, вот образцы, что из этого можно сделать".
Я прочитала письмо по диагонали, вздохнула и засунула его в помойку. Днем позже в журнале возник комментарий, в котором висело похожее предложение. Но комментарий чем-то меня задел. Хоть я и поклялась больше никогда не связываться с какими-то там готовыми штуками, что-то заставило меня нажать на ссылку. Пока я пыталась понять, что это такое, пришло личное сообщение через жж, с еще более подробным объяснением, что это за сервис. Объяснение звучало очень привлекательно.
Только час спустя я поняла, что все это - тот же сервер, письмо про который я засунула в помойку.
Чтобы на этот раз не тратить сто часов на возню с магазином, про который потом выяснится, что он не может самого главного, я набросилась на техподдержку и выложила активистам всю трагическую историю. Меня утешали, и писали, что обо всем об этом они уже подумали, и нашил такие-то решения. Когда у меня наконец закончились придирки, я пошла и завела себе этот магазин.
На прикручивание к нему желанного дизайна, включая рисование самого дизайна и разрезание его на хтмл, и на все настройки, от пересылки до платежек у меня ушло 4 часа. Из них, признаться, бОльшая часть ушла на картинки и передвигание чего-то куда-то, потому что я вдруг решила, что "пусть лучше будет вот так", а потом еще 4 раза передумала.
Еще где-то час ушел на переделывание всех картинок для товаров, т.к. у этого магазина немного иная логика, чем у этси, а мои картинки все были заточены под этси. И еще час на заведение товаров, в основном - копи-пейст и немного внимания, чтобы не ошибиться в мелких настройках.
И вот... та-да!
Хвастаюсь:
вот мой новый магазин.
А вот - хозяева сервиса, убедившие меня поселиться у них:
www.ecwid.comЛогика оказалась очень простая - магазин заводится на сайте
eсwid, и после выкручивания всех настроек хозяин получает кучу готовых кусков кода, которые он может вставлять куда угодно. Основная витрина магазина, меню и отдельные товары, существуют в виде "виджетов", которые вставляются во все. Можно запихать один отдельный товар в блог на blogger.com или весь фронт магазина в фейсбук или вконтакте. И конечно любые части магазина, вместе или по отдельности, можно засунуть в любой сайт. На сайте получилось легко всунуть магазин в желанный дизайн, потому что дизайн делается как угодно (или как кто может), а потом в него просто кусками вставляются меню и товары.
Насколько я понимаю, на сегодняшний день этим сервисом в основном пользуются русские и американские пользователи. Теперь сервис прошел испытание немецкой почтой (у нас самое кривое устройство почтовых зон и тарифов на свете!).
А еще они прошли испытание дизайнером-маньяком. Потому что я уже писала, как я работаю с сервисами. Я нажимаю 200 кнопок, попадаю в немыслимое место, в слезах бегу к техподдержке, но не могу реконструировать, как я создала свою катастрофу (а разработчики не могут понять). Пока вся техподдержка ищет решение и рисует мне скриншоты, я успеваю нажать 20 новых кнопок, и беда сама нечаянно куда-то рассасывается, но появляются три новые. И так - пока не настрою все.
Но я справилась за пару дней.
Спасибо коллективу
ecwid за безграничное терпение и за, кажется, идеальную основу для магазина! Держитесь, сейчас его начнут раскачивать на другой стороне покупатели. Но я уже верю, что и тут все будет хорошо! :-)
***