Многие пишут, что недавно начали работать иллюстратором, и мечтают о том дне, когда увидят свою иллюстрацию напечатанной в каком-нибудь издании. По-настоящему, типографским способом, тиражом. Чтобы разные (может быть даже совсем чужие) люди взяли в руки какое-то печатное издание, и увидели там их картинку. Чтобы можно было написать в портфолио "Мои иллюстрации опубликованы в разных изданиях" и начать писать список клиентов и публикаций. Чтобы увидеть, как оно получается в печати. Чтобы подержать в руках. Это так приятно!
Но как это сделать?
1 - Самиздат.
Это первое, что приходит в голову каждому, мечтающему о публикации, но (еще) не признанному иллюстртору. Гоните эту идею прочь! Как можно дольше!!!
Не потому, что "самиздат" это "некруто", "негламурно" и "непрестижно", а потому что оно не вполне отражает то, из-за чего люди хотят публикации. Самиздат не только не приносит доходов, но так же часто приносит большие расходы, и главное, самиздат чаще всего остается в кругу ближайших друзей, которые и так все ваши картинки наизусть знают. Самиздат, это очень интересный и симпатичный художественный жанр, но опыт показал, что он совершенно не утоляет ту самую "жажду публикаций", о которой здесь речь. Оказалось что психлогически для публикующего очень важно, чтобы его работу напечатал кто-то другой. В этом процессе должен участвовать кто-то кроме автора, который возьмет его картинку в свое издание, на которое он добывает средства (и которые он среди прочих готов выделить на публикацию этой картинки, потому что он ее для этого выбрал).
2 - Публикация без гонорара в бедном издании.
Иногда бывает, что человеку не столько хочется денег, сколько публикации. Естественно, простейший способ в таком случае, предложить свою картинку какому-то изданию, которое явно не очень богато. Как его выявить? Посмотрите вокруг.
В каждом большом магазине с журналами есть уголок, где стоят менее популярные, редкие, новые журналы. Некоторые из них напечатаны на хорошей бумаге, но видно, что изобразительного материала у них было мало, много стоковых картинок, верстальщик много мучился, пытаясь как=то облагородить не очень хорошие картинки. Посмотрите в выходные данные. Если весь журнал делала команда из 4 человек, и все рисованные иллюстрации в этом издании принадлежат одному автору, это явно издание "сделанное на коленке". Напишите им приветливое письмо, мол, мне симпатично ваше издание и я просто хочу публикации. Вот портфолио, из которого вы можете выбрать что угодно. Вот увидите - они скажут спасибо, и при следующем же выпуске дизайнер с удовольствием пороется в предложенном и выберет что-нибудь.
3 - Публикация в бедных изданиях, которые придут сами.
Выставляйте картинки где только можно - у себя на сайте, на серверах, где можно выставлять коллекции картинок, на специальных иллюстраторских серверах. Заведите отдельную папку (или пометку) "не-эксклюзивно проданные иллюсчтрации" или просто "for sale". Сделайте где-нибуд приписку, что помеченные таким образом картинки уже были проданы какому-то клиенты не-эксклюзивно, и могут быть проданы еще раз на очень выгодных условиях. Наверняка через некоторое время приползут разные небогатые издания, спрашивать, что это за особо выгодные условия. Можно посмотреть на издание, спросить, сколько они готовы заплатить. Многие из них вообще сразу честно пишут, что не могут предложить денег. Многие иллюстраторы с радостью дают опубликовать картинку бесплатно, просто решив, что лишняя публикация в любом случае лучше, чем ее отсутсвие.
4 - Пусть ее возьмут на "помойке".
Что надо сделать, чтобы разбогатеть на стоках, это отдельная невеселая песня. Н хороших и сложных иллюстрациях на стоках разбогатеть очень трудно, а может быть и невозможно вовсе, но если выложить туда несколько десятков своих невостребованных (или уже неэксклюзивно проданных) иллюстраций, их очень скоро разберут за копейки на разные проекты. Да, автор получает за каждую такую публикацию совсем смешные деньги. Но можно обратиться к покупателю и спросить, куда иллюстрация отправилась. Выяснится, что иллюстрации ушли в новые журналы, брошюры, разные заказы небольших агентств. Очень многие дизайнеры по просьбе даже присылают потом макет готового издания или ссылку на то, где оно вышло.
5 - Продать тому, кто покупает.
Если вы хоть раз сотрудничали с арт-директором какого-то агентства или редакцией журнала, это уже вполне себе повод периодически присылать им ссылку на свеже выложенное портфолио, в котором выставлены картинки на продажу. Это могут быть невостребованные и не принятые другими заказчиками картинки, сделанные "для себя", сделанные для собственных книг, или сделанные для друзей и каких-то некоммерческих акций. Или, как уже сказано, проданные не-эксклюзивно другим заказчикам, у которых уже прошел срок запрета на публикации этой картинки в других местах.
Некоторые пишут прямо под картинками цену, которая значительно меньше, чем если бы иллюстрацию рисовали на заказ.
Редакторы - тоже люди, им иногда срочно надо заполнить какую-то дырку, и в таких случаях они с удовольствием роются в подобных присланных портфолиях - почему бы и нет. Конечно не всегда можно найти иллюстрацию, точно подходящую к тексту. Но иногда можно нацти такую. которая почти подходит. Зато дешево и не надо ждать пока ее нарисуют, она уже готова.
6 - Если вы еще ни разу не публиковались в каком-то популярном издании, получить публикацию, просто прислав главреду портфолио - почти безнадежно. Но попытка ничего не стоит. Иногда бывают чудеса и талантливых авторов замечают.
7 - Записаться на какой-нибудь гуру.ком и получать 10 приглашений в день нарисовать 10 иллюстраций для детской книжки за 200 долларов. Это все - полное безумие. На этих рынках чаще всего торгуют полнейшим мусором (естественно, понятно, кто продает свои картинки за такие цены, и кто их покупает). Но некоторые используют такие платформы для старта. Если выложить там в портфолио очень хорошие работы, естественно на них сбегутся клиенты, не верящие своему счастью - такой хороший иллюстратор готов работать за так мало денег. Сделав так за мало денег пару книжек, (и настойчиво выпросив у издателя авторских экземпляров) можно начинать показывать результат более солидным издательствам, уже требуя нормальные гонорары.
Издательства больше любят не совсем "зеленых" новичков, а тех, кто уже имеет какие-то публикации. Это с одной стороны вселяет больше уверенности, что человек умеет работать по заданию и успевать работу к сроку. С другой стороны успокаивает: "Он умеет рисовать так качественно, что кто-то уже не пожалел денег на то, чтобы это растиражировать". (Рискнул своими деньгами, значит был уверен, что продаст).
8 - Ищите в интернете и в журналах по дизайну и иллюстрации призывы к участию в коллективных проектах и конкурсах. Посылайте свои работы везде, где приглашают, какая-то часть из них где-то "пробъется".
9 - Ищите такие же призывы на сервере flickr.com. Там часто заводят целый сообщества (в сообществах и надо искать, например по ключевым словам "иллюстрация" и "книга") материалы для сборников. все эти "1000 визуальных идей", "10000 иллюстраций про еду", "10000000 флаеров". как вы думаете откуда они берут эти тыщи картинок?
10 - Ищите автора, у которого еще нет иллюстратора.
Все мы периодически видим публикации пишущих людей, которые явно скоро что-то издадут. Всякий популярный автор, регулярно выкладывающий в свой блог забавные рассказы, рано или поздно воскликнет "ищу издателя" или может быть "ищу спонсора" или "ко мне обратилось издательство". И, не пройдет и пару месяцев, как там же мы увидим приглашение на презентацию его новой книги. Есть даже целые сообщества, в которых авторы ищут издателей или переписываются о проблемах, связанных с изданием их книг. Если вам нравится автор, ничего не стоит предложить ему нарисовать для его издания обложку или картинки. Очень многие реагируют на подобные предложения с радостью и благодарностью. Как условия и деньги автору удастся выторговать для иллюстратора - вопрос третий, но найти таким образом симпатичный текст, на котором можно попробовать свои силы - вполне реально.
На самом деле это далеко не все способы, как можно увидеть своб картинку в напечатанном виде.
Предлагаю дальше пополнять список тем, кто знает еще рецепты. А я пойду рисовать дальше картинку, по которой публикация давно плачет.
:-)