Вопросец, и не один

Feb 04, 2024 21:20

Есть вопрос, который ставит меня в тупик. Давайте его обсудим, о многомудрые камарадос. Ну, кому не жалко подумать в эту сторону и сказать, что там можно еще надумать ( Read more... )

Leave a comment

Comments 169

comprachikos February 4 2024, 20:40:25 UTC
текстоцентричность как признак развитой цивилизации
Япония не очень соответствует

Reply

timelets February 4 2024, 21:07:49 UTC
源氏物語

Reply

miya_mu February 4 2024, 22:35:44 UTC
Я не большой специалист по Японии, но вроде бы там есть прямая линия наследования от Китая, а уж Китай был текстоцентричен еще до Конфуция. Ну и дальше, - одно только правило переписываться стихами, цитируя известные тексты, это же ясный признак текстоцентричности.

Reply

awadd0n February 4 2024, 23:23:48 UTC
Текстом, но не речью. Устная речь с текстом связана не то чтобы очень сильно - даже сейчас официальных языков в стране чуть меньше десятка, а две тысячи лет назад устная речь была бы в принципе непонятна современному жителю Поднебесной. В то же время двухтысячелетний текст скорее всего прочитает любой образованный человек. Тот самый момент, когда можно просто умея читать ты способен прочитать Конфуция в оригинале.

Reply


olaff67 February 4 2024, 20:46:33 UTC
Логос это не просто слово, но еще и понятие со смыслом, и зависимость языка и мышления не количественная, а качественная: где удается схватить больше меньшим количеством - там логос сильнее развит, а не вот этот весь падежный ряд с морфемами.

Reply

miya_mu February 4 2024, 22:44:43 UTC
Точно, именно это я и пыталась сформулировать.
Не это только одна сторона вопроса. У меня, сам понимаешь, сейчас свет клином сошелся на древнегреческом, а он очень флективный, до избыточности. Ты думаешь, их логос уступал современному английскому? Так-то я и английский люблю за его строительные свойства, а испанский с каталанским ругаю, возможно, зря, - что имеем, то не ценим. Но как же трудно на испанском писать о философии, чего не хватишься, ничего нет, - зато омонимов для обозначения толстяков, выпивки и падших женщин больше, чем категорий божественного у схоластов.

Reply

olaff67 February 4 2024, 23:59:17 UTC
На тот исторический момент древнегреческий был толще выше остальных, иначе бы мы не выделяля древнегреческую культуру.

Тут не надо упираться в грамматику с семантикой самих по себе - язык должен лучше соответствовать логосу времени как уровню развития общества. Т.е. логос полностью не в языке находится, а в отношениях языка с миром. Из одного только какого-то языка логос не вытащить.

Reply

miya_mu February 5 2024, 00:11:03 UTC
Ой, не скажи про исторический момент, греческий остался потрясающим языком. Читаю сейчас Ксенофонта, а он, как говорят, пишет совсем просто, - так вот в переводе он становится чуть ли не вдвое проще, теряется масса оттенков. Правда, у меня английский параллельный перевод, на русский вроде бы переводится лучше и точнее.
Но с испанским просто беда, в языке не хватает базовых абстрактных понятий.
И вот кстати, я же разбираюсь с литературой семнадцатого века, как раз время перехода с латыни на европейские языки. Там исключительно мощно задвигают, но в самых сложных местах переходят на латынь и греческий, они более смыслоёмкие на тот момент.

Reply


timelets February 4 2024, 20:52:45 UTC
Логос отражается в языке, но не сводится к нему. Это легко заметить, когда вы читаете философские работы или делаете философскую работу. Кроме того, за последние двести-триста лет возникли новые специализированные языки науки, математики и технологии. Можно утверждать, что человеческий язык (as a whole) стал богаче. Но есть ощущение, что в середине прошлого века Логос наткнулся на стену, которую сейчас описывают общим термином AI.

Reply

miya_mu February 4 2024, 22:52:08 UTC
Вот это насчет богаче у меня и вызывает сомнения. Теряя опору на канонические тексты, язык оскудевает, - и здесь не ИИ виной, а движение семидесятых за новые каноны. Так-то это движение я тоже люблю, но постаревшие околохиппи испанских восьмидесятых и все, что они распространяют, это кошмар, ужас и низкий жанр газетного памфлета. Впрочем, у меня в близком кругу только две таких пары, может, они не все такие.

Reply

timelets February 5 2024, 05:09:26 UTC
Возможно, это свойство вашей языковой среды. Сейчас довольно много канонических текстов в разных областях знания и других способов восприятия мира, поэтому на их стыках неизбежно возникают обедненные pidgins повседневности.

Reply

miya_mu February 5 2024, 13:19:05 UTC
Нормальная у меня среда, масонская, причем на довольно высоком уровне собеседников. Я и в масонство пошла за средой, поскольку в первые годы общалась в основном с университетскими людьми, пустив корни среди университетских же филологов. Очень было скучно и бедно.

Reply


vadperez February 4 2024, 21:39:19 UTC

тем больше и глубже мысли - тем больше хочется на них и останавливаться ("естественный метаверс")

Reply

miya_mu February 4 2024, 23:00:22 UTC
А что, так можно было, - просто останавливаться и плавать в этих мыслях, как пчела в меду? Заманчиво звучит.
С другой стороны, меня никто под руку не толкает, пишу со скоростью сонного ленивца и по сто раз переписываю, но вот сейчас попросили сборник по символике, а там какие символы, известное дело, - семнадцатый век в Англии породил сплошные гиппертексты. А я не могу для себя прояснить механизм, не то что вставить отсылки.
Про естесвенный метаверс поясните, пожалуйста.

Reply

vadperez February 4 2024, 23:05:42 UTC

все это - "закон притягательности собственных идей"* (чем глубже и больше - тем шире следствия и мир вокруг этих идей. вот и "естественный метаверс")

(можно считать мои комменты в данной ветке проявлением этого закона)

Reply

miya_mu February 4 2024, 23:56:18 UTC
Хм, это интересная перелицовка классического принципа одаренности как сильной вовлеченности в предмет. Очень славно!

Reply


staerum February 4 2024, 23:11:46 UTC

Лучше в многокритериальном мире вопрос тонкий. Мы мыслим сложнее, детальнее, а это не всегда полезно для способности, например, конструктивно договориться. Торговцу надо говорить бойко и ясно, воину - громко и чётко (у нас для этого мат есть, тут удача). А вот для досуга. Для досуга да, лучше.

Reply

miya_mu February 4 2024, 23:57:42 UTC
Под досуг у вас попадет искусство, философия и религия, как я погляжу? ))

Reply

staerum February 5 2024, 00:06:47 UTC

Безусловно. И, например, литература. Досуг это тот бесценный момент, когда ты не отягощен грузом злобы дней. И есть минута для дружеской беседы или молитвы или рассуждения о наблюдаемом. Дар чистого человеческого, внепринужденность. А для работы нет, язык неподходящий. Разве что это научная работа, свободный поиск.
Наш язык сформирован длинными зимними вечерами)

Reply

miya_mu February 5 2024, 00:15:39 UTC
А, ну да. У испанцев же сформирован язык другого досуга, когда после жаркого дня все выходят на улицу и начинается веселье. Кое-кто сказал бы, что мы редуцируем, но почему бы и не поредуцировать в свое удовольствие?

Reply


Leave a comment

Up