Как-то не смог спокойно пройти мимо...
Благодаря
shusek прочел статью С.Боровкова
"Их имена носят улицы", опубликованную в 95-ом номере местной газете "Луганская правда" за 1995г. Эта статья о том, как улицы Гудованцева и Ритслянда на городке завода им. Октябрьской революции получили свое название. Автор посокрушался, что молодое поколение, пожалуй, уже и не знает, что названия этих и ряда других улиц нашего города связаны с увековечением памяти участников полета дирижабля
«СССР-В 6» , погибших 06.02.1938 г. при спасении полярной экспедиции И.Д. Папанина и патетически, с пафосом, закончил статью - "
Какие бы политические страсти ни бушевали в странах бывшего Союза, в наше время смуты, давайте сохраним память героев голубого океана в названиях улиц, кварталов города Луганска и вспомним их фамилии: аэростатчики - Н.Гудованцев, А. Ритслянд, В. Лянгузов, И. Паньков, Д. Градусов, С. Демин... "
Нужно заметить, что меня всегда интересовала информация о том, именем кого и почему названа та или иная улица нашего города. Может быть, это связано с тем, что одна из улиц Луганска названа именем моего далекого родственника, двоюродного брата моего деда по отцу, рабочего луганских железнодорожный мастерских, участника боев на Острой Могиле, погибшего на гражданской войне от рук белоказаков, Мартына Григорьевича Гоженко.
В силу специфики своей работы, многие годы мне приходится выяснять - по какому адресу проживает каждый, поступающий в травмпункт, больной. И часто, если есть настроение и позволяет ситуация, я интересуюсь у поступающего, что он знает о человеке, именем которого названа улица, на которой он проживает. Должен заметить, что мало кто знает хоть что-нибудь о человеке или событии, в честь которого названа его улица. Процентов 10-15, не более. Конечно, это не касается жителей ул. Ленина, Шевченко или Чапаева... А вот если улица носит имя, скажем, Баха, Сосюры или 21-го МЮДа, то тут только вариантов можно услышать, от космонавтов до местных бандитов... И что интересно, свое незнание проявляет не только молодежь, что, в принципе, естественно, ни и их родители и даже дедушки и бабушки.
Во! Вспомнил один замечательный случай. Скорая привозит несостоявшегося самоубийцу - в смерть пьяного, сопливого, с окровавленными повязками на руках, 16-летнего оболтуса. Сопровождает его бабушка. Так как оболтус совершенно неконтактен, на мои вопросы не отвечает, посылает всех матом и плюется, приходится разговаривать с бабушкой. Спрашиваю ФИО и адрес недорезанного. Бабушка говорит, что унучок проживает на улице 20-го Съезда ВЛКСМ, после чего медленно начинает повторять аббревиатуру - Вэ, Лэ, Кэ, Сэ, Мэ. Спрашиваю, зачем она это делает, ведь мне и так все понятно. А потом придуриваюсь и спрашиваю у бабушки:
- А чо такое название странное, чо такое ВЛКСМ?
Бабка с удивлением смотрит на меня и презрительно заявляет:
- Чему вас токо в иннститутах учуть? Неужто не знаешь, что это парк такой в центре города... Очевидно она имела в виду парк имени 30-летия ВЛКСМ...
Занавес.
Ну ладно, теперь к делу. При прочтении статьи из "Луганской правды" резануло взгляд то, что написание фамилий людей, в чью честь названы улицы, расходятся с тем, что мне приходилось слышать ранее... Разве есть у нас в городе улицы Ритслянда, Градуса и т.д.?
Смотрим на карту и видим - нет таких... Зато есть улицы им Рислянда и Градусова. А кто же это такие?
Сразу скажу, что во всем интернете не нашел такой персоналии как Рислянд, если не считать то, что в списке произведений, входящих в репертуар известной скрипачки, солистки Московской государственной академической филармонии Надежды Токаревой некий
К.Рислянд упоминается как автор "Чудного вечера". Вряд ли за это в пролетарском Луганске назвали улицу его именем... Да и "Чудный вечер" написал по моему К. Дебюсси. Ну да ладно...
Градусовых, конечно, поболе будет, но явных кандидатов, претендующих на название улицы в его честь, все же не найдено. Ну, трудно себе представить, чтобы в 30-х годах прошлого столетья, на Луганщине, родине красного маршала Ворошилова, кто-то догадался назвать улицу именем
Владимира Валериановича Градусова, в схиме - Лазаря, епископа Русской Церкви, архиепископа Ярославского и Ростовского...
Так кто же такие Ритслянд, Градус, Гудованцев и другие? С подачи
shusek пришлось окунуться в поиски. Вот что нашел в
"Сборнике научно-технических работ по дирижаблестроению и воздухоплаванию" Москва, 28.04.1938.
О катастрофе дирижабля
«СССР-В 6» Вечером 5 февраля 1938 г. дирижабль
«СССР-В 6», под командованием т. Гудованцева, вылетел из Москвы в пробный, тренировочный полет по маршруту Москва - Мурманск - Москва с тем, чтобы в случае удачи этого полета и испытания материальной части дирижабля
«СССР-В 6» решить вопрос о направлении его для снятия экспедиции Папанина, о чем экипаж дирижабля возбудил особое ходатайство перед правительством.
Следуя по маршруту и имея регулярную связь по радио с Москвой, Ленинградом и др. пунктами, дирижабль благополучно проследовал над Петрозаводском, Кемью и к 19 часам 6 февраля приближался к станции Кандалакша (277 км до Мурманска).
Продвижение дирижабля по маршруту регистрировалось по радиограммам т. Гудованцева, а также наблюдениями с земли, причем в 18 час. 56 мин. 6 февраля был зафиксирован полет дирижабля в районе ст. Жемчужная (39 км до Кандалакши).
После получения в 18 час. 56 мин. радиограммы т. Гудованцева о благополучном ходе полета работа радиостанции
«СССР-В 6» внезапно оборвалась, и на вызовы многочисленных наземных радиостанций дирижабль не отвечал.
На участке пути до Яндозера дирижабль шел на высоте 300 м, в нижней кромке облаков, затем - до Кеми в облаках и приближался к Кандалакше при снегопаде, что в условиях наступившей темноты ухудшило видимость.
Около 20 час. поступили тревожные сообщения от местных жителей, наблюдавших около 19 час. полет дирижабля в районе ст. Белое море (19 км до Кандалакши). Жители слышали какой-то сильный гул, после которого прекратилась слышимость шума - моторов дирижабля и сам он исчез из поля зрения.
В район предполагаемой аварии немедленно были направлены поисковые группы из местных граждан и военнослужащих частей РККА на оленях и лыжах. Одновременно были усилены и непрерывно велись поиски радиостанции дирижабля в эфире, не давшие, однако, положительных результатов.
На рассвете 7 февраля одна из поисковых групп обнаружила, что дирижабль
«СССР-В 6» действительно потерпел катастрофу в 18 км западнее ст. Белое море.
По предварительным данным, катастрофа наступила в результате того, что дирижабль
«СССР-В 6» задел вершину горы вследствие недостаточной .высоты полета и плохой видимости, при безотказной работе материальной части во все время полета.
Из общего состава экипажа дирижабля
«СССР-В 6» в 19 человек в результате катастрофы погибло 13 человек, трое легко ранены и трое - невредимы.
При катастрофе убиты товарищи: Гудованцев Н.С.- первый командир дирижабля «СССР В-6», Паньков И.В.- второй командир, Демин С.В. - первый помощник командира, Лянгузов В.Г. - второй помощник командира, Кулагин Т.С. - третий помощник командира, Ритслянд А.А. - первый штурман, Мячков Г.Н. - второй штурман, Коняшин Н.А. - старший бортмеханик, Шмельков К.А. - первый бортмеханик, Никитин М.В. - бортмеханик, Кондрашев Н.Н. - бортмеханик, Чернов В.Д. - бортрадист, Градус Д.И. - борт-синоптик.
Легко ранены: Почекин В.И.- четвертый помощник командира, Новиков К.П. - бортмеханик, Бурма-кин А.Н. - бортмеханик.
Невредимы: Устинович В.А. - корабельный инженер, Матюнин И.Д. - бортмеханик и Воробьев - инженер-радист.
На место катастрофы из Мурманска направлена правительственная комиссия в составе: командира Н-ской авиаэскадрильи - т. Кирсанова и нескольких работников дирижаблестроения. Тела погибших товарищей будут доставлены для похорон в Москву.
Похороны погибших приняты на государственный счет. Правительством решено выдать семьям погибших воздухоплавателей по 10 000 руб. единовременного пособия и установить повышенное пенсионное обеспечение.
Там же есть и краткие биографии погибших героев-воздухоплавателей. Приведу здесь биографии только тех, чьими именами названы улицы в Луганске (фотографии взяты из книги В.П.Бороздина
"И опять мы в небе").
Н.С. Гудованцев - Первый командир дирижабля
«СССР-В 6» Замечательный водитель дирижаблей Николай Семенович Гудованцев родился в 1909 г. в семье рабочего на станции Чулым, Омской ж. д.
Он начал трудовую жизнь с 15 лет подручным кровельщика. В этом же возрасте вступил в комсомол.
Любознательного, способного, пылкого юношу влекла к себе область авиации. Он был послан на учебу комсомолом в Омский индустриальный техникум. Здесь он проявил большие способности и создал ряд аэросаней и глиссеров.
Энергичный, настойчивый, с редкими организаторскими способностями Николай Гудованцев выбирает своей специальностью дирижаблестроение. Он окончил в 1935 г. курс в Дирижаблестроительном учебном комбинате и получил звание инженера-механика дирижаблестроения.
Н. С. Гудованцев - непременный участник всех крупнейших перелетов дирижаблей. Больше 2 тысяч часов провел он в воздухе на дирижабле, в том числе свыше 200 часов ночью и в слепых полетах, командуя дирижаблями
«СССР В-2» и
«СССР В-8» .
Этот необычайно требовательный к себе пилот не знал аварий. Простой и скромный, он был способен на героические дела. За самоотверженный поступок по спасению дирижабля и людей в октябре 1935 г. в Донбассе Гудованцев был награжден орденом Красной Звезды.
За высокие летные качества и организаторские способности т. Гудованцев в 1937 г. назначен командиром эскадры дирижаблей и утвержден Совнаркомом Союза членом совета при начальнике Аэрофлота.
С большим энтузиазмом внес Гудованцев предложение использовать свой корабль для спасения отважной четверки папанинцев. Но несчастный случай нелепо оборвал жизнь неустрашимого, талантливого командира, преданного сына родины комсомольца Николая Гудованцева.
А.А. Ритслянд - Первый штурман дирижабля
Алексей Александрович Ритслянд заслуженно пользовался репутацией лучшего штурмана Союза. В историческом полете на Северный полюс он находился на самолете «СССР Н-171». За участие в этой экспедиции т. Ритслянд был награжден орденом Ленина. В 1936 г. т. Ритслянд вместе с Героем Советского Союза Молоковым В. С. совершает большой арктический перелет на самолете «СССР Н-2». Правительство награждает его тогда орденом Трудового Красного Знамени.
Тов. Ритслянд родился в 1904 г. в семье крестьянина в селе Александрове Кудиревского района, Калининской области. В 1922 г. он оканчивает среднюю школу. В 1923 г. работает в сельском хозяйстве. Осенью этого года он поступает курсантом в Ленинградскую артиллерийскую школу, откуда в 1926 г. командируется в школу летчиков-наблюдателей. Кончив школу в 1928 г., Алексей Александрович назначается летнабом в Н-скую авиа-эскадрилью. Затем его командируют в школу специальных служб на отделение инструкторов связи. Окончив ее, он снова работает в своей части летнабом, а также инструктором связи. В 1929 г т. Ритслянд назначается начальником связи авиапарка а в следующем году - начальником электро-радиослужбы экадрильи. На этой работе Алексей Александрович - до 1932 г. В 1933 г он поступает в Главсевморпуть штурманом-радистом и работает до последнего времени в полярной авиации.
В золотые страницы истории завоевания Арктики навсегда вписано имя замечательного советского пилота, гордого сокола нашей родины - Алексея Ритслянда.
Д.И. Градус - Бортсиноптик дирижабля
20-летний пекарь Давыд Градус в 1928 г. решил переменить профессию. Он поступил в военную школу на курсы метеорологов и через год стал специалистом-метеорологом.
С 1930 г. Давыд Исаевич работает в частях ВВС РККА, после демобилизации переходит на работу в эскадру дирижаблей. В 1933 г. он был назначен начальником метеорологической службы в дирижабельном порту. Тов. Градус - постоянный участник всех длительных перелетов дирижабля
«СССР-В 6».
Хороший специалист-синоптик т. Градус был активным общественником. Он заботливо и чутко относился к людям и пользовался всеобщей любовью.
И.В. Паньков - Второй командир дирижабля
Иван Васильевич Паньков родился в 1904 г. в семье мордовского крестьянина-бедняка. До 18 лет Паньков работал в поле вместе с родителями. В 1922 г. он поступил рабочим-смазчиком на Яковлевскую текстильную фабрику в Ивановской области. Там же в 1924 г.. вступил в комсомол, а в 1926 г.- в ВКП(б).
Энергичный, способный юноша жадно тянулся к знаниям. В 1926 г., окончив рабфак, он поступает в Московское высшее техническое училище на аэромеханический факультет, реорганизованный в воздухоплавательное отделение авиационного института. В 1932 г. он, продолжая учебу, работает сначала помощником командира корабля, затем командиром на дирижаблях
«В-1» и
«СССР-В 6»;. Общий налет т. Панькова на дирижаблях свыше 1000 часов. Он приобретает славу знающего, мужественного, всегда спокойного и бесстрашного водителя корабля. За ряд полетов Иван Васильевич получает благодарности и премии. Он получает наградной знак Центрального совета Осоавиахима.
Иван Васильевич - активный участник общественной жизни эскадры, бессменный член партийного комитета, в последнее время член райкома партии. В 1937 г. т. Паньков защищает дипломный проект и получает звание инженера I степени.
Скромный, обаятельный человек, замечательный товарищ и командир, - таким навсегда он останется в сердцах всех знавших его.
С.В. Демин - Первый помощник командира дирижабля
С. В. Демин родился в 1906 г. в г. Себеж. Как и многие другие советские аэронавты, Сергей Владимирович был питомцем Дирижаблестроительного учебного комбината. Он поступил сюда в 1929 г. с рабфака. До этого был на комсомольской работе, руководил пионерскими отрядами.
В 1927 г. он вступает в ВКП(б). Тов. Демин окончил институт в 1934 г. Но еще за два года до этого ему доверяют водить один из дирижаблей. Он командует дирижаблями «В-1», «В-4» и последнее время был первым помощником командира
«СССР-В 6». Его общий налет на дирижаблях-свыше 1000 часов. Им была проведена большая работа по подготовке кадров дирижаблистов.
Тов. Демин показал себя не только способнейшим мастером пилотажа, но и выдающимся изобретателем. Его проект механизации ввода и вывода дирижаблей, буксировки, многочисленные рационализаторские предложения были с успехом осуществлены на практике.
Сергей Владимирович - активный участник общественной жизни эскадры. Как много мог еще свершить этот талантливый аэронавт-инженер, если бы трагическая катастрофа не оборвала его молодую жизнь.
В.Г. Лянгузов - Второй помощник командира дирижабля
Второй помощник командира дирижабля
«СССР-В 6» Владимир Георгиевич Лянгузов в 1934 г., в 25 лет, получил звание инженера-механика, окончив Институт дирижаблестроительного учебного комбината.
Как и командир дирижабля, он вышел из рабочей среды, рано начал трудовую жизнь, так же рано, в 15 лет, вступил в комсомол. Бывший ученик на кожевенном заводе, Владимир Лянгузов упорно и настойчиво овладевал искусством пилотажа. Он не знал вынужденных посадок и аварий. Он исключительно любил свое дело, все время работал над повышением своего технического уровня, чтобы быть всегда готовым к выполнению ответственных заданий, как верный сын своей замечательной страны, как верный сын ленинского комсомола. Он неоднократно выбирался в руководящие органы комсомольской организации эскадры дирижаблей. Он летал на дирижаблях
«В-3» ,
«В-5» и
«СССР-В 6». Общий налет превысил 750 часов.
Как оказалось, эта тема показалась интересной не только
shusek и мне...
galinabelonogin в 2008 году опубликовала интереснейшую статью
"Вулицi iменi дирижаблистiв", в которой описала улицы, названные именами пилотов, дома, на них стоящие. Отметила также и факты несоответствия названий некоторых улиц реальным фамилиям воздухоплавателей. Упомянула и о том, что еще в 2003 году Л. Скворцова в №18 газеты "Жизнь Луганска" за 30 апреля ставила вопрос о том, что необходимо исправить ошибки в названиях двух улиц - Рислянда и Градусова. Ее так никто и не услышал...
Но что-то все-таки произошло... С одной улицей. С улицей, которая должна была носить имя командира дирижабля Николая Семеновича Гудованцева. Должна была, а не носила... Именовалась улицей некого Годуванцева. Свидетельством тому является карта Ворошиловграда, выпущенная Главным Управлением Геодезии и Картографии при Совете Министров СССР в 1982 году под редакцией С.А. Школьного.
В справочнике для жителей и гостей Ворошиловграда "Для всех и каждого" (автор-составитель А.И.Тананакин, из-во "Донбасс" 1988г.) так же упоминается только "неправильное" название этой улицы. Такое же "неправильное" название присутствует и на сайте
Центральной избирательной комиссии Украины Знаю одного человека, который проживает на этой улице. О командире дирижабля он и слыхом не слыхивал и ему все равно, как улица называется, но он утверждает, что недавно улица переименована. Подтверждением этому может служить и то, что на современных картах Яндекса и Гугля присутствует уже "правильное" название. Когда произошло это переименование - неизвестно. Вероятнее всего недавно, поэтому логично было бы поискать решение о переименовании улицы на сайте Луганского городского совета
http://gorod.lugansk.ua/. О переименовании улицы здесь нет никакой информации, по крайней мере я не нашел, в большинстве своем упоминается старое название, хотя в Приложении №2 к решению исполнительного комитета Луганского городского совета от 16.05.2007 № 132
МАРШРУТНАЯ СЕТЬ постоянных городских автобусных маршрутов общего пользования г.Луганска указано, что автобус №116 следует по ул. Годуванцева, а №198 - по ул. Гудованцева...
Кому верить? Было ли вообще переименование с "неправильного" на "правильное" название? Информации об этом я нигде не нашел. Правда, одноклассник, сотрудник редакции одной из областных газет, пообещал помочь в поисках.
А вообще, интересно, каким образом в Луганске улицы именовались именами погибших героев в 1938 году?
Известно, что трагедия произошла 6-го февраля 1938 года. 12 февраля 1938 г., На Новодевичьем кладбище Москвы, состоялись похороны 13 отважных воздухоплавателей, погибших при катастрофе дирижабля «СССР В-6». В печати появились сообщения, что в Донецке, Луганске и Казани именами Гудованцева, Ритсланда, Лянгузова названы улицы. В городе Долгопрудном появилась улица Дирижабельная.
Как так получилось, что в Луганске решили назвать именно 6 улиц (а не 13, в соответствии с общим количеством жертв катастрофы, или 1, по фамилии командира дирижабля) именами погибших аэронавтов, умудрившись 3(!!!) из них назвать неправильно???
Кто эти грамотеи? Куда смотрели жители этих улиц? Ведь имена героев были тогда на слуху, в каждой газете печатали статьи с фамилиями погибших, по радио было много передач, посвященных этой теме... Всем было все равно и тогда?
Click to view
Знает ли Нина Давыдовна Бежаева, дочь синоптика дрижабля "СССР В-6" Давыда Исаевича Градуса, рассказывающая о тех событиях в этом репортаже 2003 года, что в Луганске, название улицы, по идее, носящей имя ее отца, самым наглым образом исковеркано и продолжает оставаться таковым в течение уже более 70-ти лет?
Как вообще такое могло произойти именно в тридцатые годы, когда подобные ошибки (в публичном написании фамилий руководителей страны, ее героев и т.д.) приравнивались к "идеологическим диверсиям" и карались весьма строго, вплоть до тюремного заключения?
Что, в течении всех тех лет, пока коммунисты были у власти, делали их работники "идеологического фронта"? Что делают сейчас их перекрасившиеся дети и внуки? Разбрызгивая во все стороны слюни, борятся за неприкосновенность своей "исторической правды" и не замечают очевидного "исторического идиотизма" у себя под носом ? Про городскую власть я вообще молчу...
В общем, вопросов больше, чем ответов...
Работая в Государственном архиве Луганской области,
galinabelonogin , к сожалению, не нашла документов относительно переименований улиц в постановлениях Луганского городского исполкома от 1938 года. Дела описи №1 фонда 693 касаются 1925-1934 гг, а опись №2 начинается уже военными годами. Самая большая ее надежда - на газетный фонд - не оправдалась, так как в архиве сохранился только один номер газеты «Луганская правда» за 1938 и ДВА - за 1939. Может быть, смысла искать в Луганском областном архиве и не было? В феврале 1938 года Луганской области как таковой еще не было, она отделилась от донецкой области только в июне 1938 года... Может быть в Государственном архиве Донецкой области осталась информация об этом?