Джо Вогель
Как-то в конце 1986 года Майкл Джексон ходил по студии Westlake Audio D, напевая про себя: «I feel so bad, I feel really bad, God music makes me feel good» («Мне так плохо, мне очень плохо, но боже, музыка меня исцеляет»). «В то время мы понятия не имели, что альбом будет назван Bad», - шутит ассистент звукорежиссера Расс Рагсдейл.
Это стало не единственным открытием для команды студии Westlake. Как оказалось, в перерыве между Thriller и официальным началом сессий Bad Джексон написал около 60-70 песен. Одиннадцать из них попали в официальный альбом, а большинство осталось «в монтажной» в различных стадиях готовности.
Последние два года команда инженеров под руководством душеприказчиков Майкла Джексона заботливо архивировала и оцифровывала эти демо-записи. «Некоторые из найденных треков были на очень ранней стадии готовности, другие - настолько завершены, что любой иной артист счел бы их годными к выпуску. Некоторые оказались в промежуточном состоянии», - рассказывает управляющий имуществом Джексона Джон Бранка. Шесть из этих демо-записей были выбраны для второго диска грядущего бокс-сета Bad 25.
Недавно мне довелось эксклюзивно послушать эти еще не выпущенные демо-записи. Меня поразило то, насколько законченно они звучат и какое удовольствие доставляют при прослушивании. Это не просто разрозненные фрагменты песен. И хотя обработка в некоторых треках звучит немного устаревшей, у всех у них запоминающиеся ритмы и припевы. Но по-настоящему ценны они своей аутентичностью. Ни одна из песен не подвергнута современной обработке. Вместо этого они предлагают слушателю взгляд в недра творчества музыканта периода 1985-87 годов. В этих песнях слышны его идеи, его теплота и боль, его юмор и энергия. Мне лучшей в этом списке показалась умеренная баллада «I'm So Blue», хотя на эту роль легко могут претендовать и энергичные ритм-треки «Price of Fame» и «Al Capone». Каждая из этих шести демо-записей (как и две изданные ранее) содержит свой уникальный отпечаток. Но главное, все они - это на 100% подлинный, неприукрашенный Майкл Джексон.
Ниже приведен последовательный обзор песен с дополнительными комментариями звукоинженера и давнего друга Джексона, Мэтта Форджера.
"Don't Be Messin' 'Round"
О создании этого заразительного ритм-трека в стиле Босса-Нова я
писал подробно в июне, когда его выпустили синглом вместе с «I Just Can't Stop Loving You». Эта песня, над которой Джексон работал многие годы и к которой сильно прикипел душой, стала подходящим вступлением для коллекции. Когда-нибудь интересно будет услышать ее более длинные версии и более поздние реинкарнации (многие из песен и демо-записей Джексона имеют длинные версии, которые он впоследствии по наказу Куинси Джонса с неохотой сокращал).
Мэтт Форджер: «Что мне нравится в этих демо, так это их необработанность. У Майкла была свобода самовыражаться, не думая при этом: “Куинси будет оценивать вокал, он должен быть безупречен”. Перед нами просто Майкл - пробующий, экспериментирующий, получающий удовольствие от процесса».
"I'm So Blue"
Это простая, но прелестная баллада о пении, прогоняющем тоску. Ее медлительное задумчивое настроение подчеркивается сочной клавишной основной, воздушными струнными и душевной гармоникой. Песня вызывает перед мысленным взором теплый летний закат, на фоне которого Джексон рассказывает историю о потерянной любви. «I've been singing for so very long, - сокрушается он. - Still I'm crying/ Tell me what should I do» («Я пою уже так долго, и все равно я плачу. Скажи, что мне делать»). Бессловесный припев (sha da da da da da da) - словно вздох покорности судьбе. Подобно блюзменам прошлых лет певец ищет убежище от тоски и одиночества в музыке.
Мэтт Форджер: «Над этой песней Майкл работал со мной и Биллом Боттреллом. Она была сведена уже тогда. Это размеренная меланхоличная песня, которую хорошо слушать в дождливый день у камина. Она немного напоминает музыку Стиви Уандера - гармоникой, тональностью. Стиви играл в жизни Майкла большую роль. Неудивительно, что это влияние видно в его работе».
"Abortion Papers"
Джексон - не первый музыкант, затронувший в творчестве тему абортов. Она также появлялась в работах Нила Янга, Мадонны, Шинейд О’Коннор и Лорин Хилл. В песне «Abortion Papers», Джексон подходит к этому вопросу с осторожностью и неоднозначно: вместо того, чтобы предлагать безапелляционную точку зрения, он преподносит вопрос через личную историю запутавшейся девушки, выросшей в религиозной среде, в доме отца-проповедника. В записках к этой песне Джексон писал: «Нужно спеть песню так, чтобы не оскорбить девушек, которые сделали аборты, и не вернуть им чувство вины - надо сделать это деликатно… Нужно об этом хорошенько подумать». Джексон повествует о драме в жизни девушки сильным, страстным вокалом. Как ни парадоксально, главный недостаток трека - его запоминающийся ритм. Немного странно хотеть подпевать песне об аборте и танцевать под нее, но именно такой позыв рождает заразительный темп. Джексон молодец, что попытался поднять деликатный вопрос, подойдя к нему с чуткостью, хотя похоже, даже он был не вполне уверен, как отнесутся к песне слушатели.
Мэтт Форджер: «Эту песню мы при архивировании материала сначала вообще пропустили. На коробке она была названа "Song Groove", поэтому мы не обратили на нее внимания. Когда же мы узнали, что это, мы стали собирать ее части. Она была записана Брайаном Малуфом и Гари О. - парой инженеров, которые работали с Майклом непродолжительное время. Услышав слова, мы поняли, что песня вызовет неоднозначные трактовки, особенно учитывая политическую ситуацию в стране. Но если вслушаться в песню, в ней рассказана история. Майкл серьезно думал над тем, как к этому подойти. Он не был уверен, как лучше изложить историю. Мы нашли разные вариации вокала - он не хотел, чтобы песня звучала осуждающе. Это он дал понять очень ясно. Но он хотел показать реальную непростую ситуацию».
"Free"
«Got to be free» («Нужно быть свободным»), - восклицает Джексон в финале этой легкой баллады. Его яркий оживленный вокал напоминает беззаботную жизнерадостность песен периода The Jacksons и Off the Wall. Куплеты этого трека определенно еще предстояло доработать, но припева и гармоний достаточно, чтобы унести слушателя прочь от дневных забот: «Free, free like the wind blows/ To fly away just like the sparrow...» («Свободным, свободным, как ветер /Улететь, как воробей…»). Превосходная песня.
Мэтт Форджер: «Порой возвращаться в прошлое и слушать эти вещи мне было эмоционально нелегко. Особенно когда я начал работать над песней “Free”. В этой вещи слышен дух Майкла, его радостный настрой. Она откровенная, она свободная - это Майкл в своей родной стихии, за своим любимым занятием. Когда я слушал ее в первый раз, я заплакал. В такой атмосфере мы с ним работали каждый день».
"Price of Fame"
Одна из характерных для Джексона тем, пронизывающая альбом Bad и не вошедшие в него песни, это тема противопоставления контроля и подчинения. Учитывая особенности жизни артиста, особенно после Thriller, его увлеченность этой темой понятна. Как не потерять свою индивидуальность, рассудок, личную жизнь в удушающей атмосфере пристального внимания, лести и завышенных ожиданий? Из этого контекста и родилось мрачное психологичное размышление «Price of Fame», со вступлением, напоминающим «Spirits in a Material World» Police, и куплетами в стиле «Billie Jean» (кое-где слышны также отголоски «Who Is It»). «Father always told me you won't live a quiet life if you're reaching for fortune and fame» («Отец всегда говорил мне: не видать тебе спокойной жизни, если будешь стремиться к славе и успеху»), - сетует Джексон. Вокал насквозь пропитан болезненной иронией. Если «Billie Jean» рассказывает о просьбе матери «быть осмотрительным в выборе любимой», то здесь правит отец с его суровыми замечаниями о реалиях шоу-бизнеса. «It's the price of fame, - поет Джексон в припеве. - So don't you feel no pain/ It's the price of fame/ So don't you ever complain» («Такова цена славы, и тут не на что обижаться. Такова цена славы, так что не смей жаловаться»). И хотя обработка песни по стандартам Джексона не доведена до совершенства, в песне присутствует мощный вокал (послушайте, как он вцепляется в слова «My father never lies!» - «Мой отец никогда не лжет!»). Эта вещь разительно контрастирует с легким блаженством предыдущего трека, показывая, почему лирический герой так отчаянно желал улететь и стать «свободным».
Мэтт Форджер: «Над этим треком работали и я, и Билл Боттрелл. Кажется, это микс, сделанный Биллом в тот период… Эта песня просто переполнена эмоциями. Она, очевидно, основана на личном опыте. Но Майкл часто писал и песни, которые были основаны на его опыте, смешанном с опытом других людей и персонажей».
"Al Capone"
«Al Capone» похожа на «Smooth Criminal» примерно так же, как «Streetwalker» похожа на «Dangerous» (то есть почти никак). В обоих случаях, однако, Джексон взял понравившиеся ему элементы и преобразовал их в нечто совершенно новое. Это свидетельство его музыкальных инстинктов, терпения и рабочей этики. Хотя у этой ранней версии большой потенциал (и многие из артистов-современников Джексона выпустили бы ее в таком виде), он придержал ее, сочинив вместо этого бессмертную классику «Smooth Criminal». Это демо также демонстрирует выдающееся умение Джексона писать запоминающиеся припевы. Одно прослушивание - и эти фальцетные созвучия без конца играют в голове.
Мэтт Форджер: «Это пример песни, элементы которой вдохновили Майкла на создание новой версии. Майкл делал подобное неоднократно: работал над песней, усовершенствовал ее концепцию, слова, мелодию. Можно проследить, как басовая партия “Al Capone” развилась в “Smooth Criminal”. И вся гангстерская тематика унаследована тоже, хотя по мере развития песня стала рассказывать уже не об исторической личности, а больше о конкретной ситуации и происшествии. В песне также слышно, как Майкл экспериментирует с этим вокалом-стаккато, со скоростной игрой слов, которую использует позднее».
"Streetwalker"
«
Streetwalker» остается лучшей композицией из не вошедших в Bad (с небольшим отставанием за ней следует не включенная в этот релиз «Cheater»). Хотя эта вещь уже была выпущена в переиздании альбома Bad 2001 года, приятно иметь ее и в этой коллекции, так как она идеально подходит к остальному материалу и будет теперь услышана миллионами новых слушателей. Джексон на самом деле хотел включить этот трек в Bad, но в конце концов уступил Куинси Джонсу, согласившись на «Another Part of Me». «Streetwalker» запоминается убойной басовой партией, вставками блюзовой гармоники и классическим вокалом Джексона.
"Fly Away"
Эта красивая баллада, тоже уже выпущенная в переиздании Bad 2001 года, - чистое звуковое блаженство. В отличие от ранних демо-записей, сделанных в студии Хейвенхерст, здесь обработка безупречна и преподносит вокал Джексона в совершенной форме.
Ремиксы:
В конце второго диска добавлено несколько ремиксов, предназначенных, без сомнения, для нового поколения слушателей. Однозначно лучший из них - энергичный ремикс «Speed Demon» авторства Nero. Он вполне мог бы стать современным клубным или радио-хитом.
Послушать его можно здесь.
http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2012/09/abortion-fame-and-bad-listening-to-michael-jacksons-unreleased-demos/262242/