Nov 10, 2013 01:51
Эти высокохудожественные, творчески одаренные, изрядно гуманитарные люди (писатели) столькими способами решали задачу "как бы еще извратиться при рассказывании истории", что прямо удивительно, как никому из них не пришло в голову писать на другой стороне листа. Можно было даже такую книгу выпустить - не считая обложки, с одним листом, больше и не надо. Та страница, на которую ты смотришь в данный момент - чистая - потому что текст с другой стороны.
Ну, ладно, Гайто Газданов не так уж радикален, хотя все-таки перебарщивает с этими литературными спецэффектами. Из-за этого книга мне периодически напоминала что-то странноватое типа "Арабского кошмара" Роберта Ирвина. Впрочем, если этим пренебречь (а пренебречь этим необходимо, потому что если начать проникаться этой атмосфЭрой, то придешь в уныние, потому что она про уныние), то книга неплохая. Немножко смахивает на одну из линий "Хазарского словаря", немножко как бы умных мыслей устами полутора героев, в общем, немножко солнца в холодной воде. Я, возможно, слишком жизнелюбив, но мне произведение показалось каким-то анемичным. Мысль про то, что невозможно вернуться с войны и не принести ее с собой - многие авторы доносили ярче и короче. И мысль про то, что мы движемся к смерти (падаю, падаю в звезды) - тоже. Ну и вообще. Ничем, в общем, книга не удивила, и даже переживаний героям нигде не вызвала.
Можно читать, короткая, но в целом рекомендовать не стал бы.
UPD: ДАЛЬШЕ БУДЕТ СПОЙЛЕР. По мотивам обсуждения с Корсаром в комментах подумал, что все-таки не так уж плохо. То есть да, мучения, уныние, но в целом главный герой в конце взял себя в руки и двумя выстрелами в грудь убил в себе интеллигента. Потому что, конечно, они с тем самым Александром Вольфом с момента в начале книги, где главный герой его почти убил, представляли собой целого человека только в сумме - а так оба получеловека мучились той недостреленностью. То есть книжка могла бы быть хорошей, если бы из нее отжать воду и сделать рассказ.
книги,
брулетка