Люди с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом (ВФА) часто сталкиваются с проблемами, связанными с их способностью интерпретировать определённые социальные сигналы и реализовывать свои навыки. У них возникают трудности при обработке большого количества информации и при общении. Один из основных терминов, связанный с этими проблемами, - "исполнительное функционирование". Исполнительная функция относится к набору когнитивных процессов, координирующихся в лобной доли мозга. Она включает в себя способность сдерживать неприемлемые речь или поведение, соотносить прошлый опыт с текущими действиями, управлять временем и вниманием, планировать и организовывать, запоминать детали, переключать фокус.
Если исполнительная функция нарушена, то поведение становится плохо контролируемым. Это может повлиять на способность человека независимо функционировать, поддерживать социальные связи, работать и учиться.
Исполнительную функцию можно разделить на две категории:
(1) регулирование, включающее учёт окружающей среды и подстройку поведения в ответ на её изменения;
(2) организация, включающая сбор информации и её структурирование с целью оценки.
Исследования выявили следующие виды исполнительных функций:
- АБСТРАКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ: способность понимать образную речь (сарказм, шутки, метафоры) и невербальное общение (то, что мы используем помимо слов для передачи информации - тон голоса, язык тела, выражения лица).
- ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: способность управлять эмоциями, чтобы выполнить задачу, и поддерживать эмоции на уместном уровне.
- СДЕРЖИВАНИЕ: способность сдерживать желание отвлечься на что-либо при выполнении задачи (сохранять сосредоточенность до завершения задачи, размышления о способах решения задачи, рассказ строго в рамках темы без ухода в незначительные детали и смежные области).
- ИНИЦИИРОВАНИЕ: умение приступить к работе (знать, с чего начать, представлять последовательность действий).
- МНОГОЗАДАЧНОСТЬ: способность выполнять более одного когнитивного процесса за один раз (решать задачи во время разговора).
- ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ: умение эффективно планировать и организовывать время, информацию и последовательность действий (точно следовать инструкции, своевременно и правильно выполнять задания).
- САМОКОНТРОЛЬ: быть внимательным, распознавать, когда необходимы изменения, замечать ошибки (не отклоняться от темы разговора, замечать изменения тем в группах, точно отвечать на вопросы, замечать свои ошибки, относительно точно точно судить о своём собственном и чужом поведении).
- СМЕЩЕНИЕ ФОКУСА: способность переключать внимание (умение сделать что-либо по-другому, если попросят, умение видеть несколько возможных решений проблемы).
- РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ: способность удерживать информацию в памяти с целью её обработки (умение вычленить главное, принять во внимание всю информацию, сжато и логично рассказать о теме, осмысливать прочитанное, соблюдать порядок действий).
Тревожные признаки того, что у вас возможны трудности с исполнительной функцией, включают:
(a) проблемы с оценкой времени, требующегося для выполнения проекта;
(b) инициирование действий или задач;
(c) запоминание информации;
(d) планирование проектов;
(e) сохранение информации при действиях с ней (запоминание номера телефона при его наборе);
(f) изложение информации (устно или письменно).
Исполнительная функция включает в себя набор взаимосвязанных навыков. Поэтому не существует единого теста для выявления нарушений её работы. Терапевты полагаются на различные тесты для измерения конкретных навыков. Проблемы, выявленные отдельными тестами, не могут предсказать, насколько хорошо будут функционировать люди в сложных ситуациях реальной жизни. Иногда тщательное наблюдение и "метод проб и ошибок" являются более эффективными способами выявления и улучшения нарушенной исполнительной функции.
Взрослые с синдромом Аспергера и ВФА часто демонстрируют нарушения в трёх основных областях исполнительного функционирования:
- Гибкость - недостаточная гибкость мышления характеризуется стереотипно устойчивым поведением и нарушением как регулирования, так и изменения моторики. Некоторые исследования показали, что люди с опытом Аспергера - своего рода "интеллектуально-моторная персеверация", которая специфична именно для этого расстройства. Эти нарушения обнаружены в межкультурных образцах и сохраняются на протяжении жизни.
- Владение языком - способность создавать новые идеи и ответы. Хотя взрослые люди в спектре аутизма недостаточно представлены в этой области исследований, есть данные, что дети в спектре аутизма образовывают меньше новых слов и идей, дают менее сложные ответы, чем их сверстники из контрольных групп.
- Планирование - сложный динамический процесс, в рамках которого необходимо разрабатывать, контролировать, пересматривать и обновлять последовательность запланированных действий. Взрослые люди в спектре аутизма хуже справляются с задачами, требующими наличия навыка планирования, по сравнению с нормально функционирующей контрольной группой, и это нарушение сохраняется на протяжении жизни.
В целом, взрослые люди с синдромом Аспергера и ВФА демонстрируют относительно высокую производительность в задачах, не требующих ментализации (использование слов, выражающих желания и эмоций; понимание поведения персонажей на картинках; распознавание базовых эмоциональных выражений лица). И напротив, они же обычно демонстрируют ухудшенную производительность в задачах, требующих ментализации (ложные убеждения; использование веры и лозунгов; понимание психического состояния людей; распознавание сложных эмоций).
Представленный выше материал - перевод текста
"Asperger's and Problems with Executive Function".