Помните, как в своё время я начинал рассказывать о сентябрьском путешествии на Кавказ? Мы проехали по федеральной
трассе М-29, посетили
Владикавказ, посмотрели на
Грозный... Сейчас у меня появилось свободное время, а значит можно продолжить рассказ об этом путешествии. Сегодня - немного дорожных фотозарисовок о том, как мы покинули столицу Чеченской республики и отправились в горы, чтобы посмотреть на самое высокогорное озеро Кавказа.
Итак, проснувшись поутру, мы с Наташей поехали в центр Грозного, где расположен отдел по туризму в республике. Там мы накупили всевозможных сувениров, а также забронировали себе место в гостиничном комплексе «Кезеной Ам», расположенном на одноименном высокогорном озере. Часов в десять мы уже выехали из Грозного по направлению на юг через такие вот ворота:
К теме ворот мы с вами, кстати, не раз ещё вернемся по ходу повествования. В Чечне ворота - это какая-то особая «фишка». Они встречаются на въезде в практически каждый населенный пункт. Чем выше и изысканнее ворота - тем, наверное, «солиднее» считается населенный пункт. И даже ворота возле частных домов чеченцы стараются сделать очень крутыми. Но об этом позже.
От Грозного до Аргуна проложили какой-то невероятный автобан с четырьмя полосами в каждую сторону. Правда, между городами всего десять километров, поэтому в полной мере насладиться такой дорогой не успеваешь.
Въездные ворота в Аргун. Это небольшой город с населением около 35 тысяч человек.
Ещё одна из чеченских особенностей - в каждом городе строить комплекс зданий с приставкой «сити». В столице республики это, ясное дело, небоскребы «Грозный-сити». Здесь перед нами возникает новострой под названием «Аргун-сити». Если присмотреться, то местные дома сложно назвать «небоскребами» - они имеют высоту в 12-15 этажей, но всё равно очень выигрышно смотрятся на фоне малоэтажной застройки.
Центральную часть «Аргун-сити» занимает футуристичная мечеть имени Аймани Кадыровой. Ночью весь комплекс зданий очень красиво подсвечивается.
В целом же Аргун - небольшой ухоженный городок. Ещё пятнадцать лет назад он был фактически стерт с лица земли - с октября по декабрь 1999-го федеральные силы утюжили город ракетно-бомбовыми ударами, выбивая отсюда вооруженные формирования Ичкерии. Сегодня визуально ничего не напоминает об этих событиях, Аргун восстановлен. Построено много новых домов, отремонтированы те, что уцелели.
Едем дальше. По дороге замечаем один из популярных символов Чечни - сторожевую башню.
Рядом с ней расположился эдакий придорожный туристический комплекс, стилизованно показывающий, как выглядели чеченские сёла в прошлые века.
Очередной населенный пункт - и вновь на въезде ворота-башни. Как и везде, на них портреты Ахмата Кадырова и Владимира Путина. По республике их вообще очень много, это самые уважаемые здесь персоны. Со слов местных, их ценят за то, что они смогли договориться и положить конец кровопролитным войнам. А самое главное для чеченского народа сейчас - чтобы было мирное небо над головой и можно было жить с уверенностью в завтрашнем дне. Портретов Рамзана Кадырова, кстати, по республике очень мало.
Мы проезжаем обычные чеченские сёла. Аккуратные домики, асфальт, электричество, газ - вроде бы ничего необычного, но именно это и удивляет. Всё выглядит так, словно и не было здесь десятилетия военных действий.
Я даже спорить не буду - на восстановление Чечни ушло много средств. Но чем больше ты путешествуешь по республике, тем больше понимаешь, что эти средства не осели целиком и полностью в карманах чиновников, как это часто бывает на просторах России. Здесь по дорогам, школам, коммуникациям видно, что проделана колоссальная работа по возвращению региона в русло нормальной жизни.
Когда рельеф стал усложняться, мы пристроились за одним «Land Rover'ом» и решили неспешно следовать за ним. Судя по номерам - он не местный, а значит наверняка тоже едет на «Кезеной Ам». По пути стало попадаться много грузовых машин, которые перевозили асфальт. Где-то в горах ведутся ремонтные работы.
Новый поворот - и перед нами новое село. Почти на всех домах новые крыши. В целом в села выглядят скромно, но аккуратно. Каких-то «заброшек» не видно.
Единственное, что заставляло меня беспокоиться - это ухудшавшаяся погода. Чем дальше мы ехали, тем мрачнее становилось небо, а вместе с ним и мои мысли. «Неужели в горах пасмурно? А если там дождь? Вдруг мы не увидим всех обещанных красот озера?»
У меня даже появилась мысль, что если в горах будет дождь, то мы ещё успеем по-быстрому развернуться и вернуться на ночь в Грозный. На подъезде к Ведено небо полностью превратилось в мрачное свинцовое одеяло. Очевидно, нервничал и наш «друг», за которым мы всё это время ехали - и в какой-то момент, устав плестись за очередным грузовиком на подъёме, он совершил серьезную ошибку, махнув на обгон через сплошную. А за ним дёрнул и я. Надо ли говорить, что к тому моменту, как я завершал свой маневр, передо мной уже сиял жезл полицейского...
Поездка обещала закончиться прямо здесь, на въезде в Ведено. К нашей машине подошел молодой чеченский полицейский. Я протянул ему документы. «На Кезеной едете?» - поинтересовался он. «Да, знакомые посоветовали туда съездить. У нас с женой свадебное путешествие, решили провести его у вас в Чечне...» - пытался сохранять бодрость духа я, демонстрируя свою исключительную порядочность и одновременно показывая, насколько я огорчен своим досадным нарушением. Полицейский забрал документы и понес их в сторону патрульной машины, возле которой уже выстроилась очередь таких же нарушителей. Его старший коллега выписывал протоколы нарушений, разложив документы на капоте авто. Я подошел к ним и встал в конец этой печальной очереди.
Надо сказать, что за пять лет своей водительской практики я давал взятку полицейскому в России один раз, и это было за несколько дней до этого, на ставропольском участке трассы «Кавказ». Это было для меня большим шоком, ибо я был уверен, что у нас давно уже не решают вопросы на дороге таким способом. Оказалось, решают, и из меня упорно выпрашивали деньги за весьма спорное нарушение, а я пошел у полицейского на поводу, не желая задерживаться для долгих разборок в самом начале длинного путешествия. Но знакомые предупредили меня, что в Чечне полицейские взяток не берут; а даже если бы и попросили - я бы не рискнул это делать в республике. Мало ли какие последствия могут ждать после этого... Значит что - лишение за «сплошную»? Тучи всё больше сгущались над нами, размывая все радужные перспективы нашего романтического путешествия.
Молодой полицейский передал старшему мои документы, попутно сказав ему что-то на чеченском. Да, в Чечне большинство населения разговаривают между собой на родном языке. Ничего не понятно. Старший сотрудник продолжил выписывать протоколы, я ждал своей очереди. Передо мной стоял водитель того самого «Land Rover'а», ожидая своей участи. Неожиданно, после очередного протокола, старший полицейский взял с капота машины мои документы и пошел в мою сторону.
«Михаил Владимирович? Здравствуйте» - обратился ко мне полицейский и представился. - «Вы знаете, что именно Вы нарушили?».
- «Да, здесь сплошная, а я пошел на обгон... Увидел, что впереди меня машина обгонять начала, ну и я за ней дёрнул...».
- «Да. Это серьезное нарушение. Знаете, что за него бывает?»
- «Знаю, это же «сплошная».
- «Мне сказали, что Вы у нас в гостях в республике. Мы очень уважаем гостей. Поэтому я прощаю Вам это нарушение. Но пообещайте, что больше никогда не будете у нас так делать».
С этими словами полицейский протянул мне мои документы. Я искренне пообещал, что больше не буду нарушать.
- «И будьте осторожны в горах, не спешите. Доброго пути».
Сказать, что я был впечатлен таким общением - ничего не сказать. С сияющей улыбкой я вернулся за руль авто, и ещё несколько минут сидел не трогаясь, пересказывая Наташе наш диалог с сотрудником полиции. Последующие километры нашего пути я был самым дисциплинированным водителем на всём Кавказе.
Возвращаясь к дорожным зарисовкам, вновь поговорим о воротах. Да что говорить - их нужно показывать. Например, вот:
Чем выше ворота - тем круче, наверное, их владелец. Нам встречались ворота самых замысловатых форм, причем они зачастую вели к весьма скромным домам. Кстати, обратите внимание на следующее фото - уже разгребая архивы, я обратил внимание на упаковку кирпичей - они из Старого Оскола! Вот так, лучшие чеченские ворота получаются из лучших белгородских кирпичей.
Чем дальше в горы - тем колоритнее сюжеты сельской жизни, встречающиеся по пути. За одним из поворотов мы неожиданно встретились с табуном чеченских лошадей.
Вот на горизонте показалась гора, изрезанная серпантином. Так и есть - её вершина укутана облаками. Значит, в горах нас ждет пасмурная и дождливая погода...
Но поворачивать назад не хочется. Проезжаем последний населенный пункт перед подъёмом.
«Чем круче горы - тем ниже Приоры»! Эталонный кавказский пейзаж. Забыл, кстати, по ходу повествования сказать, что завод по производству «Приор» находится в том самом Аргуне, который мы проезжали. Так что повсеместная популярность этих машин здесь, вполне вероятно, кроется и в том факте, что они местного производства.
Начинаем подъём по серпантину. Облака всё ближе. По обочине, как ни в чём не бывало, гуляют местные козы.
Новенькое дорожное полотно прорезает склоны горы. Дорогу обновляют с рассчетом на увеличивающийся туристический поток в сторону курорта «Кезеной Ам».
Взгляд вниз, в сторону деревни, через которую мы несколько минут назад проезжали. Ограждений на дороге нет, что добавляет экстрима.
Ещё пару изгибов серпантина, и мы будем в облаках...
Подъём очень долгий. Периодически туда-сюда снуют КАМАЗы, которые возят асфальт наверх. Это значит, что помимо тумана, впереди нас ждут и дорожные работы.
Въезжаем в облако. Видимость минимальная, иду по приборам!
Где-то посреди этого тумана нас останавливает человек в военной форме. Ждем - сверху спускается колонна КАМАЗов, мы должны её пропустить, во избежание неприятностей. Фары встречных машин замечаешь в последний момент.
Догоняем очередную машину и пристраиваемся за ней. Я же обещал не спешить! На некоторых изгибах трассы появляются участки без тумана. Здесь открывается просто невероятное зрелище, как облако плавно перетекает снизу вверх, оставляя такие вот просветы. Подобное надо снимать на видео, фотография не передает этой могущественной динамики.
В какой-то момент облако, в котором мы едем, начинает светлеть. В голове проскакивает мысль - неужели мы сейчас проедем его? Очевидно, что да - туман становится всё светлее и светлее, и вот за очередным поворотом мы видим голубое небо впереди. Невероятно!
Так и есть, мы выше облаков! Последние их клочки остаются в лощине, а нам открывается вид на горные долины, покрытые осенней травой, с россыпями барашек на ней.
Настроение тоже поднимается выше облаков! Здесь гораздо холоднее, чем внизу, но это приятная осенняя свежесь, а горный воздух кажется настолько бодрящим, что ты наслаждаешься каждый вдохом.
Россыпи барашек на склонах.
И высокогорные коровы на перекрестке. Налево - дорога в Дагестан, направо - к озеру.
Как же красиво кругом!
Вот появляется спуск в сторону озера, да и оно само проглядывает сквозь изгибы рельефа. Мы близко к намеченной цели.
Вода очень красивого бирюзового цвета.
Дорога здесь прорезает огромные толщи гор, на которых практически вертикально растут кустарники. Красота!
Буквально за каждым поворотом возникает желание остановиться и пофотографировать. Общаясь между собой только словами вроде «Ах! Ох! Посмотри!», мы с Наташей таки не выдерживаем и, завидев широкую обочину, останавливаемся там, чтобы подойти к краю дороги и посмотреть на окружающее великолепие.
Вода в озере удивительным образом меняет свой цвет в зависимости от освещёности солнцем. Набежит облако - и озеро наливается густыми красками, выглянет солнце - и Кезеной Ам блестит своей бирюзой.
Очередной поворот - и очередная остановка. Отсюда уже виден на горизонте гостиничный комплекс, в который мы держим путь.
Обязательное фото машинки, которая домчала нас сюда, на фоне живописных пейзажей.
Вот мы и приехали на базу отдыха «Кезеной Ам». Впереди - заселение и обязательная прогулка к озеру.
Но о впечатлениях от гостиницы и местных красот я расскажу в следующий раз. На сегодня - всё!