Я тут почти одолела (чрез аудиозапись, занимаясь починкой новых антикварных стульев (стулья тоже потом покажу)) - книжку, которую, судя по ее тиражу, уже читали все, а я пару раз бралась и всякий раз бросала.
Вообще-то я люблю читать всякое документально-художественное мемуарное о замкнутых мужских коллективах. И Довлатова, и Солженицына, и Шаламова, и Макаренку, и Пантелеева, и Лескова «Кадетский монастырь», и даже Куприна «На переломе», и Лидию Чарскую Помяловского, и древние патерики, наконец.
Даже перечитывать, и не по разу, люблю. Хотя и сюжетные ходы уже знаешь, хотя и везде, собственно, одно и то же: есть какие-то общие жесткие правила игры, есть члены коллектива со своими природными данными и - непременно! - со своими целеполаганиями и амбициями, есть конфликты, соревнование, борьба за власть-авторитет, нравственные и физические испытания, единение во имя идеи и просто ради красоты единения, поединки (словесные и прочие), вождизм, бойкоты, разруливания горячих ситуаций, бездны и катарсисы. Образы героев и побежденных.
Есть, хочу сказать, богатейшая духовно-нравственная традиция. Достаточно прочесть одного автора из списка - и всё уже выстраивается. Читаешь других - только для внутреннего подтверждения, ну и для оттенков всяких, эпошистости, кулёр-локальности.
Так вот, новопрослушанная книжка с треском с хлюпающим звуком вываливается из этой традиции. Я не обрела в ней ничего из того, о чем писали мемуаристы замкнутых мужских коллективов в последние 1400 лет (если от Палладия Еленопольского считать). А только мутное брожение, беспорядочное движение частиц, переливание из пустого в порожнее, неразрешенные и медленно гниющие конфликты, взаимное безнаказанное и неосуждаемое свинство, провально тупое острословие (прошу прощения за оксюморон). Этой удивительной
книге как-то удалось стать совершенно в стороне от всего, что до сих пор христианская культура родила в жанре мужских-коллективных мемуаров.
И, возможно, я ещё на отдельный пост о детальках расшибусь.