Фильм Звягинцева "Левиафан" начинается как социальная драма. Две мифологические истории, там два привычных треугольника - Герой/ Злодей /и Друг-помощник героя; ну и любовный треугольник... А заканчивается политической теологией путинизма, точнее- вопросом к ней. "Не в силе Бог, а в правде" - говорит в длинной проповеди настоятель новопостроенного храма, самый властный персонаж всего фильма. Этот храм -на крови. Эта евангельская фраза вошла в массовый обиход, как известно, из фильма "Брат" (а в него - из "Александра Невского"), и произносит её Брат Данила с ещё дымящимся пистолетом в руке (только что убив незнакомого человека и направляя его на другого человека, безоружного). Этот Брат Данила - прообраз массового российского фашиста, узнаваемый тип, война с Украиной в 2014 наконец легитимировала фашизоидность как образ мысли и стиль жизни. Говорить о Боге и в чём его сила с пушкой в руке лучше, сподручнее чем без пушки в руке. И вот о чём фильм: Бог есть сила (а правды нет). Конечно это фильм политический, но его ставка больше, чем демонстрация микрофизики путинизма. Этого там тоже достаточно, Звягинцев этногрфически точен в мелочах. Но ставка его - указать на то, что стоит за всей этой микрофизикой призрачной "вертикали власти". А это именно торжество принципа "Не в правде Бог а в силе" (разумеется потому что "правды" больше нет, остаётся дерадться только за силу). Можно считать это богооставленностью, как написал какой-то рецензент: это фильм о том, можно ли жить в мире после смерти Бога. Можно не считать это диагностируемое Звягинцевым состояние России "богооставленностью", а видом особого Божественного испытания - не на это ли намекает цитирующий книгу Иова, нарочито неубедительный отец Василий в фильме? - или скорее того самого испытаняи,искушения властью (в наиболее общем её смысле, силой, мощью), о котором говорит Великий Инквизитор. Во всяком случае, от идеи что Бог на стороне самых властных и самых жестоких, не так просто отделаться после фильма. Как слегка куртуазно выразился когда-то, кажется, Наполеон, "Бог на стороне больших батальонов". Ну а почему нет, они же побеждают!
В мире людей, живущих без правды или вне правды, где Бог - это сила, в общем-то, неуютно. Мэр этого города (просто невероятная роль Романа Мадянова!) - убийца, конченый подонок, и прислужники его такие же. И он живёт в страхе, во всяком случае, плохо ему, не доволен он жизнью. Каковы его отношения с Богом? Видимо, дружеские, он хороший прихожанин, жертвователь.... в церкви "каждое воскресенье как штык"... А то ближайшие друзья против тебя же при первой возможности дадут показания...
Звягинцев точно попадает в цель (не знаю, ставил ли он себе именно такую задачу): путинизм это мир существующий вот по этому принципу -и более того, существующий именно при условии отсутствия правды. Это как бы "минус-божественная" реальность. Экспансируя, она выжигает "правду" и учреждает,где может, могущество своего бога. И кстати, именно поэтому это мир называют Мордором.
Человек строит дом и мастерскую своими руками. Не "праведник", человек как человек... У него отбирают дом, отправляют в тюрьму, дом разрушают (вот эта сцена, где бульдозерный ковш грызет гостиную комнату, вообще невыносима, и Звягинцеву хватило такта не ставить там какой-нибудь филиппограссовский пассаж...). На этом месте возводится новый довольно красивый белокаменный храм, где совершенно уверенный в себе -куда там подонку мэру до него! - священник как раз произносит проповедь... Упоминание "панк-молебна" не только точно датирует показанные события, а это же, как мы теперь знаем был самый пик путинизма, но и...
И вот я не знаю, есть ли "внутри" этого мира решения проблемы, действительно ли "Бог на стороне больших батальонов", кроме рессентимента. Но вполне понимаю, почему этот фильм вызывает такую неприязнь у многих зрителей, и довольно умеренный мат в речи персонажей это вообще последнее, что может от него оттолкнуть. Скорее, что тут настораживает, вот это ощущение что показанное в кадре убожество всей "обычной" повседневности... эти грязные улицы, эта пошлятина "какой мужчика - я хочу от тебя сына", всё это - не просто потому что не успели ещё навести порядок, а потому что в мире, где "нев правде Бог а в силе" не может и не должно быть иначе. Потому что... потому что... (и вот тут-то
иной зритель чувствует трудноудержимое стремление бросить в режиссера ком грязи и забыть). Ещё шаг и откроется ключ к устройству этого мира, его политическая теология. И вот тогда - впору произнести сказать как главный герой "я ничего не понимаю..." и зарыдать.
В свете фильма становится понятнее, например, почему
Патриаршая комиссия РПЦ по вопросам семьи призвала не закреплять в законодательстве понятие «семейное насилие». Само существование этой юридической категории наносит ущерб политичской теологии Мордора.
П.С.
Вот
ЗДЕСЬ - хорошая рецензия Антона Долина.
А
вот ЗДЕСЬ - -Елены Поляковой (НГС)
Обмен репликами в комментариях под рецензией:
- Miss Moneypenny, дело не в спросе, а в предложении. Обидно когда талантливый человек не видит никакого способа добиться признания кроме как облить грязью свою родину. Это всё равно если бы он обливал грязью свою мать на потеху людям. Поэтому Звягинцев и получил именно этот приз - за лучший сценарий, а вовсе не за фильм.
- Elena, по крайней мере, он не скатился до позорного уровня Достоевского и Чехова, которые до сих пор на потеху всему миру представляют в своих грязных клеветнических книгах родину страной, где убивают старушек, а всякие интеллигенты бездельничают и ноют!
- Elena, а почему вы считаете, что Звягинцев снял свой фильм ради признания на Западе? В своих интервью он ничего подобного не говорил.
- Miss Moneypenny, Вы что всерьёз насчёт "клеветнических произведений"Достоевского и Чехова? Или просто прикалываетесь?Не хочу Вас опять обидеть,но в интеллигентных кругах(и в начале ХХ века,и сейчас)после таких высказываний перестают здороваться с человеком.И свобода мнений и эпатажность здесь не причём.Это как сказать,что музыка Чайковского-полная фигня(от одного гопаря слыхал в ночном клубе).
И наконец:
"Глава посёлка, в котором снимался фильм, выступила против показа"