Офисное ориентирование

Apr 01, 2012 15:40


Оригинальный пост http://www.livejournal.ru/money/career/id/763

Вышли на новую работу? Поздравляем! Перспективы для карьерного роста есть, стабильная высокая зарплата, отличный коллектив.…Кстати, о коллективе: в первые недели на новой работе разобраться, «кто есть» среди сослуживцев - жизненно важная необходимость, пишет .
ofmagazine.


ofmagazine

Внимательно присмотревшись к тем, кто каждый день окружает вас на службе, вы сможете точно определить тип поведения каждого коллеги. Спросите, зачем это нужно? Чтобы понять, как лучше построить отношения с каждым из них, свести на «нет» дискомфорт и повысить производительность труда - свою личную и всего офиса в целом.

Тип 1. Мать семейства.
Особые приметы. Чаще всего это женщина взрослая, имеющая не только подрощенных детей, но иногда и внуков. Она всегда в курсе школьной программы, последних новостей медицины (традиционной и восточной), кулинарных рецептов, звездных свадеб и разводов, а также имеет запас одноразовых носовых платков, печенья и советов на любой вкус и случай жизни. Ей свойственно заботиться о самочувствии и настроении симпатичных ей сотрудников так, как если бы они были членами её семьи.
Вредно/полезно. Если вы способны запомнить все подробности домашней жизни сослуживицы такого типа, искренне интересоваться здоровьем её мужа и секретами приготовления кокосового пирога, у вас есть все шансы стать любимой дочерью. Тогда вам гарантированы эмоциональная поддержка, утешение и кусочек пирога не только в праздники. Опасно, правда, увлекаться чаепитиями, особенно в первые месяцы работы - не забудьте, что ваш шеф и остальные коллеги могут быть законно недовольны тем, что вы прежде всего освоили именно эту традицию.

Тип 2. Просто мать.
Особые приметы. Женщина, обожающая своих детей или ребенка. Все, кто с ней общается, в обязательном порядке знают, как его зовут, сколько ему лет, в каком классе слом руку и каково на сегодняшний количество залеченных зубов. При этом всякий, по глупости или неосторожности обронивший какое-нибудь замечание или позволили себе оценку родительской деятельности такой сотрудницы, автоматически заносится в черный список. Приветствия, сухие ответы по необходимости и отсутствие даже дежурной улыбки - вот всё, что остается такому отщепенцу.
Вредно/полезно. Иногда этот узконаправленный личный интерес сочетается с блестящими профессиональными навыками и качествами - да, встречаются такие разносторонние личности. И совет могут дать, и помочь разобраться, и в курс дела введут грамотно и терпеливо. Главное - сразу запомните важнейшие детали материнской составляющей коллеги: сколько их, какого возраста, как зовут. И при случае не забывайте поинтересоваться поименно - оценками в школе, аденоидами и успехами в музыкальной школе каждого.

Тип 3. Герой труда.
Особые приметы. Приветствует горение на работе - приходить засветло, еще до уборщицы, уходить, когда в окнах темно и дело близится к полуночи, работать по субботам и без отпуска - это он. Такое поведение обычно инкриминируется трудоголикам, хотя в действительности может быть вызвано разными причинами. Например - неорганизованностью: человек просто не умеет справляться со своим объемом работ в рабочее время. Или вульгарным карьеризмом, когда сотрудник так боится пропустить момент дележки должности повыше, что готов бдеть день и ночь, лишь бы оказаться в нужном месте в нужное время. Кстати, заодно зарабатывая лишние очки в пользу совей преданности офису. А еще - вполне может случиться, что это искренне увлеченный своим участком работы специалист, осваивающий всё новые высоты профессии.
Вредно/полезно. Последний вариант - наиболее предпочтительный. Если все остальные, перечисленные выше, не особо располагают к оптимизму, то этот стоит особняков. С неорганизованным разгильдяем, который не способен вовремя заполнить или найти нужные документы, с точки зрения профессиональной адаптации в офисе дружить не особо полезно. А вот с углубленным в дело человеком, стремящимся как можно больше знать, попробуйте войти в контакт. Скорее всего, его недолюбливают за задержки на работе и подозревают в том, что метит на позицию шефа. Что ж, подружиться с будущим шефом - не самый плохой ход в офисной расстановке сил.

Тип 4. Сам по себе.
Особые приметы. Работа в жизни такого сотрудника - место, где он зарабатывает на жизнь, добросовестно выполняя положенные по штату функции. В жизни коллектива такой работник по собственной инициативе участия не принимает, в корпоративных вечеринках по возможности не участвует, сплетнями не интересуется. В общем, его считают толи снобом, то ли зазнайкой, толи иностранным шпионом. При этом нареканий к своей профессиональной деятельности не имеет.
Вредно/полезно. Человек, находящийся вне сложных подводных потоков и течений офиса, находится «над схваткой». Поэтому зачастую именно его мнение о той или иной возникшей проблеме оказывается решающим и интересным для многих сотрудников. Он не пускает в свою личную жизнь - но ведь вам это и не к чему? Попробуйте построить ровные, дружелюбные отношения, чтобы в случае необходимости обратиться за рекомендацией по той или иной проблеме. Получите взвешенный комментарий, лишенный бурных личных эмоций. Согласитесь, немало.

Тип 5. Дятел офисный.
Особые приметы. Скорее всего, вы даже не успеете воспользоваться этой классификацией: в первую же неделю на новой работе коллеги обязательно скажут вам, из чьих именно уст шеф или HR-куратор узнает все подробности прожитого коллективом дня. Это может быть как слабый, неуверенный в себе специалист сомнительных человеческих качеств, так и незаурядная, действительно талантливая коллега, которая считает, что её окружающие посредственности не способны оценить её по достоинству. Так было и, скорее всего, будет всегда в человеческих коллективах.
Вредно/полезно. С одной стороны, полезно знать, с кем из сотрудников ни при каких обстоятельствах не стоит делиться своими рабочими сомнениями и ошибками. С другой, будьте готовы отвечать за них по-взрослому: уметь вовремя сообщать о неверном решении, а не ждать «может, пронесет и не заметят?», хладнокровно констатировать свои промахи и приносить в случае необходимости немедленные извинения пострадавшим. Эти навыки укрепят ваши собственные позиции - и в глазах шефа, и в ваших собственных. Заодно лишнего повода донести на вас шефу просто не будет. Хотя, конечно, приятного мало.

Тип 6. Хам трамвайный, обыкновенный.
Особые приметы. Увы, такой человек есть если не в каждом, то в каждом втором коллективе. Они считает, что может говорить новенькому всё, что угодно, отпускать замечания вроде: «Но Вы хотя бы пробовали поступить в институт?», «Да, с такой скоростью и не знаю, долго ли ты продержишься?» Разумеется, подобное хамство запросто выбивает из колеи. Обидно, особенно если вы вынуждены общаться с ним по рабочим вопросам постоянно.
Вредно/полезно. Наличие в коллективе человека, не пропускающего ни одного чужого прокола (будь то внешность, выполненный проект или опоздание на 40 секунд), не добавляет тепла отношениям между коллегами. Громкоговоритель чужих неудач нервирует. Однако и заставляет всегда быть в тонусе. Еще один плюс - общаясь с ним, вы можете отточить своё собственное остроумие и укрепите свой психологический иммунитет. И то и другой точно еще не раз пригодится в карьере и в личной жизни. Главное - не оставляйте колкости и оскорбления без ответа, парируйте. Не получив достойного отпора, офисный хам способен распоясаться и устроить настоящую травлю.

Тип 7. Находка для шпиона.
Особые приметы. Проще говоря - болтун. При всякой удобной возможности он вцепится в вас языком: начав с дружелюбных вопросов, плавно перейдет к темам равноудаленным и от работы, и от жизни в офисе, и от вашей личной жизни тоже. Потом, правда, может вернуться к банальным сплетням о других сотрудниках, выйти на актуальную проблему починки машины или стрижки пуделя. И так по кругу, не один раз, заманивая вас в силки аккуратными вопросами и вовсю пользуясь вежливостью, которая обычно свойственна новенькой сотруднице. Через пару дней вы будете испытывать приступ паники, едва завидев в коридоре, курилке или около собственного рабочего стола эту фигуру. Тогда болтун начнет удерживать вас за пуговицу. Ужасно. Что делать?
Вредно/полезно. Бежать. Пользы от общения с болтуном, особенно на первых порах - никакой: информации он вываливает столько, что вычленить из этого потока крупицы, посвященный жизни в офисе, не представляется возможным. Да и касается он этой сферы нечасто: человеку просто до зубной боли неинтересно на работе, ему бы потрепаться всласть. А вот вред вполне реален: во-первых, время потеряете, а во-вторых, начальник, пару раз застав вас за беседой с болтуном, сделает свои выводы. Возможно, совсем не в вашу пользу.

В общем, сориентироваться в офисной среде в первые недели работы можно и нужно. Сделать это не так трудно, просто будьте внимательны и на первых порах осторожны. Не навязывайтесь, но и не избегайте общения, не начинайте первой расспросы о других коллегах, а вот о правилах, принятых в данной компании, расспросите подробнее - возможно, HR-менеджер рассказал вам при приеме на работу только формальную сторону дела. Постарайтесь не бояться быть собой, не забывая одновременно о вежливости, правилах приличия и нормах общения между людьми. Присматривайтесь, прислушивайтесь, примеривайтесь. И, главное, выполняйте свои обязанности так, чтобы уже через две недели все знали: вы толковый работник, который закрывает свой участок работ «на отлично». Тогда ни дятлы, ни болтуны, ни хамы вам не страшны. Сами пусть боятся.

Тип 8. Мышь серая, офисная.
Особые приметы. Их почти нет. Разве что считать особой приметой отсутствие активной позиции по какому-либо вопросу - будь то сломанная кофемашина в коридоре, сверхурочная работа, тенденции в макияже или модный светский скандал. Между тем, именно этот тип сотрудницы представляет собой большую сложность в общении. Не спешите сближаться, считая, что вот эта-то тихоня и есть ваш самый надежный союзник на время обживания офиса. Фокус в том, что маскировка - недорогая неброская одежда, рядовая лексика и скромный потупленный взгляд может скрывать кого угодно.
Вредно/полезно. Наивно думать, что серая мышь такова только из скромности, вполне возможно, она полна невероятных амбиций, скрытых под толстым слоем комплексов. Последние и делают её поведение или безропотным и безобидным, или вредным и опасным. Не исключено, что в вашем случае за плечами у мыши кредитная история, достойная детектива - разбитые сердца, головокружительные аферы и кругосветные путешествия. В общем, присмотритесь повнимательнее, прежде чем сближаться. Да и в дальнейшем держите с мышкой ухо востро: именно этот тип офисных девушек поражает иногда злопамятностью и восхищает изощренностью мести.

Тип 9. Штатный Дон Жуан.
Особые приметы. Он нравится женщинам, что тут добавить? Неизвестно, что именно привлекает дам от мала до велика в вашем конкретном офисном случае, глаза, фигура, речь или сложный коктейль «Обаяние», точных составляющих которого не знает никто. Но привлекает, и данный сотрудник знает об этом давно: на его счету немало покоренных, соблазненных, красиво или не очень оставленных. В том числе и по месту работы, а может быть, он специализируется именно на коллегах, крутя романы «без отрыва от производства». Это тот редкий случай, когда стоит прислушаться к словам соседок по столу за обедом - скорее всего, не обманывают, делайте выводы и мобильзуйте иммунитет против его мужских чар. Трудно сказать, как именно проявит себя Дон Жуан при личном знакомстве с вами - случайно толкнет в коридоре и рассыплется в извинениях, героически защитит перед начальством, поможет пройти в здание без забытой дома временной пластиковой карты, но будьте уверены: внимание на него вы обратите сразу. Не исключено, что и влюбитесь тут же.
Вредно/полезно. Наряду с серой офисной мышью этот коллега входит в разряд самых опасных. Откликнитесь вы на его ухаживания или нет, рискуете попасть в спорную ситуацию. Все-таки офис - не лучшее место для романа, даже с самым лучшим Доном на свете. Если вы замужем, выбор становится легче: вы ведь не станете рисковать семейным и служебным благополучием ради сомнительного романа? После испытательного срока допустим легкий, ни к чему не обязывающий флирт, поднимающий настроение и производительность труда. Но и в этом случае - держите себя в руках.

1. Согласно опросам, 75% женщин хотя бы раз в жизни не справлялись со своей работой и обращались за помощью к коллегам. И помощь эту получали.

2. 95% опрошенных сотрудников разных офисов подтвердили, что хорошие отношения между коллегами способствуют комфортному существованию в офисе и помогают работать с большей отдачей.

3. 43% женщин встретили на работе настоящую подругу, отношения с которой продолжились за стенами офиса и распространились на сферу личных интересов.

Советы Office Magazine:
Чтобы быстрее и безболезненнее вжиться в новый коллектив, постарайтесь:
-сразу показать себя человеком с чувством юмора. Никто не гарантирован от различных нелепых ситуаций, будьте готовы рассмеяться над собой, это принесет вам больше очков в глазах коллег, чем надутые губы или слезы в дамской комнате.
-хотя бы на первых порах одевайтесь практично, элегантно и «без вызова». Если вы пройдете испытательный срок и останетесь тут работать, у вас еще будет не одна возможностью блеснуть своим вкусом, кредитоспособностью или экстравагантностью.
-поменьше рассказывайте, как было на прошлой работе и как вам это нравилось: не исключено, что здесь порядки совершенно другие.
-Подружитесь с ближайшим соседом по комнате - пусть он будет для вас проводником в сложный мир офиса. Почему именно с ближайшим? Чтоб в случае необходимости мог шепнуть кодовую фразу, тогда вы успеете сменить пасьянс на мониторе экселевской таблицей или спрятать неположенный флакон лака для ногтей под кипу бумаг.

http://officemagazine.ru/ Дискуссия в журнале
Previous post Next post
Up