-- Ну вот, великая беда,
Что выпьет лишнее мужчина!
Ученье -- вот чума, учёность -- вот причина,
Что нынче, пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
“Горе от ума”. А.С.Грибоедов
Недавно один анонимный читатель, выступающий с гносемахическим тезисом "наука есть зло", укорил меня в непоследовательности, наукопоклонстве, высокомерии и даже в трусости. Он, видимо, считает, что я должен всё бросить -- службу, работу, семью -- и отвечать ему без промедления на каждый его комментарий. На чём основана эта его уверенность, я понятия не имею. Живой журнал тем, на мой взгляд, и хорош, что можно не спеша обдумать ответ, прежде чем публиковать его. Ниже я отвечаю на главный тезис читателя моего журнала.
Оставляю за скобками двусмысленность позиции самого этого читателя. Ведь утверждающему, что наука есть зло, необходимо, если у него есть представления о здравом смысле, не говоря уже о порядочности, отказаться от всех произведений научного знания как якобы злых по природе: от современных средств связи (что он делает в интернете, интересно?), от медицины, транспорта, электричества, системы центрального отопления, книг, верстающихся на компьютерах, и так далее. Всё это -- следствия научной деятельности человечества. Ведь каково древо, таковы и плоды. Отвергаешь древо -- должен отвергнуть и плод. Ему следовало бы уйти в лес и жить там. Ничего зазорного в жизни в лесу я не вижу. Нужно только благословение Божие, мужество, сильная молитва и крепкое здоровье. Если у тебя нет решимости последовать своим же советам, то лучше уж помолчать.
К большому моему сожалению, мне пришлось забанить этого читателя за хамство. Отвечать или не отвечать на мою статью пусть решает он сам, но уже без меня и не у меня в журнале. Интересующимся могу в личку сообщить ник этого читателя, чтобы они могли отслеживать далее его ответ, если это им интересно, но я своё время на полемику с ним тратить более не намерен. Выставлять на всеобщее обозрение имя (пусть даже и псевдоним) "тостуемого" не в моих правилах.
Выражаю благодарность моим друзьям и знакомым, любезно согласившимся отрецензировать эту записку, чьи ценные замечания привели к изменениям первоначального текста.
*****
Под наукой имеется в виду систематическое познание той части окружающей действительности, которая доступна нашим органам чувств и тем самым допускает исследование, систематизацию и анализ экспериментальных данных с целью прогнозирования.
Вот определение науки, данное в Википедии:
Наука -- это область человеческой деятельности, направленная на выработку и систематизацию
объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор
фактов, их постоянное обновление и
систематизация, критический
анализ и, на этой основе,
синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые
природные или
общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи с конечной целью
прогнозирования.
Под это определение подпадают не только естественные науки, но и гуманитарные и даже математика, которая после Гёделя всё более обретает черты экспериментальной науки (в том, что касается постановки, проведения и анализа численных экспериментов). О последнем обстоятельстве пишет математик Г. Чейтин в своей работе
The Limits of Reason, опубликованной в журнале Scientific American в 2006 г. Обращаю внимание на то, что определение науки из Википедии не учитывает бытие духовной реальности, а также того факта, что любой систематический анализ привносит так называемые когнитивные предпочтения исследователя.
Науку следует отличать от религиозно-философской рамки, в которую помещается научное исследование в той или иной картине мира. Атеистическое научное мировоззрение -- лишь одна из возможных философских рамок. Согласно научному мировоззрению, материя -- это всё, что существует, однако это положение является недоказуемым в рамках материализма, но полагается на веру. Другой возможной философской рамкой является теизм, утверждающий о существовании Творца мира (в случае, если речь идет о монотеизме). В мою задачу не входит исследование всех возможных философий, совместимых с наукой. В данный момент мне важно лишь отметить, что атеизм не обладает исключительностью. Наука как таковая нейтральна по отношению к философской рамке, поскольку её область компетенции ограничивается изучением уже существующего материального мира, хотя, согласно Откровению, как мы увидим далее, разум, силы и средства для познания мира даёт всякому исследователю именно Творец. На учёном же лежит нравственная ответственность употреблять свои усилия во благо в соответствии с волей Бога.
Упрёки моего читателя к науке в том, что она якобы занимается поисками истины, не обоснованы или, по крайней мере, устарели на сто лет. После-гёделевская наука занимается лишь моделированием материальной реальности. Она не ставит себе целью установление истины о мире, поскольку не имеет даже теоретической возможности в полноте исчерпать понятие истины, что она сама и признаёт.
Мне представляется важным выяснить, что говорят Священное Писание и святые отцы о проблеме соотношения знания и веры, а также есть ли в Священном Писании или Священном Предании хотя бы какие-нибудь намёки на манихейский тезис "наука -- зло".
Поскольку статья превышает размеры, допустимые для записи жж, полностью она размещена
здесь.