Год назад я писала о своих впечатлениях от педпрактики, когда она уже закончилась. Чтобы не повторяться, я решила в этот раз начать с недобрых предчувствий(тм) на её счет, оставив за кадром неутешительные выводы(тм).
Итак, теперь я прохожу практику в своей «родной» школе.
Ну как же - всё известно, всё знакомо, имена учителей запоминать не надо, и все кругом помогут! Но как оказалось, ко второму дню весь ажиотаж сменяется странным чувством, что девяти лет в этих стенах мне было вполне достаточно, и проводить там ещё месяц совершенно незачем.
И потом, мне дали 11 класс, хорошо хоть гуманитарный, но в целом - всё ужасно. Во-первых, выгляжу я младше любой ученицы в классе - у меня нет столько косметики во всем доме, сколько они умудряются применить «на себя» в 7 часов утра, да даже если бы и было, я в это время суток едва способна одеться, не то что накраситься. Ну, допустим, перед собственными уроками я с этим все-таки справлюсь. Проблема в другом - в этих стенах я абсолютно не способна чувствовать себя учителем. У меня срабатывают какие-то рефлексы, как у собачки Павлова, я веду себя как ученица. Я смотрю на проходящих мимо учителей теми же глазами, что и 4 года назад. Когда я в разгар уроков пытаюсь выйти из школы, меня останавливает вахтер, пока я сижу с классом на уроках, вместо того, чтобы с ними «знакомиться» и «анализировать их поведение», я внимательно слушаю знакомый голос учителя (всё равно я не помню, что проходят в школе на обж, например), я реагирую на него так же, как и они!
На литературе взять себя в руки проще, тут я чувствую, что знаю всё-таки больше, чем «дети». Но тут мне становится страшно по совсем другому поводу - чему я могу их научить? Проходить мы будем Бунина, и, если с «Господином из Сан-Франциско» или стихами я ещё хоть как-то представляю, что делать, то как вообще можно провести урок по «Чистому понедельнику», я не знаю - я не чувствую себя вправе анализировать это произведение (я, может, сама не доросла до такого - а они?), тем более страшно «давать под диктовку» характеристику героя или героини.
А вот их учительница (она у меня никогда ничего не вела) очень даже может и спокойно диктует «в столбик» характеристику Раневской (они не успели закончить Чехова в 10 классе): безволие, легкомысленность, поверхностность, неустойчивая психика, неумение жить. Дальше записываем - в душевных переживаниях нет глубины, добрая и славная только на первый взгляд, по отзывам окружающих.
Мне страшно, что литературу вообще нужно преподавать. С другой стороны, мои преподаватели в университете с этим отлично справляются...