Ноктюрн на флейте проржавевших труб.

Nov 18, 2011 23:15



Третья по счету постановка Георга Жено в Саратовском ТЮЗе оказалась также третьим спектаклем молодого режиссёра на большой сцене. Один из создателей двух московских «открытых площадок» - Театра DOC и Театра им. Йозефа Бойса до большой сцены добирается пока только в провинции. Сам режиссёр не скрывает, что придает этим работам огромное значение - в интервью журналу «Современная драматургия» он признался, что его первая крупная работа в репертуарном театре - постановка «Трех товарищей» по пьесе Н.Скороход по мотивам романа Э.М. Ремарка - стала для него настоящей «инициацией» в режиссуру.

Если не считать вышедшей из творческой лаборатории постановки современной польской пьесы Д.Масловской «У нас всё хорошо», два других спектакля Георга Жено в репертуарном театре поставлены по произведениям немецкого романтика Генриха фон Клейста, не слишком популярного драматурга в наши дни. Это «Разбитый кувшин» в Воронеже и «Кетхен из Гейльбронна» в Саратовском ТЮЗе. Тяжеловесный язык, длинные монологи и огромное количество действующих лиц делают пьесы Клейста плохо адаптируемыми для современной сцены. Однако именно это и интересно Георгу Жено. Уже вполне уверенно чувствуя себя в Саратовском ТЮЗе, режиссёр смог позволить себе обойтись и с пьесой, и с постановкой намного смелее, чем в предыдущих своих работах.

Безжалостно сократив пьесу практически на треть, Георг не испугался оставить нетронутыми ключевые монологи героев. Перегруженный метафорами язык в речи влюбленных персонажей создает особенный эмоциональный накал, нездешнюю возвышенность чувств. Огромную работу пришлось проделать артистам театра, не только заучивая сложные тексты, но и вдыхая в них жизнь, одушевляя своей игрой тяжеловесные метафоры. Граф фон Штраль в исполнении А.Кузина и Р.Дивлятшина, разрываемый классическим конфликтом долга и чувства в одно мгновение перевоплощается из строгого судьи в пылкого возлюбленного. Хрупкая, угловатая Кетхен в исполнении А.Бескровной ломает наши стереотипы о «прекрасной даме» из рыцарского романа, обнажая перед зрителями истерзанную душу безответно влюбленной девочки-подростка. Пронзительно искренне звучит горе отца, теряющего свою дочь, в исполнении А.Карабанова.

Остроумная режиссура Георга Жено, прекрасно совпавшая с язвительным и сложным текстом Д.Масловской, сумела тонко уловить комичное и в возвышенной драме Клейста. Рыдающий над гитарой без сил закончить песню Рейнграф (А.Кривега), простодушный и прямолинейный слуга Готшальк (А.Чернышев), грозная Валькирия графиня Елена (В.Шанина), куртуазное кокетство и потрясающее перевоплощение Кунингунды фон Турнек (Е.Вовненко), трогательная забота о своей госпоже в сочетании с хитрой изворотливостью служанки (Т.Чупикова) - образы, которые ещё долго после окончания спектакля будут заставлять вас улыбаться .

Сократив армию действующих лиц, Георг Жено всё же не оставляет цену пустой. Он поселяет в мир Клейста безымянных рыцарей, в своих забралах для фехтования чем-то напоминающих роботов, тем более что двигаться им приходится в поставленной пластиографом из Москвы В.Гончаровым манере замедленной киносъемки. Компанию им составляют изящные девушки-ангелы в прозрачных одеждах, но не без характера и с вредными привычками, а также белый (а точнее огненный) и чёрный ангелы, две вечно противостоящих друг другу силы, уже давно уставшие от своей борьбы. Каждая мизансцена, оживленная этими безымянными героями уверенно удерживает интерес зрителей всё тем же остроумным юмором режиссёра и блестящей актёрской игрой молодых актёров театра даже в бессловесных ролях.

Средневековое рыцарство в спектакле не сияет начищенными пластинами на доспехах, оно, как исповедь пленника, находит выход лишь в пылких речах, вынужденных скрываться за проржавевшими прутьями своей клетки. Художник спектакля Эмиль Борисович Капелюш, один из лучших российских сценографов, работает с Георгом Жено тоже не в первый раз. Именно он создавал лаконичный и многозначный образ первого спектакля Жено в ТЮЗе. По сравнению с «Тремя товарищами» декорация спектакля «Кетхен из Гейльбронна» кажется тяжеловесной - огромные заостренные пластины рыжеватого, ржавого железа, сверху и снизу разрывающие тёмное зеркало сцены, словно сталактиты и сталагмиты образуют пещеру, в которой заперты герои пьесы. Насмешливой отсылкой к платоновскому мифу смотрятся видеопроекции на пластинах расположенных ближе к залу, тени доступного для нас содержания данные через «взгляд черного ангела». Блестящая стилевая выдержанность, символичная многозначность треугольных пластин - это и доспехи, и рыцарские мечи, и дремучий враждебный героям лес, и образ «испытания», острых «клыков» судьбы, боли, через которую проходит Кетхен - в очередной раз подтверждают высокий профессионализм Э.Б. Капелюша. Лохмотья и живописные в своей неряшливости робы, созданные художником по костюмам Яной Глушанок прекрасно дополняют общую картину, в каких-то нездешних лучах «запыленного» дымом солнца художника по свету М.Шавдатуашвили.
Несмотря на очевидное новаторство постановки, главная тема спектакля «Кетхен из Гейльбронна» стара как мир. Это любовь, которая способна преодолеть все преграды, пойти на любые жертвы, выдержать все испытания. Триумф влюбленных будет тем слаще, чем страшнее были выпавшие на их долю невзгоды. И любовь непременно победит, как и положено в старой и доброй сказке.

театр, тюз киселева, современный провинциальный театр, саратов

Previous post Next post
Up