<<<<Отпуск 15-16. Крещатик===
Киевляне, любящие путешествовать окрестностями Киева, наверное, обратили внимание на массивные железобетонные сооружения загадочного происхождения, которые встречаются поблизости Днепра на обоих его берегах. Одно из них напоминает гигантскую подводную лодку с рубкой, возвышающуюся над песками Оболони в нескольких десятках метров от берега реки. Еще два объекта - наземный туннель и цилиндрический ствол глубокой шахты - скрываются между дачными участками на Нижних садах. Но наибольшее впечатление производит внушительных размеров туннель на Жуковом острове, постепенно уходящий под русло Днепра
Внутри тоннеля (титул №6) на Жуковом острове
2.В связи с угрозой военного нападения на СССР со второй половины 20-х годов XX столетия началась подготовка к войне. Для обеспечения обороноспособности были построены многочисленные системы фортификационных сооружений - так называемые укреплённые районы в приграничных округах. К таким относился и Киевский Особый военный округ. К 1938 году Киевский укрепрайон был построен и подготовлен к ведению боевых действий. Важнейшая проблема заключалась в обеспечении надежного, безопасного и скрытого транспортного сообщения между правым и левым берегами Днепра. Имеющиеся железнодорожные мосты были легко уязвимы авиацией
Иллюстрация ДОТа КиУР с drive2.ru
3. По инициативе И. В. Сталина СНК СССР в марте 1938 года принял решение о необходимости строительства Северного и Южного туннельных переходов под Днепром для дублирования железнодорожных мостов через Днепр в районе Киева. Строительство туннельных переходов объединили под названием Строительство №1
Иллюстрация. 1937 год. Петровский мост во время разлива Днепра. Фото из коллекции Михаила Лифшица.
4. Строительство № 1 было крупнейшим оборонным строительством 3-й пятилетки. С начала строительства общее число рабочих, ИТР и служащих составляло 5 тыс. человек, к концу 1939 года должно было быть доведено до 10 тыс., а в 1940 году - до 20 тыс. Работы велись в условиях большой территориальной разбросанности строительных объектов радиусом 25 км. На каждом из основных строительных объектов работало от 600 до 900 человек с месячными программами до 2 млн. рублей
5. Принимаемые на работу специалисты проходили тщательную проверку, как на профессиональную пригодность, так и на моральную устойчивость и надёжность. Все без исключения подписывали обязательство о неразглашении государственной тайны. Как правило, на работу принимались люди, прошедшие службу в армии. С технической документацией работали инженеры, дополнительно прошедшие особую проверку и получившие соответствующий допуск.
Вопросы подбора кадров на строительство рассматривались на уровне Политбюро ЦК КП(б)У. В его постановлении от 30 июля 1939 года давалась характеристика инженерно-технических работников (ИТР), подлежащих отбору по каждой специальности в отдельности
Пропуск инженера Строительства №1 Н. К. Величко
6. Все строительство обоих туннелей было разделено на отдельные самостоятельные производственные объекты, так называемые «титулы»: с № 1 по № 14. Форсирование строительно-монтажных работ началось с большого объема общеподготовительных мероприятий по Южному туннелю, таких как: намыв островков и берегоукрепление, устройство центральных складов и других временных зданий и сооружений, обеспечение электроэнергией, водоснабжением и связью, строительство автомобильных и железнодорожных подъездных путей, жилья и многое другое
Схема строительства
6.1 Благодаря открытым архивным данным, удалось реконструировать схему подрусловой железной дороги - Строительства № 1. На рисунке показана схема строительства Южного перехода. Цифрами обозначены номера титулов. Условные обозначения означают существующие фрагменты строительства. Титулы № № 2, 3 расположены около села Осокорки, титул № 4 - на острове Водников, титулы № № 5, 6, 7 - на Жуковом острове. Титул № 7 - пять железнодорожных насыпей для энергопоездов, около них два бетонных резервуара для топлива и остатки цементного завода. Титул № 8 - ТЭЦ на улице Жилянской и другие объекты энергообеспечения строительства. Титул № 9 расположен поблизости села Бортничи. Титул № 12 - туннельная секция на кессоне на Оболони у берега Днепра. Места расположения и назначение титулов № № 10, 11, 13 и 14 не установлены
7. В зависимости от уровня грунтовых вод прокладка туннелей предусматривалась как с поверхности земли открытым способом, так и с помощью метода щитовой проходки в толще грунта под сжатым воздухом. Первый метод предполагал забивку по периметру металлического шпунтового ограждения с откачкой грунтовых вод и понижением их уровня, а второй, по мере продвижения щита, - обустройство туннеля чугунными элементами крепи, так называемыми «тюбингами»
Строительство туннеля щитовой проходкой закрытым способом начиналось с монтажа на поверхности земли туннельной секции на кессоне (туннельно-кессонная секция). Схема иллюстрирует спуск этой секции и горизонтальную проходку туннеля
8. Объекты "Строительства №1" на Жуковом острове
Из воспоминаний М. М. Черныша, жителя села Осокорки (запись сделана 23 декабря 2003 года): „В 17 лет я пошёл работать подсобным рабочим на Cтроительство № 1 на титул № 3. Это на левом берегу Днепра напротив о. Водников. Был 1938 год. Со временем перешел в буровую партию, которая обследовала грунты в районе строительства до глубины 20 - 30 м. Платили очень хорошо. На титуле работало около 5000 человек. Была своя охрана и милиция. К титулу № 3 проложили две колеи. Одна от титула № 9 (с. Бортничи), через титул № 2 (наземный туннель в с. Осокорки). Вторая проходила вдоль Днепра к ст. Дарница. По ней курсировал грузовой состав с материалами и оборудованием. Мои друзья - односельчане работали в шахте на проходке туннеля в сторону титула № 2. Через определенное время они проходили реабилитацию в душкомбинате - лежали две недели, как говорили, “в заломе”. После работы под землей при давлении в три атмосферы ребят долго трусило.
Душкомбинат на Жуковом острове, 2007 год.
9. Проходка Южного туннеля осуществлялась в следующих направлениях.
На титуле № 3 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 2 с выходом на поверхность и оборудована камера для приёма щита из титула № 4. В туннельной секции на титуле № 4 были смонтированы два щита для проходки в стороны титулов № 3 и № 5. В туннельной секции титула № 5 был смонтирован щит для проходки в сторону титула № 6 и оборудована приёмная камера для приёма щита № 4-бис. Наземные туннели титулов № 2 и № 6 строились открытым способом с понижением в сторону Днепра.
Туннель вблизи села Осокорки (титул № 2), 2005 год
10. В феврале 1941 года на щите, который двигался в сторону левого берега, случилась большая авария. При выходе щита за границу островной толщи грунта под руслом Днепра в зону плывунов воздух с туннеля под давлением 2,8 атм неожиданно вырвался на поверхность воды, создав на склонах подводной части острова большую воронку. Туннель мгновенно заполнился водой, а люди едва успели спастись. Щит, по выражению проходчиков, «клюнул», то есть наклонился передней частью вниз на размытый грунт. Противоположный конец врезался в тюбинги туннеля, срезав гужоны - болты, которые держали лист щита 40-мм толщины, и они разошлись по швам.
Начальника титула уволили, а в марте назначили нового: способного руководителя и инженера И. Ю. Баренбойма, который хорошо себя зарекомендовал на должности начальника титула № 5. Вместе с ним начальником арматурного цеха на титуле № 5 работала его жена Александра Григорьевна. Жили они рядом со строительством в отдельном доме. Исаак Юлисович подобрал новую команду на титул. Начальником аварийного щита стал выпускник КИСИ С. А. Ямпольский. Ещё в 1939 году, будучи студентом, он работал на сооружении кессона и туннельной секции титула № 3. Щит был отремонтирован в начале июля 1941 года, когда немцы уже рвались к городу
Иллюстрация тоннеля.
К началу войны нас строительстве №1 положение было следующим
- титул №1 (начальник титула - М. С. Коваленко) на левом берегу Днепра на юго-западе от села Бортничи. Образован для строительства туннеля открытым способом. Выполнены подготовительные работы
- титул №2 (начальник титула - С. П. Шарков, инженер - Е. Н. Радзевич). Открытым способом выполнена укладка туннеля длиной 90 метров.
- титул № 3 (начальник титула - Н. Д. Сильвестров, инженер - М. М. Синичкин). Смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция, начата проходка в сторону титула № 2
Титул № 3, 2015 год. Фото
http://wikimapia.org/ - титул №4 (до аварии начальник титула - А. П. Бурмистров). К началу 1941 года смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция, начата подземная проходка в сторону титула №3. После аварии в феврале 1941 года с противоположного щита титула все проходчики также переведены на аварийные работы. Титанический труд коллектива позволил к началу июля 1941 года полностью ликвидировать аварию. Но уже началась Великая Отечественная война
Шахта титула № 4, 2008 год.
- титул № 5 (начальник титула - И. Ю. Баренбойм, инженер - Э. Е. Майрановский): смонтирована и опущена туннельно-кессонная секция и пройден до февраля 1941 года в сторону титула № 6 туннель длиной около 240 м
- титул № 6 (начальник титула - И. Л. Москалев): туннель, построенный открытым способом, достиг длины 700 м
Аэрофотосъемка времен ВОВ. Отчетливо виден 700м тоннель на поверхности.
В конце июля 1941 года из 12-тысячного коллектива Строительства № 1 были сформированы 3 воинские подразделения - мостовосстановительные отряды № 1, № 2 и № 3. Нас мобилизовали на военную службу и откомандировали в распоряжение начальника железнодорожных войск Юго-Западного фронта генерала Павла Алексеевича Кабанова
6 августа 1944 года Государственный Комитет Обороны (ГОКО) СССР принял постановление № 6326 «О возобновлении строительства Южного железнодорожного тоннельного перехода под р. Днепр у г. Киева (строительство № 1 НКПС)». Документ имел гриф «совершенно секретно» (сс). В настоящее время документ рассекречен и находится на хранении в Российском государственном архиве социально-политической истории.
Но власть научилась считать деньги, особенно после войны и в начале 1950 года строительство полностью остановили как нерентабельное. Остатки этого грандиозного сооружения до сих пор можно увидеть на Оболони, Жуковом острове и Осокорках
Шахта титула № 5, 2008 год.
Из шахты, начиная с 1957 года, поднимали на поверхность затопленные чугунные тюбинги для строительства туннелей Киевского метрополитена.
11. Самым легкодоступным титулом является кессон в урочище Наталка на Оболони. Его-то я и посетил) Солнце быстро шло к закату и для нормальных фотографий надо было успеть до заката
11.1
12. Выходим на набережную и сквозь деревья просматривается бетонный гигант
13. Сооружение похоже на огромный бетонный паровоз или подводную лодку на берегу.
14.
15. Вот человек стоит посередине, чтобы представить размеры бетонной махины.
16. Разломанная кирпичная стена, служившая когда-то стенкой внутренней камеры кессона.
17. "Объемное фото" благодаря объективу fisheye
18. Трудно себе представить, что эта бетонная махина должна была погрузится под землю на глубину до 30 метров лишь благодаря собственному весу. В кессон под давлением 4-6 атм закачивалась вода. Мощная струя воды вымывала грунт под кессоном, а землесос выкачивал смесь воды с грунтом (пульпу) наверх. Туннельно-кессонная секция медленно погружалась в грунт. По мере погружения секции шахтный ствол наращивался
19. Для удобства залаза внутрь, лучше обойти секцию с другой стороны (за спиной Днепр)
20. Туннельная секция делилась кирпичными перегородками на три отделения: центральное и два боковых. В одном из боковых отделений монтировался проходческий щит, другое отделение служило для приёма щита со встречного туннеля. В центральном отделении собиралась металлическая шахта со шлюзовыми камерами для людей и материалов. Через неё рабочие спускались к кессону. Давление в шахте достигало трёх атмосфер
20.1. Кирпичная кладка с вмурованными в нее технологическими трубами
21. Дом на Оболони сквозь разломанную кирпичную стену кессона
22. Перед спуском в центр сооружения
23. На "дне" кессона технологические отверстия для откачки пульпы; хотя внизу нет ничего интересного многие всё же спускаются посмотреть
24. Человек для сравнения
25. Взгляд вверх в несостоявшуюся шахту.
26. Все сюда любят залазить, чтобы не увидеть ничего)
27.
28. Неизвестного мне назначения шлюз в кирпичной кладке
29.
30.
31. Но вот что здесь не меняется годами, так это старый светильник, висящий под сводами кессона.
32. Туннельно-кессоная секция стоит как напоминание о несовершенных гигантских планов по созданию подземной кольцевой железной дороги. Стоит в окружении современных домов. И будет стоять еще сотни лет, как назидание потомкам
33.
34.
35. Полузаброшенная парковая зона в урочище "Наталка"
36. Набережная, на которую молчаливо смотрит бетонный гигант - символ грандиозных довоенных планов
Ну и для полноты ощущений, совершите погружение в историю вместе журналистами Первого национального канала Украины
Click to view
Материал подготовлен при помощи ресурсов
http://zametkin.kiev.ua/https://www.interesniy.kiev.uahttp://razvedka-vmf.kiev.ua/http://wikimapia.org/https://www.youtube.com Фото, начиная с №11 - автора.
С уважением, modgahead_tour
Продолжение
>>>> Отпуск 15-16. Киевский зоомузей