заметки о Бресте и не только

Jun 09, 2010 19:34


Пару месяцев назад задумалось посетить Беларусь, посмотреть что там и как. Изначально планировалось объехать почти всю страну на броневичке и таким образом продолжить тему многодневных автопробегов, успешно начатую в феврале. Но обстоятельства сложились иначе и амбиции пришлось сильно придавить. Однако, от идеи ехать я не отказался.

Выбор пункта назначения в преддверии празднования шестидесяти пятилетия Победы был очевиден -- Брест. Про оборону Брестской крепости мы в пол уха (как водится) слушали на уроках истории, видели на полотнах советских художников, считая эти события чем-то далеким и дремучим, как и многое, что было до нашего времени. А однажды случайно наткнулись с братом в телеке на фильм "Я - русский солдат" и несмотря на то, что мы были детьми, сильно испорченными проклятым капитализмом, с его шварцнеггерами, рэмбами и черепашками-ниндзями, которые в детстве напрочь затмевают куцый и невзрачный отечественный кинематограф, фильм просмотрели полностью и с интересом. Не знаю, как сейчас -- было это давно, но в свое время кино произвело очень сильное впечатление. Поэтому очень хотелось побывать в крепости, увидеть все своими глазами, чтобы сопоставить далекие исторические события с реальностью и проникнуться. Тем более такая дата.




Ызнт в конечном счете предпочел поехать автопробегом на огород, зато белорусскую идею активно поддержал матерый поездоезд Антон-штангист и дело сразу запахло экстремальным туризмом.

Прошу не путать сие понятие с различными спусками на тазу по реке 4-й категории сложности и тому подобным -- экстремальный туризм, это совсем другого рода развлечение, однако накалом страстей порой ничуть не уступает любому спуску. Чтобы влиться в ряды экстремальных туристов, надо совсем немного: купить билет в незнакомую местность в один конец и больше до самого отъезда ничего не предпринимать. Крайне важную роль в экстремальном туризме играет правильное сочетание даты и места назначения. Например, Великий Устюг в новогодние праздники -- очень хороший вариант. Для пущего интереса, перед выходом из дома можно забыть взять с собой что-то важное. В таком случае увлекательное путешествие гарантировано.

Конечно, поначалу у вас, скорее всего, будет уходить много времени и нервов на такие задачи как: поиск ночлега, когда все кругом забронировано или попытка приобретения билета хоть на что-нибудь, способное доставить вас домой в срок, когда все билеты уже скуплены. Не факт, что с такими раскладами удастся осмотреть все задуманное, но со временем можно научиться совмещать одно с другим и даже находить это увлекательным.

Нам вот уже не привыкать, поэтому мы успели вполне неплохо погулять по городу и ближайшим окрестностям. Из достопримечательностей удалось посетить музей железнодорожной техники и, конечно же, крепость. Но обо всем по порядку.

Заграница

Первое, что поразило -- это пересечение границы. На входе в поезд не спрашивают даже паспорта, говорят: "уберите, не нужно". По факту въезда на территорию другого государства тоже никто ничего не спрашивает и не требует предъявить. Этого даже не замечаешь: заснул где-то на подъезде к Смоленску, за окном леса да болота, проснулся -- те же леса, те же болота, только названия станций какие-то непонятные. Стало быть, уже в Белоруссии. На вокзале по прибытию все тоже самое: никому никакого дела нет, кто ты там и откуда приехал. Слез с поезда и пошел, куда глаза глядят.



Наблюдаемые пейзажи только еще больше усиливают ощущение, что находишься не более, чем в отдаленном от центра субъекте РФ. Единственное серьезное отличие русского пейзажа от белорусского -- повсеместное наличие церквей и прочих религиозных сооружений. В Белоруссии с этим как-то поскромней.

Из прочих атрибутов можно выделить разве что необходимость обмена наших рублей на местные да немногочисленные вывески на чуть другом языке. Кстати, язык, по-видимому, в свое время сильно вдохновлял падонкафф, потому что "как слышеца, так и пишеца", например, "прадукты". В общении с местными жителями просто, но довольно необычно, что в порядке вещей различные обороты, которые у нас считаются коверканьем, навроде, "откудова?" или "местов нет". Зато говорят все по-русски. А вот, к примеру, в Казахстане по-русски многие понимают, но между собой изъясняются по-своему.

Деньги смешные. Курс примерно 1 наш рэ на сотню их. Т.е. все цены приходится конвертировать в привычные переносом запятой на два знака влево. С непрвычки очень конфузит. При этом все деньги бумажные, отчего разбираться в них становиться еще сложней. Зато их много и выглядит очень эффектно. Примерно так (обратите внимание на роскошный туркменский ковер, который может себе позволить этот явно зажиточный белорусский паренек):



После переноса запятой я обычно на несколько секунд зависал и потом переносил ее заново. Потому что цены по большей части просто умильные. Не везде и не на все, но в целом - гораздо ниже привычных нам. Если же еще при этом иметь пару левелов в экстремальном туризме, то вообще неплохо можно устроиться. Так, например, побродив час-полтора по городу и выполнив достаточно комплексный квест, мы удачно вписались на постой в депо Брестской локомотивной бригады. За 220 наших рублей в сутки с носа. И вполне неплохо себя там чувствовали. Рядом располагалась столовка, где однажды с утра мне с моей прожорливостью удалось плотно позавтракать на ~65 рублей. Всегда бы так.

Брест

Город расположен на западной границе страны, соответственно, если ехать со стороны России, получается, что проезжаешь всю ее насквозь. То ли дело полякам: переехал через реку и уже на месте. Ближайшее басурманское селение (Тересполь) всего в 2 км от границы, многие прям на велосипедах катаются. Я бы с удовольствием и пешком прошелся, но, к сожалению, наши пограничные отношения с Польшей не могут похвстаться той же беспроблемностью, что и с Белоруссией. Надо было потратить немало денег, а потом еще 2 недели ждать, чтобы получить визу -- в мои планы это никак не входило.

Однако, приехали мы все-таки не за тем, чтобы гулять по польшам -- и по эту сторону Буга есть, на что посмотреть.

Брест встретил нас непривычной по тем дням теплой и солнечной погодой (не смотрите, что на фотках так мрачно -- это уже преимущественно со следующего дня), цветущими яблонями и массовыми народными гуляньями -- прибыли к полудню 1-го мая. Помимо прочего, сразу же приятно удивило, что здесь не чураются социалистического прошлого и город обильно украшен красными флагами, а на одной из центральных улиц по-прежнему стоит памятник Ленину и по случаю праздника к нему несут цветы. А буквально через дорогу возвышается большой христианский собор (Владимир Ильич как раз указывает на него пальцем) и друг другу они совершенно не мешают.







Я не жил в Бресте и не знаю, как обстоят дела на самом деле, но со стороны создается впечатление, что здесь, вместо того, чтобы усердно ломать старое и потом кое-как лепить на его месте новое, пытаясь отрицать все, что было, прошел плавный процесс вкрапления современного. Город мило провинциальный. Это особенно заметно в обычных жилых дворах. При этом его нельзя назвать "деревней" или обвинить в старомодности. Не знаю, как им удалось добиться такого эффекта, но мы единогласно сошлись на мнении, что современный Брест выглядит таким городом, какие мы привыкли видеть только в далеком солнечном детстве. Очень необычные ощущения. Фотографии, в данном случае, совершенно не передают настроение -- я все равно не знаю, как такое заснять.







Вернувшись домой, я некоторое время специально акцентировал внимание на подобных мелочах , пытаясь оценить родной город с точки зрения заезжего туриста. И в итоге пришел к выводу, что Жуковский все-таки еще не до конца обезличили и радующие глаз черты нет-нет, да и проглядывают в некоторых уголках. Надо бы как-нибудь собраться на тематическую фотосессию и заснять город именно с такой точки зрения.

Железнодорожный музей

Одной из запланированных к посещению достопримечательностей города был местный музей железнодорожной техники. Расположен он как раз по пути в крепость, поэтому заглянули туда в первую очередь.

Музей не сказать, чтобы очень большой, зато вполне ухоженный и, что немаловажно, многие представленные экземпляры техники в нем доступны для посещения. То есть при желании можно залезть в кабину паровоза, ухватиться за рычаги управления и слегка впасть в детство. Для усиления эффекта, можно навестить очень интересный экспонат, спрятанный неподалеку среди ив. Думаю, что его внешний вид многое скажет жуковским детям 80-х:





Тот самый слон... ММЖД в нашем городе действует и по сей день, но тепловозы работают уже другие, отчего снова было приятной неожиданностью встретить здесь, в 1000 км от дома, кусок чего-то родного и давно забытого.

Дедушка-экскурсовод попался из местных машинистов в отставке. Видно, что ему есть, что рассказать, но в тематику экскурсии все это вписывается слабо, поэтому по делу говорил сухо и без огонька. Из интересного поведал, например, о том, что во времена эксплуатации паровозов было четкое разделение по окраске: зеленый цвет для пассажирских поездов и черный для товарных. Замещая Ызнта в его отсутствие, я тут же задал каверзный вопрос, почему один из экземпляров спереди черный, а сзади зеленый. На что получил обезоруживающий ответ "так надо". Зато за свои услуги взял всего 100 р. нашими, при том что около получаса гулял только с нами двоими и еще бонусно сводил в закрытый на ключ штабной вагон времен Гражданской войны -- самый древний из представленных в музее экспонатов.







К завершению экскурсии, в музей прибыла здоровенная делегация вело-поляков. Все как один с правильными европейскими фигурами "солидный человек", которые мне уже ранее доводилось в изобилии наблюдать на греческих пляжах. При этом, каждый затянут в трико. Видимо, с целью подчеркнуть собственную солидность в глазах окружающих. Экскурсовод что-то рассказывал полякам на русском, а те прямо на ходу в голос орали песни на своем. Потрясающие представители своего народа.

Крепость

После мощного авианалета в первый день войны и последующих ожесточенных боев, от всего комплекса зданий крепости осталось немногое: несколько казарм по периметру цитадели и казематы вокруг. Часть зданий восстановлена, другие же так и оставлены чуть выступающими руинами, разве что слегка облагорожены и укреплены (по моим предположениям), дабы окончательно не развалились.



В одной из восстановленных казарм сейчас действует Музей обороны Брестской крепости. Там, помимо прочего, содержится множество интересных документов. Например, письма офицерских жен, которые всего за несколько дней до трагических событий сообщают родственникам о том, что ситуация на границе давно уже неспокойная и войны с Германией не избежать (интересующихся, почему так, отсылаю к 1-й серии д/ф "Великая война").

Попадаются и другие, менее известные, но не менее удивительные факты. Например, немногие знают об обороне Брестского вокзала, где небольшая группа солдат и железнодорожников неделю(!) удерживала подвальные помещения, доставляя не мало хлопот фашистам. Обороняющихся закидывали гранатами, заливали водой, потому уже просто издевались, поливая фекалиями из канализации, но выбить так и не смогли. В подробностях эту историю можно прочитать в заметке С.С. Смирнова "Брестский вокзал".

Вся территория бывшей крепости усеяна небольшими памятными знаками, рассказывающими о произошедших в данном конкретном месте событиях. Вот здесь уцелевшие защитники крепости, выполняя приказ командования, попытались совершить прорыв вражеских войск и отойти в тыл, чтобы присоединиться к армии. Выжило всего несколько человек:



А вот тут, у Холмских ворот сообщается о том, что предпринимая очередную атаку, фашисты пускали перед собой раненых, захваченных накануне в госпитале, а также женщин и детей.



Поле для изучения огромнейшее, а уж лицам со склонностями к фотографическим зарисовкам здесь и вовсе раздолье. Очень жаль, что многое осталось за кадром. Этому не в последнюю очередь поспособствовали привычки некоторых штангистов по утрам пить чай, закусывая невесомой пироженкой, вместо того, чтобы нормально поесть...







В общем, по крепости и вокруг нее я при случае с удовольствием погулял бы еще. Тем более, что в окрестностях полно интересных мест. Например, город Каменец, Беловежская пуща и множество заброшенных фортов оборонительной линии. Но тут уже остро встает вопрос о колесном транспорте.







Пару старперских моментов про социум. В целом, весь мемориальный комплекс содержится в порядке -- это понравилось. Однако, сильно удивило, что некоторые казематы как-будто бы были переоборудованы подо что-то вроде складов, дополнены современными пристройками, обильно загажены и уже после этого заброшены. Соответственно, сейчас представляют собой плачевное зрелище не столько в результате военных разрушений, сколько в виду загаженности мусором и человеческими экскрементами.







В известной мере напрягают и отдыхающие. Лазят как обезьяны по всему, до чего могут дотянуться. Бабушка лет 60-и, проходя мимо группы товарищей, предлагающих сфотографироваться на фоне военной техники в форме тех лет возмущается: "это кощунство!" Да это еще фигня! Вот огромного ума барышни, лезущие с ногами на монумент «Жажда» и игриво обнимающие за шею умирающего каменного солдата, пока подружки фиксируют все это на телефон - вот где настоящая культура. Помним и скорбим, йопт.

Минск

Решая насущный вопрос с возвращением домой в срок, мы, волею случая, оказались в Минске. В распоряжении у нас было 4 часа и мы решили бегло ознакомиться со столицей и сравнить ее с нашей.

Первое впечатление - та же Москва, только места какие-то незнакомые. Куча народа, широкие улицы, монументальные сооружения с размахом, множество авто за 2 лимона русских рублей и выше. Контраст с тихим провинциальным Брестом здесь ощущается очень мощно. От этого становится как-то неуютно.

Каждый уважающий себя штангист, прибыв в крупный город, первым делом отправляется в Макдональдс с целью словить айфоном вайфай. Однако, в этот раз коварный вайфай не поймался. Считаю сей факт не просто оскорбительным, а буквально плевком в лицо. Это как же можно? Если бы Стив узнал про такое, он бы Джеймсу при встрече руки не подал.

Помимо ловли вайфая, некоторые ходят в Макдональдс есть. Я к местной пищи отношусь исключительно утилитарно и никаких восторгов по поводу нее не испытываю очень давно. Ну, разве что, как им удается внедрять такие ядреные химикалии, что потом аж полдня о еде не думается.

Поскольку никаких национальных блюд Макдональдс не предлагает, решил опробовать хоть что-то доселе невиданное и взял салат типа «Цезарь». Салат подают в таре как из под элитных дошираков (это который «Биг Ланч», для тех, кто в теме), охлажденным. Внутри штабелями навалена трава, помидоры и нечто схожее с зажаренными, а потом снова замороженными куриными палочками. Немедленно вспомнился случай, как мне однажды изготовили салат, подложив туда неразрезанным пол-огурца. Смеялись всем отделом.

В общем, странные у них там понятия о салатах. Жевать эту суррогатную массу не очень приятно. Боюсь даже представить, как бы на их манер выглядел суп.

Итоговый чек получился на 44 тыс. р., по 22 тыщи с носа - пожалуй, самый расточительный из всех моих завтраков.

После Макдональдса двинулись исследовать местное метро. Выглядит оно целиком примерно, как наша серая ветка за пределами кольца - предельно уныло. Линии всего две, с одной пересадкой в центре и по одной из них можно уехать в заМКАДье (да, в Минске тоже есть МКАД), что мы и сделали.

Еще в электричке, по дороге на Казанский обсудили, что вот здорово было бы сходить в белорусский кинотеатр и посмотреть какой-нибудь заморский шедевр в местной озвучке. Попутно следующие на вокзал камрады тогда заметили, что нас там скорее всего побьют за излишне громкое ржание. Особенно, если фильм серьезный попадется.

С кинематографом в Бресте у нас так и не сложилось, зато спустившись в Минскую подземку, стало ясно, что в кино ходить вовсе не обязательно -- побить могут прям в вагоне за неадекватное реагирование на сообщение диктора. Звучит какая-то дикая смесь из знакомых фраз в незнакомом сочетании -- слушать все это очень весело. К середине поездки я более-менее научился держать себя в руках и отважно справлялся с фразой "осторожно, двери закрываются, следующая станция...". Ну и по прибытию на конечную уже было подумал, что самое страшное позади. Как тут внезапно объявили, что поезд дальше не идет и просьба освободить вагоны... Чувствую, что на Украину мне с такими раскладами ехать не следует -- точно ведь побьют.

Метро, кстати, по 7 рублей за жетон. Интересно, у нас еще 20 сверху накидывают за роскошную архитектуру или что?

В целом, Минск, как уже высказывалось выше, сильно похож на Москву, разве что почище. Иллюстраций не будет, т.к. камеру расчхеливать не хотелось. Может быть как-нибудь в другой раз. Будет повод съездить за местным бальзамом -- уж больно хорош.

миклухо-маклай, отдел кадров

Previous post Next post
Up