первая лекция православного политолога и культуролога Владимира Леонидовича Махнача

Mar 25, 2008 13:03

...состоялась в "Молодой Руси" в прошлую среду

Чтобы понять нас сегодняшних, нужно знать наши корни.

Славяне:
Предками русских были славяне, этнос, существовавший около 13-14 веков. Возникли, по мнению Льва Гумилева, в I в. н..э., по мнению историка Рыбакова, во II-I вв. до н.э. - распались в XIII в., что совпадает с началом этногенеза русских.
При славянах на Руси возникает государственность, высокий уровень развития культуры и цивилизации (превосходила западноевропейскую* ). Славяне произошли с Карпат, откуда они расселились до среднего и нижнего течения Дуная, степей и лесостепей Причерноморья (рубеж - устье Дона).

Предки славян:
(у каждого народа существует более одного этноса-предка)
1.протославяне (самоназвание - «венеды», корень «Вене» => слоВЕНцы, слоВЕНы, а также область ВЕНето и год ВЕНеция в Италии, ВЕНа, племена ВЕНетов, с которыми воевал Цезарь и возможно ВАНдея). Этот народ появился в Европе в следствии «великого переселения арийцев»
арийцы - венеды - протославяне - славяне - русские
Арийцы жили в северном Прикаспии - северном Причерноморье, были оседлыми скотоводами.
2. кельты (тоже арийского происхождения, территория расселения нынешняя Австрия, Швейцария, верхнее течение Дуная; др названеи - галлы -> Галиция (на Западной Украине)
3. сорматы Причерноморья (также скотоводы).

Из всего этого видно, что славяне были исконными скотоводами (исконность для них земледелия - это миф XIX в., т.к. земледелец самый зависимый, угнетаемый и т.п.)
В «Русской Правде»** Ярослава Мудрого и Ярославичей ничего не сказано о полях. Но очень много о быках (но! Важно понимать, что и скотоводы немного занимались земледелием. Разница была в другом - в системе ценностей: большинство русских отвергало полную частную собственность на землю, зато считало, что 2земля общая, но быки мои» - полное обобществление имущества противоречит взглядам простых русских людей) => в таком обществе очень ценилась свобода, основное деление6 свободный\холоп (в языческие времена = раб), подобное общество не имело тюрем. Смертная казнь была редка. А главное наказание - изгнание (лишение всех прав) и вира (выкуп за приступление: убийство мужчины - 40 гривен, женщины - 20, холопа (в независимости от пола) - 5 гривен - просто компенсация владельцу).
Кстати, все великие религии основаны в основном скотоводами, более того, в Священном Писании Каин - земледелец, Авель - скотовод.

Т.к. скотоводство было основой общества. то наша культура и цивилизация - городские (20% населения домонгольской Руси - горожане, но города были сельского типа - просторные). Скандинавы назвали Русь «гардарика» - страна городов. Городское население организовано (любое общество должно быть структурировано, иначе это просто толпа; тираны стремятся мешать структурированию, сейчас возникают отдельные структуры, но общество в целом слабое).
Домоногольская деревня: 1 - 2 двора (позднее - хутора), не было особого самоуправления + были центра, где можно было вести торговлю (назывались погосты, в таких центрах всегда были церкви, около них появлялись кладбища => современное значение слова погост).
Отсутствовала жесткая ремесленная организация подобная западноевропейской (т.к. отсутствовало и жесткое противостояние сеньор - комунна)
Система самоуправления: улица - уличный сход староста, церковь - приход, выше - конец - концевой староста.
В Западной Европе в случае военной опасности рыцарь запирался у себя в замке. Если сеньор позовет, только тогда принимал участие в войне; на Руси - боярин сам всегда принимал участие в защите города, т.к. знать жила там, а не в замках.
Между городом и деревней существовали тесные экономические связи.
Система управления:
В городах существовало вече (демократический элемент), был князь ( в домонгольские времена - прежде всего военачальник, мог воевать, когда хотел, хотя его могли пытаться отговаривать; мог воевать с дружиной, позвать охотничьих людей, но ополчить город не имел права). Князь заинтересован в городе, как и город в князе, т.к. город без князя - пригород (т.е. зависимый от другого города), но город был сильнее князя.еще одна властная составляющая - бояре. Две сотставляющие власти сильнее третий (бояре укнязь ународ).
В селах, погостах, волостях - сельский сход (остался и во времена крепостного права). Один немецкий ученый сравнивал его функционирование с функционированием Британского парламента.
С началом истории Руси и постоянных нашествий города деградируют, сокращается их население => Русь становится агрраной.

Важно помнить, что в домонгольской Руси любое княжество - государство, не было единого понятия «Киевская Русь», бывали отдельные сильные князья. Но не было князя над другими князьями.
Андрей Боголюбский, Всеволод Большое Гнездо пытались создать федерацию вместо конфедерации, но не удалось. Всеволод даже созвал Собор (1211 года, на 50 лет раньше, чем первый французский парламент), но результатов не добился.
Новый культурный подъем начался уже не в городах, а в монастырях.
Если славяне были негосударственники (их складывание происходило в комфортных условиях, то начало этногенеза русских XIII век => установка на единое государство
XIV в. - борьба за великое княжение, борьба с Литвой - победитель Москва
Кстати! Этнические предки русских, кроме славян, угро-финны, не арийцы, были весьма монголоидны
Конец XVI в. - создание Единой Руси (Иван III, ему до сих пор нет памятника, хотя он - основатель); наследница Византии , Третий Рим - это не признак гордыни, а тяжелая ноша (православное царство нужно для защиты Вселенского Православия).

С ослаблением городов ослабла и демократия, но бояре сохранили свое господствующее положение - Иван III обсуждал свой судебник с Собором.
Петр I (последователь теории Гоббса: государство возникло в результате общественного договора, люди отдают государству часть своих прав, чтобы приостановить войну всех против всех) совершил «бюрократический переворот», Синод также стал частью бюрокартической системы
Демократия выстраивается только снизу, но Петр уничтожил местное самоуправление (копируя протестантскую западноевропейскую абсолютистско-бюрократическую систему, он не стал копировать систему местного самоуправления: церковный приход с выборными пастором и старостой = староста населенного пункта).
Общины сохранились только на севре, где не было жесткого землевладения
В своем отношении к бюрократии русские похожи на англичан: немцы ее терпят, французы обожают, англичане терпят еле-еле, если бюрократия - «слуга общества».
Русский идеал XVIII - XIX вв.: государство с православным царем, на остальную власть монархическая преданность не распространялась

Кстати! Если 1% населения в государстве принимает решения - это аристократическая олигархия, 10% - демократия, 50% причастных к управлению - демократия, если 100%, значит нет ни одного гражданина, т.к. граждане своими правами и возможностями отличаются от просто жителей (например, Земский Собор могли выбирать только мужчины, имевшие свой двор, семью, землю, посадки, т.е. активно включенные в экономическую жизнь государства).
Русской демократии было несвойственно наличие партий (политические партии портят демократию, т.к. по своей сути они не демократичны).
1862-1864 - земская реформа: местное самоуправление дворян. Мещан и крестьян - беспартийное, на таком уровне каждый человек знал, за кого голосует - партийная принадлежность не важна.
В современной России еще одним грубейшим нарушением русской политической традиции нужно считать «голосование по спискам»: невозможность проголосовать за конкретного человека, выдвигающегося на местном уровне.

*Немцы, француза и др. европейские нации появились в IX в, соответственно сейчас, в отличие от русских они уже в стадии обскурации (разложения)
**юридический памятник Древней Руси

встреча, лекция, махнач

Previous post Next post
Up