Иоанно-Предтеченский монастырь, г. Казань

Apr 27, 2008 16:10

"Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас".

Казанский ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (действующий мужской) относится по времени основания к эпохе Ивана Грозного и Первосвятителей Казанских и посвящен Ангелу царя Иоанна Грозного - Иоанну Предтече.
Он раскинулся белокаменным ансамблем прямо напротив кремля, по другую сторону площади от Спасской башни. Когда-то, под пару к этой башне, возвышался великолепный трехшатровый собор монастыря. Он был почти такой же высоты: кремлевская башня - 47 метров, а центральный шатер храма - 45. Но Иоанно-Предтеченский собор - как раз то единственное, что не сохранилось от замечательного ансамбля этой маленькой, но очень красивой обители.




Два монастыря обустроил в Казанской земле великий святой, архиепископ Герман: Свияжский Успенский - в 1555 г., еще будучи архимандритом (и его первым настоятелем в течение 9 лет), и Иоанно-Предтеченский в самом центре Казани - 10 лет спустя, когда уже занял, по смерти свт. Гурия, казанскую кафедру (1564 - 1566 гг.). Точный год основания последнего монастыря неизвестен. Обитель в Казани изначально была учреждена, вероятно, как подворье Свияжского Успенского монастыря, но с конца XVI века стала самостоятельной.

И все же Иоанно-Предтеченский монастырь всегда, до самого рубежа XIX-XX веков, уступал Свияжскому Успенскому и по знаменитости, и по богатству и по числу братии. В XVIII веке Свияжская обитель стала первоклассной, а Иоанно-Предтеченская Казанская - заштатной. Заштатный монастырь, по условиям реформы 1764 года - это монастырь "на своем содержании", без денежного оклада, выделяемого государством, но также и без земли, ибо все вотчины Церкви были конфискованы в казну в том же году. Помогали частные благотворители... К моменту революции это был хотя и небольшой - менее 1 га площади (1892 кв. сажени), - но уже вполне процветающий монастырь. Одно из главных украшений центра Казани, без которого уже невозможно представить себе ее облик.

В истории обители можно выделить, пожалуй, две эпохи, наиболее плодотворных на строительство и "благоукрашение". Это XVII век и II половина XIX-го.
Пожар 1649 г. уничтожил все строения небольшого деревянного монастыря. Но на средства "торгового человека гостиной сотни" Гавриила Федоровича Антипина обитель была полностью отстроена уже в камне: ансамбль, небывалый для нашего края по своей целостности. Действительно, у нас больше нет примеров, чтобы все храмы какого-либо монастыря оказались построенными абсолютно одновременно - и несли на себе печать не просто одной эпохи, а вообще одного трехлетия (1649 - 1652 гг.).
За считанные годы возвели великолепный 3-шатровый собор (холодный), два придела к нему, пятикупольную (теплую) Введенскую церковь и восьмигранную одноярусную колокольню. Собор сначала был перестроен в конце XIX века, потом и вовсе снесен после революции, зато Введенская церковь и колокольня сохранились во внешне совершенно неизменном виде. К церкви были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских. В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа.

Маленькая белая церковь с зелеными луковками-куполами и поразительно ажурными золотыми крестами кажется занесенной откуда-нибудь из Ярославля или Ростова Великого - настолько облик ее напоминает посады этих городов. Ромбики и валики, вытесанные из кирпича, составили обрамление окон. Оно похоже на кружево, шитое белыми нитками по белой же материи стен. "Узорочный стиль" - недаром русскую архитектуру XVII века так называют.





Колокольня в центре монастырского двора красива по-своему. Она тоже невелика и тоже кажется кружевной. Над "беседкой" для колоколов шапкой возвышаются три ряда уменьшающихся кокошников. Тоже - "визитная карточка эпохи": либо шатры, либо такие вот кокошники, как правило, и венчали большинство русских звонниц того времени. В 1897 году на колокольню повесили стопудовый колокол.



Вид со стороны площади Первого мая (с противоположной): поскольку монастырь построен на склоне холма, то отсюда видна только верхушка колокольни.






Каменных шатров в ансамбле Иоанно-Предтеченского монастыря не сохранилось…
Первоначально утраченный храм назывался, вероятно, Входоиерусалимским собором, но потом был переименован в честь одного из упраздненных в XVIII в. приделов (их было 2: Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова). 7 сентября 1652 г. он был освящен митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием.
XIX в. открыл для этого храма череду перестроек.
3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе - Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ. В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями (они сохранились до сих пор). 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.
Из-за пожаров собор пришел в аварийное состояние, так как выгорели дубовые связи, проложенные внутри стен. В 1886 году старый храм разобрали до основания. 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша, а строительством руководили архитекторы П.М. Тюфилин, В.В. Суслов. И вот - главное событие для истории монастыря в XIX веке - в 1887-1894 гг. построен новый собор, абсолютно в том же стиле, с сохранением всех старых форм и на старом месте, но больший по размерам. Собор был освящен 18 декабря 1899. Строительство храма обошлось в 100000 рублей. Главный престол был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

В 1832-33 гг. построена (в 1858 г. перестроена) ограда; интересно, что она сооружена из кирпичей не купленных, а взятых от разобранных приделов собора. В 1844 г. сломаны все деревянные строения, а вот замена их каменными проходила, опять-таки, более медленно, чем у других обителей: лишь через 15 лет, в 1859 г., построен 1-этажный корпус по ул. Проломной. С 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 велось строительство нового крупного 2-этажного настоятельского и братского корпуса - 23х15 м.

Перед монастырем стояла часовня, построенная, возможно, архитектором В.И. Кафтыревым в 1774 году, после пугачевщины. За монастырем она была закреплена в 1848 году, в советские годы была снесена.
Хозяйственный расцвет у монастыря начался только перед самой революцией 1917 г. - и естественно, был ею прерван. Собор после революции безжалостно взорвали, но в остальном ансамбль остался почти нетронутым.
В 1918 году Иоанно-Предтеченский монастырь стал местом пребывания епархиального управления - после выселения его из кремля. Именно отсюда управлял епархией в 1920-1922 годах священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) - один из самых твердых исповедников веры перед лицом безбожных властей и "обновленцев", ближайший сподвижник св. Патриарха Тихона (который перед кончиной в 1925 г. назначил его первым кандидатом в местоблюстители патриаршего престола). 72 епископа в 1926 г. прислали подписи за избрание митр. Кирилла Патриархом Всея Руси, но, как известно, советская власть до самого 1943 года не давала провести Поместный собор и избрать Патриарха. Святитель Кирилл пережил с 1919 по 1934 год несколько арестов, заточений и ссылок; 20 ноября 1937 г. он был расстрелян.
В 1922 году Иоанно-Предтеченский монастырь был занят "обновленцами". В 1929 году он был окончательно закрыт. Собор взорвали, Введенскую церковь и все примыкающие кельи надолго превратили в жилые помещения. Даже и в годы Перестройки здесь, в невыносимых бытовых условиях, еще ютилось более 20 квартирантов - без удобств, с протекающими крышами, в промерзающих аварийных помещениях, возраст которых перевалил за 3 века.
В прессе конца 1980-х годов не раз ставился вопрос о необходимости переселения людей в новые дома и о передаче древнего монастыря верующим.
С 1992 года началась реставрация всех уцелевших сооружений. В 1994 году открылась Введенская церковь. Обитель стала второй в епархии по времени восстановления, после Раифской пустыни, открытой еще в 1990 году. Возрождая древние традиции, в храме обители вновь поместили малую частичку мощей святого основателя - архиепископа Германа Казанского Чудотворца. Теперь она находится под стеклом символической раки, установленной у левого крылоса.
В настоящее время Иоанно-Предтеченский монастырь - один из самых красивых и благоустроенных в епархии.


При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей - игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека. Святыни монастыря: часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», икона «Глава Иоанна Предтечи на блюде».
В настоящее время монастырь испытывает большие проблемы в связи со строительством в Казани метро. В связи с тем, что обитель находится на холме, здания монастыря начали двигаться. Это привело к многочисленным трещинам. Существует вероятность разрушения зданий обители.

Богослужения в монастыре совершаются ежедневно. Начало вечернего богослужения в 16-00, утреннего - в 8-00 (в праздничные дни в 6-00 и 8-30).
Братия монастыря:
Игумен Нектарий (Демин), диакон Артемий (Заворохин) - казначей, иеромонах Мефодий (Зайцев), иеромонах Митрофаний (Нейков), инок Лазарь (Ибашев), иерей Михаил Илькин, диакон Антоний Сунцов, диакон Владимир Морозов.
Использованы материалы книги Рощектаева Андрея Владимировича, а также
сайта Казанской епархии

Казань, Татарстан, Иоанно-Предтеченский монастырь (Казань)

Previous post Next post
Up