День второй - Митрополия, Обед, Завод и Дегустация, Ужин в стиле «деточка, ты же лопнешь», Отель со свадьбой.
Утром следующего дня мы собрались в лобби отеля, чтобы отправиться на винодельню недалеко от города Фокшаны. Однако, день начался с неожиданной экскурсии в самом Бухаресте. Наши сопровождающие решили показать нам Митрополию - место службы Патриарха всея Румынии. Митрополия расположена на живописном холме и представляет собой комплекс из старинных соборов и дворцов в стиле классицизма. В Митрополии всё отреставрировано, где надо покрашено, где надо позолочено.
Удивила одна деталь. Оказывается в румынских церквях не принято ставить свечки «за здравие/за упокой». Это делается не в самой церкви, а рядом в специальном помещении.
Вдоволь пофотографировав, мы отправились в дорогу. День был серый, туманный и по пути ничего особенно примечательного не происходило. Румыния в тех местах, по которым мы перемещались в этот день - страна равнинная, а в тумане взгляду зацепиться не за что вообще. Мои спутники в основном всю дорогу кимарили или вели ненапряженные беседы. Долго ли, коротко ли, добрались до сельскохозяйственных регионов, где по обе стороны от дороги потянулись виноградники. Виноградники были вполне себе бескрайние. Кое-где видны были редкие сборщики с телегами и лошадями.
Как нам пояснили, в Румынии, как и везде в мире, существуют и большие хозяйства, и малые наделы крестьян-виноградарей. Всё это перемежается в порядке, который с первого взгляда не понять. В общем, действительно, как везде.
На подъезде к Фокшанам стоит памятник Александру Васильевичу Суворову (на коне). Суворов в этих краях гонял турок, за что получил титул - фокшанский. Больше никаких особенных красот ни на въезде в город, ни в самом городе что-то нам не попалось. Небольшой город, постройки каких-нибудь семидесятых годов.
Разумеется, путников утомлённых долгой дорогой немедленно повезли кормить. Ресторан “Casa Veche” оказался весьма добротным заведением. Тут нас ждало не только большое застолье. В ресторане нас ожидал брат Жоржа - Лучан. Если Жорж выполняет в основном представительские функции и занимается привлечением инвестиций, то Лучан - дипломированный энолог - живёт постоянно в Фокшанах и следит за производством. За обильным обедом мы попробовали одну из линеек Senator Wine под названием Monşer. Линейку составляют вина, изготовляемые из автохтонных сортов. Всего в активе предприятия 16 автохтонных сортов (названия некоторых я еще приведу) и это больше чем у кого-либо в Румынии. Идущее вторым по этому показателю предприятие работает только с 5 автохтонными сортами.
В качестве аперитива нам было предложено розовое вино из сорта Busuioaca de Bohotin. Понятно, что вино из такого сорта мы все пробовали впервые. Кроме того, оно оказалось полусладким. Полусладкое вино в качестве аперитива может кому-то показаться не слишком удачным выбором. Однако - кислотность этого вина весьма высока, к тому же, как любое розовое оно подаётся охлаждённым. Соответственно аперитив получился освежающим и весьма гастрономичным.
К моему великому удовольствию, открыв меню, я обнаружил, что в Румынии тоже любят супы, делают их много из чего и самых разнообразных консистенций. На первое я заказал себе плотный суп из говяжьих желудков. Блюдо сложное и требующее (по словам знатоков) достаточно долгого времени для приготовления. Такой суп надо есть, заправляя его сметаной, чесночным соусом и уксусом. Казалось бы, никакое вино не сможет составить удачную пару к такому сложному блюду. Однако тут начались сюрпризы.
Нам принесли на пробу два белых вина. Одно из сорта Şharba, а второе из сорта Zghihara de Huşi. Оба вина были относительно молодыми (урожая 2011 года). Şharba оказалось довольно простым, лёгким вином с хорошей кислотностью, и в основном, с яблочными тонами в ароматике. Вино само по себе мне понравилось. Однако, на фоне моего «сложносочинённого» супа оно совершенно терялось. Труднопроизносимая Zghihara проявила себя совершенно по-другому. Не менее кислотное, это вино в дополнение оказалось весьма минеральным, даже в ароматике намекая на какие-то хвойные (почти безнзольные) тона. Существенно более тельное, и более яркое это вино вполне составило гармоничную пару к моей похлёбке, добавляя шарма вкусу простого народного блюда.
Настала очередь второго. По совету наших гостеприимных хозяев, многие из нас (и я в их числе) заказали печеного карпа. Карп (кстати по-румынски произносится - крап) был приготовлен замечательно, мясо его просто таяло во рту. Гарниром к карпу подавали традиционную мамалыгу. А в нашей дегустации наступил черёд красных вин. Тут мне впору ставить жирный смайлик. Общественное мнение категорически отказывает красным винам в способности составить гармоничную пару рыбе. Белое к мясу - бывает даже очень неплохо, но вот красное к рыбе - никогда. На своих эногастрономических дегустациях я несколько раз пытался если не опровергнуть, то хотя бы подвергнуть сомнению этот тезис. Честно говоря - получалось плохо. Даже тунец (который скорее мясо, чем рыба) плохо сочетался с высоко кислотным и не слишком танинным вином из сорта Пино Нуар (правда, вино у нас было сицилийское - существенно более мощное, чем бургундская классика).
Нам же ко второму блюду были представлены вина из сортов Babeasca Neagra и Feteasca Neagra. Фетяска от Senator Wine проявила себя довольно плотным и довольно танинным во вкусе, с ароматом, в котором преобладали черные ягоды и специи. Пожалуй, аромат ягод и специй это то, что вполне находилось в гармонии с карпом. Однако, тело, высокая танинность и общее ощущение от вина - совершенно не подходили.
Бэбяска оказалось очень непривычным. Мало танинный сорт, обладающий очень высокой кислотностью и сложной ароматикой - по такому словесному описанию можно представить близость ощущения от этого сорта к Пино Нуар. Однако, эта самая «сложная сортовая ароматика», никоим образом не имеет ничего общего со знаменитым бургундцем. Сложность тут идёт скорее от многоплановости. В аромате преобладает целый набор очень свежих красных ягод, цветочные и тонкие пряные ноты. Намёков на «подсушенность», «увяленность» и даже «замшелость», которую так любит демонстрировать выдержанный Пино Нуар тут нет и в помине.
С карпом Бэбяска ведёт себя очень даже замечательно. Карп, запеченный над угольями, с лёгким дымком во вкусе прекрасно сочетался с ягодной многоплановостью Бэбяски. Малая танинность и высокая кислотность также играли в плюс этой паре.
В общем - удивление за удивлением ждало нас на этом обеде. А если быть серьёзным - то изучение многообразия сортов, узнавание новых автохтонов - это то, ради чего стоит ездить в такие поездки. Именно такая практика существенно расширяет опыт и кругозор дегустатора.
На десерт еще были умопомрачительные пончики … с чаем. Это так, к слову.
Заправившись «под крышку бака», мы наконец отправились на производство. Винодельня располагается недалеко за городской чертой, и мы домчали до неё за несколько минут.
Первое, что мы увидели, оказавшись на территории предприятия - большое количество старых стеклопластиковых (или это только снаружи?) чанов. На наш вопрос про чаны Лучан ответил, что это старое, выведенное из процесса оборудование, которое будет направлено на утилизацию. Вообще, в последние годы парк оборудования Senator Wine обновился весьма существенно - общая сумма всех финансовых вложений за время, когда предприятие возглавляют братья Някшу, составила уже 15 млн. евро., что разумеется самым положительным образом сказалось на качестве выпускаемых вин.
Тут же, во дворе состоялось наше знакомство с консультантом хозяйства. Райан специалист-энолог из ЮАР и «летучий винодел». Это был его первый сезон в Румынии. На вопрос: «что для вас оказалось самым сложным в работе на румынской винодельне?» - он ответил, что самым сложным для него является разлука с его семьёй - женой и маленькими дочерями, а вот автохтонные сорта для него особой сложности не представляют…
На входе в винодельню шел приём винограда. Шумела дробилка-гребнеотделитель. Интересным оказалось оборудование, которое направляло гроздья в дробилку. Это вовсе не был обычный конусовидный накопитель. Кузов устройства имел с одной стороны гидравлический подъемник, для более аккуратной, постепенной подачи гроздей к валу, отправляющему их в дробилку. При использовании такого высокотехнологичного податчика, гроздья винограда не давятся раньше времени под собственным весом.
Ферментационный цех вряд ли может поразить воображение размерами того, кому уже довелось побывать на крупных винодельческих производствах. Однако, некоторые детали оказались очень интересными.
В первую очередь нам с гордостью продемонстрировали компьютерную систему управления всем ферментационным цехом. Действительно, на дисплее можно было увидеть символическое изображение каждого чана и массу информации о его содержимом: состав бродящего сусла, график изменения температуры (отдельно по разным зонам ёмкости) и еще много чего интересного.
Меня заинтересовала необычная конструкция высоких чанов из нержавеющей стали. Раньше я такого не видел. Чаны были очень высокими, а некоторые из них имели две рубашки охлаждения - в верхней и в нижней части. Оказалось, что чан на самом деле представляет собой две отдельных ёмкости. В верхней части идёт начальная стадия ферментации, а в нижнюю вино попадает на завершающей стадии. Для красного вина всё более-менее понятно. Сверху идёт мацерация, снизу - ферментация продолжается после слива вина - уже без «шапки». А вот перелив нижнего вина позволяет регулировать процесс выдержки вина на тонком дрожжевом осадке.
Интересна была и сама система охлаждения чана. На том оборудовании, которые мне доводилось видеть раньше, она либо была незаметна (вероятно, была организована внутри чана), либо это были вшитые в чан трубки довольно малого диаметра (врядли больше пары сантиметров). Тут же чан опоясывали мощные стальные «пояса» шириной сантиметров по 12-15. Оказалось, чаны были спроектированы самим Лучаном, который потратил много сил и времени, решая задачу повышения эффективности терморегуляции бродящего сусла.
Тут же в помещении цеха нам устроили небольшую дегустацию молодых вин из чанов. Мы попробовали Шарба и Шардоне… Вино из чана на вид мутное, а на вкус довольно резкое, но всегда очень ароматное. Не фильтрованное, не подвергавшееся ещё холодной стабилизации, оно сохраняет большую часть ароматики, которая, увы, безвозвратно теряется вином, доходящим до потребителя.
После этого мы спустились в погреб, где в бочках хранились вина, направленные виноделами на выдержку. Погреб оказался довольно просторным помещением без какой-либо системы кондиционирования и вентиляции. Впрочем, подземное расположение погреба гарантирует ему довольно стабильную температуру.
В Senator Wine принципиально используют бочки только из местного румынского дуба (дуб в Румынии относится к виду Дуб Скальный - Quércus pétraea). Добротные, качественные баррики средней степени «прожарки» аккуратно сложенные на специальных штабелях производят очень приятное, практически праздничное впечатление. Попробовали мы несколько красных вин и из бочек. Дуба во вкусе каждого образца было ой как много! … Впрочем, не чрезмерно. Попав в бутылку, такое вино довольно быстро приведёт в гармонию свой вкус и ароматику, интегрировав дубовые тона в свой усложнённый букет.
После этого нас ждала более полная презентация вин хозяйства в новом офисном помещении Senator Wine. Мы попробовали вина (не знаю к счастью, или к сожалению - не все) трёх линеек - Omnia, Glia и Hereditas.
Все три линейки представляют (с разной степенью сложности) фактически первые в Румынии вина, сделанные из винограда, сертифицированного по стандартам BIO. Все вина также выпущены из автохтонных сортов.
Оmnia - самая простая линейка, вина которой производятся без выдержки в бочках. Мы попробовали уже знакомые нам черные сорта Фетяску и Бэбяску. Впрочем, Бэбяска, хотя на вид довольно тёмное вино, производится из винограда, обладающего не слишком интенсивной окраской, что наверняка ставит перед виноделами дополнительные задачи по извлечению антоцианов, отвечающих за цвет красного вина. Оба вина демонстрировали правильные сортовые черты, были свежи и обладали бодрой ягодной ароматикой. Кроме того вина линейки Omnia обладают замечательными этикетками. Рисунок этикетки повторяет изразцы старинных деревенских печей - народное творчество или «naïve art» в лучшем его выражении.
Вина линейки Glia более серьезные. Все они выпущены ограниченным тиражом и все проходят бочковую выдержку. Название Glia переводится как «земля», что должно подчеркивать особенность терруара и уникальность автохтонных сортов, из которых они сделаны. Этикетки также используют элементы народного творчества, но стилистика их существенно более строгая.
Линейка Hereditas - премиум класс среди вин Senator Wine. Виноградники для этого вина распложены на террасах над Дунаем. Регион Insuratei - самый большой экологический виноградник в восточной Европе. На этикетках вин изображены те самые террасы.
Досконально распробовав все вина, поговорив о румынском виноделии вообще и об успехах и задачах Senator Wine в частности, мы отправились … работать дальше. Нас ждал ресторан и ужин из традиционных (и не очень) румынских блюд, сопровождаемый винами тех линеек Senator Wine, которые мы не успели попробовать ранее - Varius, Senator Private Collection и сладкие Suav.
По крайней мере, первое блюдо ужина (здоровенные креветки) не показалось мне традиционно румынским. Да, Румыния имеет выход к Черному морю, но все черноморские креветки, которых я видел, всегда были раз в шесть мельче тех, что лежали передо мной на тарелке. Традиционные или нет, но креветки были изумительны. Я слопал все и еще зачем-то (вот она неопытность!) собрал соус от них кусочком хлебушка … (да, я крестьянский сын, и член общества «чистых тарелок»… поиздевайтесь).
После креветок были поданы спагетти. Думаю, что спагетти как раз весьма традиционны для румын, если вспомнить, что их предками были римские легионеры. Тарелка великолепных спагетти с яичком и помидорками черри была съедена мной уже не с таким энтузиазмом, как прежде. После спагетти (счастье, что блюда подавались с некоторым перерывом между ними) мне пришлось выйти из ресторана, чтобы осуществить короткий марш-бросок с целью хоть как-то утрясти содержимое желудка и приготовить его к новым порциям этого испытания наслаждения.
Наслаждения последовали в виде нежнейшей ягнятины, поданной на «шайбе» из картофельного пюре. Порция была не так чтобы слишком большая, но и вовсе не маленькая… Вкусно безумно, но съесть это блюдо полностью я был уже не в состоянии. После пюре и ягнятины я активно стал намекать на необходимость появления на столе крепкого алкоголя… Нет, я не изменил любимому вину. Просто я уже крайне нуждался в средстве, способном спровоцировать эффект так называемой «нормандской дыры» и создать хоть какое-то пространство в моём желудке. Однако меня не слышали.
В очередной раз я покинул ресторан и совершил более длительный «забег», сопровождая его еще и маханием руками… Выглядел я должно быть изрядно угрожающе, поскольку от меня в страхе шарахались редкие в этот поздний час пешеходы и уличные коты….
Вернувшись в ресторан, я застал перед собой тарелку с кулинарным шедевром. БЕЗ КАВЫЧЕК. На это можно было бесконечно долго смотреть. Аромат этого можно было бесконечно глубоко вдыхать. Но это прежде всего хотелось съесть. Это - говяжья вырезка, томлёная с грушей в сладком соусе из красного вина.
Видимо в этот вечер мы стали жертвами изощрённого искусства, которым обладают только повара экстра-класса - заставить хотеть есть человека, который за минуту до этого боялся быть разорванным изнутри, съеденным ранее. Тем не менее, я съел говядину с грушей практически полностью.
Выйдя в ночь из ресторана, я постарался опять пробежаться и помахать руками. Но бежать получалось почему-то плохо, а руки итак уже были оттопырены и не могли прилегать к бокам - я приобрёл идеальную геометрическую форму - шара.
Подышав на свежем воздухе несколько минут и придя в себя, я направился в ресторан. Наш ужин заканчивался. В ресторане было многолюдно и шумно. Играла бодрая музыка. Но в голове у меня звучала тихая и грустная музыка Шопена. Вот под этот марш с фанфарами в моей голове нам принесли десерт. Его я помню плохо. Помню только, что это был какой-то здоровенный кусок вкуснейшей выпечки … а может быть какой-то особенный чиз-кейк. К тому времени я уже плохо соображал и не уверенно держал столовые приборы.
Но всё, когда-нибудь кончается. Закончился и наш ужин. С большим облегчением покинув ресторан и с большим трудом разместившись в ставшем таким тесным микроавтобусе, мы отправились в гостиницу… Тут нас ждал очередной сюрприз.
В гостинице играли свадьбу. Играли с размахом. Музыка гремела из колонок, гости (тысяча человек, не меньше) плясали с полной самоотдачей, по этажам гостиницы носились с криками наряженные феями маленькие дети. Мой номер, конечно же, оказался прямо над сценой с музыкальным оборудованием, и ложечка в стакане на моей тумбочке лихо подпрыгивала где-то до 6 часов утра. Впрочем, мне было почти всё равно. Едва попав в номер, я повалился на кровать и забылся тяжелым сном.