Кафедральный собор Божьей Матери. В общем, местный Нотр-Дам. Один из крупнейших европейских соборов, одна из крупнейших построек из песчаника, а когда-то (в 17-19 веках) даже 200 лет сохранял за собой звание самой высокой постройки в мире (142 м).
Поскольку видов собора на этот раз у меня нет, описываю словами. Кружевная гостическая постройка из красного песчаника. Башен должно - по традиции - быть две, но построена только одна, северная. За южную никогда и не принимались. По легенде, вторую башню не сделали специально - без нее собор похож на лебедя, символ верности. Строительство началось в 1015 году, а завершилось в 1439. Уже из года начала постройки можно заключить, что романский и готический стиль, как всегда, смешались. В романском стиле осталась, в основном, восточная часть собора, а также южный портал. Среди строителей - ставший позже архитектором знаменитого Ульмского собора Ульрих фон Энсинген.
А теперь картинки.
Слева - астрономические часы. Эти были сконструированы в 1832 году, до них были и другие - 1353 и 1574 годов постройки. На часах можно увидеть орбиты Земли, Луны и планет от Меркурия до Сатурна (больше тогда не знали). Механизм часов завершает полный оборот в новогоднюю ночь. Но есть и более медлительная часть часов, демонстрирующая прецессию (поворот) земной оси, один оборот этой части занимает 25.800 лет. В часах много механических фигурок, которые по одной, по несколько и даже по многу движутся в зависимости от того четверть, половину или полный час бьют часы.
Справа - кафедра, построенная в 1486 году. Говорят, что она была выполнена специально для проповедника Гайлера из Кайзерберга.
Эта крошечная собачка лежит на лестнице при входе на кафедру. На самом деле, собачки на кафедрах не редкость - они охраняют лестницу от злых духов. Но со Страсбургской связана забавная легенда. Собачка принадлежала Гайлеру, который брал ее с собой на прововеди. Там она мирно спала, но когда проповедь затягивалась, прихожане собачке начинали мешать и скулила. Это было сигналом для окончанияпроповеди. Так или иначе, пёсика полагается почесать за ушком и загадать желание (что я и сделала).
Слева опять часы. Справа - "роза". Диаметр окна работы Эрвина фон Штайнбаха - 15 метров.
Подъем на собор - весьма занятный процесс. Ты меняешь столько лесенок, проходишь по такому количеству коридорчиков, что в конце-концов перестаешь понимать, откуда ты пришел. Настоящий лабиринт. Да еще и посетителей никого.
Не припомню, на самом это верху или на промежуточной площадке.
А вот на самом верху - домик Карлсона смотрителей. Там же и небольшой музей истории собора.
А это морд, наоборот, в самом низу. На выходе.