Куда меня первым делом могло понести в городе Стокгольме? Правильно: в
музей Августа Стриндберга. Гусары, молчать! Этот персонаж стал для меня знаковым задолго до поступления в аспирантуру под руководство к одному из специалистов по его творчеству.
Так вот. "Синяя башня" - последняя квартира Стриндберга. В ней он в 1912 году и скончался (от рака). Жил он здесь после очередного развода. В одиночестве. Пять лет. Я не большой любитель музеев, но в этих трех комнатах провела на удивление много времени. Тут каждый предмет о чем-то говорит. Лампа "с красным глазом" в спальне; балкон, с которого драматург приветствовал шествие поклонников в свой день рождения; столовая, описанная в пьесе "Соната призраков"; письменный стол, предметы на котором сохранили свои места с того самого времени.
Стриндберг въехал в новехонький дом с башней, номер 85 по Дротнинггатан, через год после его постройки - в 1908-м. С тех пор здесь сохранилось все: изящный лифт, ажурную дверь которого нужно открывать вручную, центральное отопление, даже туалет (до удивления похожий на советский). Кухни в квартире не было. Еду драматургу приносили сначала с пятого этажа, где располагался пансион, сдававший ему жилье, а позже из ближайшего ресторана. Мебель, кроме пианино, переехавшего с предыдущей квартиры, была куплена в 1909-1910 году специально для "Синей башни". Мне обстановка показалась весьма скромной.
Пока Стриндберг жил в этой квартире, книги лежали стопками буквально везде. Сейчас все собрана воедино в библиотеке драматурга, которая как и раньше находится на шестом этаже этого же дома (музей - на четвертом). Всего 6.800 единиц книг, журналов и т. д. (Туда, к сожалению, попасть не удалось. В библиотеку пускают только с экскурсией два раза в неделю.)
Всего драматург сменил в Стокгольме 24 квартиры. В первоначальном виде сохранилась только "Синяя башня".
Окно в подъезде.
Балкон Стриндберга справа второй сверху.
Прихожая. Здесь я засняла только входную дверь в квартиру (сейчас вход через смежную квартиру, которую также занимает музей). Очень уж темно. Прихожая оформлена пошленьким бумажным бордюром с нейтральным пейзажным принтом. Там же висит акварельная копия картины, украшающей фойе любимого драматургом театра "Драматен" и стоит некое подобие небольшого холодильника - ледяной шкаф для напитков.
Тут же находится туалет и - в крошечном коридорчике - раковина. Ванной комнаты в квартире нет.
Старый электрощиток, поверх которого повешен новый.
Спальня.
Лампа с красным глазом. Электрическая.
Вид из окна
В этой кровати Стриндберг и умер. Справа на столике - Библия.
Столовая.
Стол и два плетеных стула у окна Стриндберг называл "Лавровая роща": по названию популярного богемного кафе. Справа в рамке - фото дочери драматурга Анн-Мари.
Рельеф Густава Васы.
Над пианино - слепок лица Бетховена.
Подсвечниками частенько освещался стол в кабинете. Там не было электричества.
Под зеркалом скульптура "Ясон" известного скультора-классициста Бертеля Торвальдсена.
Шкаф для посуды, который Стриндберг называл "Нотр-Дам" за внешнее сходство.
Бюст Гёте.
Ламповый обогреватель.
Кабинет.
Только в этом шкафу книги стоят по порядку, причем, именно так, как это было при жизни Стриндберга.
Над диваном (не засняла, увы) висит лавровый венок, врученный драматургу на первую годовщину "Интимного театра". (Кстати, несколько лет назад в здании театра начал работать современный "Интимный театр".) В венке - фото Анн-Мари.
Керосиновая лампа. (Теперь стала электрической).
На столе все как при жизни Стриндберга. У драматурга всегда были самые лучшие письменные принадлежности: английские стальные перья, французские чернила, бумага ручной работы.
Две телефонные линии: внутренняя и городская. На стене - список телефонных номеров.
Музей. В смежной квартире расположена целая экспозиция. Там есть и фотографии, и книги, и афиши, и даже примеры изобразительного творчества Стриндберга.
Сцена из спектакля "Игра снов" в постановке Макса Рейнхардта.
Картины, написанные Стриндбергом.
"Плачущий мальчик". В одном из эссе Стриндберг описывает, как создавалась эта статуэтка. Он лепил мальчика во время молитвы, но остался недоволен работой, вследствие чего волосы мальчика превратились в шапочку, а руки закрыли лицо.
Первая напечатанная пьеса Стриндберга "Местер Улуф".
Исследование Стриндберга "Китай и Япония: Корни мировых языков".