Поучаствовала тут в Барсумской рулетке от Зилича. Кому интересно, что это такое - вам
сюда. Вкратце: я загадываю книжку, мне загадывают книжку, читаем, пишем отзыв, и так все тридцать человек. Цимес в том, что участники, в основном, друг с другом не знакомы, заполучить для чтения можно что угодно: от любовного романа серии "Арлекин" и опуса Дарьи Донцовой до "Критики чистого разума" Канта и "Капитала" Маркса.
Мне вот досталась "Дочь железного дракона" Майкла Суэнвика. Жанр - киберпанк/технофэнтези, но, если честно, хотелось бы, чтобы киберпанка было побольше, а фэнтези поменьше. Вообще, книга вызвала противоречивые чувства. История развивается по спирали, начало мне очень понравилось, а концовка, пожалуй, слегка разочаровала. Но обо всём по порядку.
Действие разворачивается в некоем техномагическом "верхнем" мире, населённом существами, как надёрганными из различных мифологий (кельтской, скандинавской, греческой, славянской и бог знает какой ещё), так и придуманными автором. Общество устроено по сословно-кастовому принципу, на вершине пирамиды стоят высокомерные, жестокие, пресыщенные богатством и праздностью аристократы-эльфы. Каста воинов представлена полукровками - гибридами эльфов и людей, которых эльфы используют для управления железными драконами - механическими существами, наделёнными большой магической силой и жаждой разрушения. Только человек или тот, в ком течёт кровь человека, может стать пилотом дракона, так как холодные железные существа генерируют магнитное поле, смертельное для коренных обитателей "верхнего" мира. Полукровки рождаются от женщин, которых эльфы выкрадывают ещё детьми из "нижнего" мира. Одна из таких похищенных девочек по имени Джейн - наша главная героиня. Она вкалывает на заводе по производству железных драконов, живёт в условиях, похожих на детский концентрационный лагерь, и мечтает украсть дракона, чтобы улететь на нём и обрести свободу.
Многообещающее начало для книги, не так ли? И в целом, первый цикл истории ожидания оправдывает. Диалоги с драконом интересные, отношения между детьми - тоже, лёгкий налёт магии служит хорошей смазкой всему повествованию. В конце концов, Джейн удаётся оседлать одного из драконов, старого и хитрого, который до поры до времени притворялся железным хламом и ждал того пилота, который поможет ему вырваться на волю. И что же Майкл Суэнвик предлагает нам дальше?
А дальше нас ждёт история взросления Джейн, далёкая от классического приключенческого романа: учится в провинциальной школе, ходит в отстающих, ворует в Торговом дворе, занимается алхимией, отношения с драконом сходят на нет, зато развиваются отношения со школьными друзьями. В принципе, тоже интересно, однако есть некоторое чувство недоумения, связанное с тем, что линия с драконом оказывается заброшенной. Зато появляется чудесная концепция болеуловителя - "мальчика для битья", человека, добровольно принимающего на себя обязанность чувствовать боль другого человека, как свою. Персонаж Джейн развивается, пробует любить, дружить, учится понимать скрытую суть вещей. Второй виток повествовательной спирали заканчивается тем, что из девушки она становится женщиной, из-за чего дракон окончательно её покидает.
Третий цикл посвящён учёбе Джейн в алхимическом колледже и привносит в повествование такую изящную (жаль, что слабо проработанную и скудно описанную) концепцию, как Тейнд - некую хаотическую первобытную силу, действующую во времени и пространстве, провоцирующую агрессию среди обитателей "верхнего" мира и забирающую жизни 10 процентов тех, кто не смог от неё откупиться или избежать иным образом. Эдакая возведённая в абсолют аллегория юношеского максимализма и подростковой безбашенности. Пожалуй, это самая жестокая и неприятная часть книги. Вместе со студенчеством в жизнь Джейн приходит манипулирование людьми, магические приёмы, круто замешенные на сексе, лжи и жажде обогащения. И в то же время тоненькой ниточкой через повествование проходит тема любви и жертвенности (не буду раскрывать все карты и портить удовольствие тем, кто решит прочитать эту книгу). Кроме того, Джейн удаётся наладить ментальную связь с "нижним" миром. Она понимает, что её настоящим желанием является желание вернуться домой - туда, откуда её похитили...
Возвращению домой посвящён четвёртый виток спирали, в котором снова появляется железный дракон. Тут уже начинается форменная психоделика и сумбур - примерно как в "Матрице: Революции" после встречи Нео с Архитектором. То есть в общих чертах понять происходящее можно, но только пост-фактум, и к тому же пару раз перечитав. А поначалу эту психоделическую нудятину хочется пролистнуть, не вчитываясь. Что ж, если осилите, то будете вознаграждены неким мистическим (и даже, я бы сказала, религиозным) толкованием происходящего.
Вердикт: ещё один неплохой сюжет на тему взросления и обретения своего "я", однако перегруженный всякими не слишком интересными и приятными деталями (а кое-что и совсем лишнее). Не жалею, что прочитала, но рекомендовать к прочтению всем и каждому не буду.