Всё чаще сталкиваюсь с непониманием основных принципов введения выделенных полос в городе. Ещё бы, ведь выделенки появились в России не далее чем вчера, поэтому никто не успел толком с ними поработать, не исследовалась их эффективность и практически отсутствует опыт успешной реализации. К тому же в России до сих пор нет подробной нормативной базы организации ВП, а главное - их применимости. За 5-7 лет использования выделенок не появилось и качественных научных трудов, описывающих их работоспособность и условия применения. В результате многие проектировщики и причастные к организации выделенных полос ошибочно полагают, например, что выделенки нельзя делать при двух полосах движения в одну сторону или что они должны обрываться в наиболее загруженных местах или что нельзя делать временные выделенные полосы на период строительства.
Сформулирую те условия (принципы), которые считаю базовыми для закрепления и использования среди сотрудников транспортных комплексов в российских городах. Вы не найдёте их в учебниках по транспорту, и в научных статьях их тоже нет. Принципы выведены на основе личного опыта и изучения работы 500 километров московских выделенок.
Итак, выделенки нужны в следующих случаях:
1) При снижении скорости ОТ
В первую очередь выделенные полосы нужны там, где общественный транспорт имеет затруднения в движении, а именно когда наблюдается снижение скорости ОТ, что чаще всего происходит в пиковые часы. Непрогнозируемое снижение скорости не позволяет соблюдать расписание при увеличении времени хода в 1,5 и более раз и/или при снижении маршрутной скорости ниже 12-15 км/ч. Попросту говоря, выделенные полосы нужно организовывать там, где они повысят скорость ОТ, а не там, где не ухудшат движение личного транспорта.
2) При большом количестве маршрутов и высокой их суммарной интенсивности
Во-вторых, выделенные полосы нужны там, где имеется повышенная интенсивность движения ОТ (от 40 ед./час и более) для обеспечения стабильной работы транспорта общего пользования в магистральном коридоре при любых погодных, дорожных и прочих условиях. Такие выделенки нужно вводить вне зависимости от скорости движения ОТ.
3) Для выравнивания полосности
Последним приоритетом необходимо организовывать выделенные полосы в местах чрезмерной полосности улицы для минимизации бутылочных горлышек, образующихся в точке слияния потоков дальше по ходу движения. Обычно скорость движения ОТ и всего потока в широкой части улицы высокая, но сильно замедляется непосредственно перед горлышком. Введение выделенных полос на таких участках позволяет нормализовать движение и сократить перепады полосности. Благодаря вашей помощи для этого пункта нашлось
14 километров улиц и дорог Москвы под новые выделенные полосы.
Важно уточнить, что для пунктов 1 и 2 число полос не имеет абсолютно никакого значения. При двух полосах движения в одну сторону под выделенку могут отдаваться правые полосы, при одной - можно рассматривать закрытие движения в одном или в обоих направлениях.