«Он ехал на встречу с прекрасным, а встретился со странным миром сумасшедших и досидел до конца только потому, что сидел в середине ряда»… как-то там можно охарактеризовать общий смысл этого спектакля, если коротко.
Если подробнее, то у меня когнитивный диссонанс.
Я ожидала Калягина.
«Тараааай-рарай-рарара-рарараааааааа-ра» (мелодия из «Здравствуйте, я ваша тетя» и кокетливая донна Роза ногой делает движение лягающейся лошади). Да, согласна, ожидать донну Розу было странно, но ассоциация у меня именно такая: улыбка, мимика, жесты - артист Калягин у меня на подкорке именно такой. Но вместо улыбки тетушки из Бразилии, где в лесах «много-много диких обезьян», я встретилась с кротом из Дюймовочки. Не знаю, как иначе можно было воспринимать этого толстяка в черных очках, всплывающего на лифте из подземелья.
Крот был мудрый, немного «с сумашедшинкой», но на фоне остальных персонажей выглядел почти вменяемым. Он знает, что ему лучше жить подальше от людей и знание это претворяет в жизнь. В его жизни есть одна идея - освободить деньги от людей. Такой доморощенный экономист. Зарабатывает деньги, но не тратит, потому что предпочитает, чтобы они никому не принадлежали. Изъятие ден.средств из ден.массы. Белиссимо ! Финансист, да, но не путайте с персонажем Драйзера. Плюс ко всему он еще и психолог, отягощенный гуманизмом по самую макушку, что убедительно доказывает его отказ продать оружие потенциальному самоубийце, несмотря на то, что продажей оружия он и занимается. Гуманист-циник. Прекрасное сочетание, уже само по себе показывающее некую отстраненность от нормальности.
К Кроту прилагалось два психа и молчаливая пианистка-вязальщица.
Псих первый - «юноша бледный со взором горящим». Плащ, нервная дрожь, очки и футляр от скрипки. Таких у нас называют «интеллигент вшивый». Жаждет свести счеты с жизнью посредством выстрела в себя из пистолета, по причине одиночества, но когда ему показывают автомат «Мини-Узи» и гранату - дико пугается (как будто есть разница, чем освободить эту жизнь от своего участия), от чего вызывает идиосинкразию к себе на сцене. Смотреть на это скулящее недоразумение спокойно нет сил, и тут гуманизм Крота вступает в конфликт с моим желанием дать психу по голове, чтобы у него хотя бы была причина так бояться окружающего мира, потому что мудрый Крот дает ему возможность побыть собачкой (предварительно позволив выстрелить в себя из незаряженного пистолета). «Тарааамммм !». Фанфары. Псу дали возможность быть нужным и он радостно носится на четвереньках за палочкой, цепляет на шею ошейник и даже пытается тявкать.
И вот среди молчаливого «апорт», «молодец», «апорт», возникает женщина (хотя я бы ее так не назвала, простите мне мою несдержанность). У женщины убили мужа, и она жаждет причинить кому-нибудь такую же боль, какую причинили ей. Она алчет убийства. Она им бредит. Она даже готова подтвердить свое желание покупки оружия методом снятия ярко розовых трусов («возьми меня, убедись, что я на все готова»), но мудрый Крот, напомню, психолог ! Он видит, что женщина-трусы хочет всего лишь ласки и заботы. Она хочет быть нужной. Не конкретно убитому мужу, а любому, кто приласкает. И, ненавязчиво удаляясь в подземелье, Крот оставляет Пса наедине с Трусами.
Далее следует небольшая завязка лав-стори, оба примеряют ошейник, оба (ура-ура) нашли себе хозяина друг в друге, но ! в начале спектакля были показаны деньги и пистолет. А, как известно, если в начале фильма на стене висит ружье, то в конце оно обязательно выстрелит, isn’t it ? Да и деньгами, в нашем мире поклонения золотому тельцу, тоже просто так не разбрасываются…
Соединяем: деньги, пистолет, посредника, и самоубийцу с убийцей.
И что же мы получаем ?..
…убитую пианистку, которая тихо-мирно вязала весь спектакль в своем углу у пианино.
Софиты, поклоны, аплодисменты, цветы, спектакль окончен, можно включить мобильные телефоны, всем спасибо, все свободны.
Что это было ?!.