Билет в исторический музей стоит 1000 драм. Экскурсовод - 5000 драм. Экскурсия обычно длится 1-1,5 часа. Мы осматривали экспозицию 2 часа.
Видели тот самый кожаный ботинок (напоминаю, самый древний на текущий момент, возраст его - 5,5 тысячи лет, сохранился благодаря птицам, которые жили в той пещере, где его нашли... где птицы - там «удобрение», заполняющее все поры камней, земли и прочего, в общем, спасибо птичкам за то, что они хорошо кушали), древние колесницы (погребальные), возрастом, если не ошибаюсь 1,5 тысячи лет. Дерево сохранилось благодаря тому, что воды Севана затопили захоронение и вода сошла только при советской власти. Помним,да? Советская власть, граница по Араксу, для полива воды не хватает (кто ж к границе подпустит воду брать) - взяли воду Севана - и уменьшили его в 2 раза, потом спохватились и построили водоканалы для запитывания озера и повышения его уровня. Вот когда воду спустили - археологи случайно (или целенаправленно) гробницы и нашли.
А знаете, почему судья молоточком стучит? Цари в древности имели посох в виде секиры. Когда они оглашали решение - обязательно этой секирой (древком, а не режущей частью) ударяли о пол, это означало, что решение окончательное и обжалованию не подлежит. Почему секира? Ну как почему? Потому что Бог в незапамятные годы взял секиру и шарахнул по материи, отделив землю от неба, запад от востока, север от юга, баб от мужиков, порядок от хаоса и т. д. и т. п. А цари у нас кто? Первые среди равных (и, я не побоюсь этого слова, лучшие среди лучших). В общем, не надо с ними спорить - у них секира. Вот с тех пор так и повелось: принял решение - хрясь в зубы, пардон, молоточком о деревяшечку, и все, аллес капут, можно не спорить.
А еще древние люди - они молодцы. Там же боги кругом, жертвы надо приносить. Мать-земля - она кормилица: корешки там всякие схомячить, в пещерку заныкаться - все от нее. Но время шло, приручили быков - и давай им присваивать имя мужского начала. Он, мол, тоже кормилец, тоже поилец, надежа и опора. А где боги - там жрецы, где жрецы - там жертвоприношения. Но быков-то мало, а боги кушать хотят постоянно. И придумали древние люди, что вместо живых быков в жертву вполне можно приносить фигурки быков, а вместо жертвенной крови - священные напитки. Понятно, что их надо лепить (фигурки) и варить (напитки), но я вас умоляю - это же проще, чем живого быка взять - и просто так отдать. И, опять же, развитие ремесел. Очень полезно.
Военные пояса и кубки военачальников видели. Кубок на спортивных состязаниях знаете почему дарят? Потому что раньше удачливые военачальники победу пировали с кубком в руках. Кубок, понятное дело, украшен был сценками разными: битв, победы, принесения побежденных в жертву... В общем, символ победы.
Стеклянные бутылочки видели. Возрастом, вот боюсь соврать, то ли первого века до нашей эры, то ли первого тысячелетия. Помню, что до нашей эры и цифру 1. Красивые, разноцветные, стеклянные, разной формы и объема... а стекло в мир точно китайцы привнесли?
Видели копию бюста богини Анаит (копию, потому что оригинал буржуины себе оттяпали). Ликом Анаит - вылитая Гера. Ну или Афродита. В общем, пахнет Грецией.
А греки, между прочим, армян называли варварами, потому что армяне вино водой не разбавляли. Я в возмущении. То есть народ, у которого воду можно пить без обеззараживания - варвар?
Варили армяне и напиток, похожий на пиво, но называли его «овсяным вином». Греков угощали - им нравилось.
Видели залы, посвященные народным костюмам. Тут у Васильны снова проснулось желание найти платье или хотя бы его образ, но экскурсовод рассказала нам страшную тайну: в Армении нет платьев, стилизованных под национальные. У нее ученица взамуж выходить собралась - мечтает национальный свадебный костюм на себя одеть - так не может найти. Страдает, плачет... Посоветовали женщине поехать в Иерусалим - там таки есть (правда, найти сложно, но кто ищет, тот всегда...).
Часто встречающийся орнамент в виде двух перекрещенных квадратов с лабиринтом внутри (встречается и в церквях, и на одежде) означает «всего лишь» райский сад с четырьмя вратами. А лабиринт - он под райским садом, чтобы падший не добрался, заблудившись. Защита, в общем.
Последние залы посвящены геноциду армян (незабудка, которую вы можете увидеть в Армении в виде наклеек на машинах, кафе и пр. - символ памяти жертв геноцида). Я не знала, например, что первые конц.лагеря устроили турки (при активной подсказке фрицев, но все же...).
Очень тяжелые залы. Очень.
Обедали в «Таверне Армения». Это неподъемные порции, просто неподъемные. И только мы решили, что мы герои, потому что вот он - конец обеда, а мы еще подумываем выпить кофе или съесть мороженое (то есть, значит, есть куда), как нам принесли армянские макароны. Макароны нас подитожили (мы ж не знали, что в наш заказ входит - нам все Армянское бюро путешествий заказывало - кушали, что дают... бедненькие, ога... и долму, и люля из раков, и кюфту, и сига, и супы всякие, и десерты... вы там еще слюной не подавились?)
И вот сидим мы за столом, на столе - куча еды, в нас уже не лезет, а мы (судя по тому, что осталось) - только попробовали. И все это - снова с осознанием себя беременными утками. И нам таааак жалко себя стало... потому что еще пара часов - и мы сядем в самолет, чтобы улететь от этого рая. Ыыыыыы! Пришлось выпить кофе. Шоб не так обидно было. А мороженое уже не влезло (даже глазами его съесть после обеда в «Ереване» невозможно, ибо некуда).
На улице солнце, птички поют, в футболке ходить можно второй день (местные на нас ужасаются - они переоденутся в футболки только через неделю), а мы домой, проверять Дьютик на продажность.
Кстати, из Еревана в Москву в Дьюти закупиться вполне можно. Продажность заценили... еле дотащили все до самолета, изображая легкость походки и «нам совсем не тяжело, это ж ручная кладь».
Курилкам для инфо: курить в Армении можно (даже в кафе). В аэропорту есть зоны для курильщиков.
Пассажирам, улетающим из Армении, предлагается посидеть в зале с видом на народ или полежать у окна в удобных креслах с видом на Арарат (Масис) и Малый Арарат (Сис). К моменту объявления посадки на наш рейс вершина Арарата спряталась в облаках.