Продолжение статьи об истории города...
Автор Серафим АГАТОВ
Сегодняшний экскурс в прошлое начну, пожалуй, с района, который никогда не обозначался в путеводителях по городу Фрунзе, хотя об этом месте каждый горожанин прежде был наслышан. Речь пойдет о «Кузнечной крепости». Именно так этот небольшой район, ограниченный с юга проспектом Жибек Жолу, с запада улицей Ибраимова (Правды), с севера улицей Куренкеева и с востока улицей Суюмбаева (Карпинской), именовали в официальных бумагах.
КУЗНЕЧКА
Даже сегодня тут сохранилась небольшая возвышенность с плотно прилепившимися друг к другу домишками, а ведь более ста лет назад именно здесь находился один из фортпостов Кокандского ханства. А чтобы истинный смысл этого стал понятен, придется сказать несколько слов о самом ханстве.
«Если ханский зякет-паша будет изображать из себя мост - не переходи через него», - говорили киргизы о кокандских сборщиках налогов. В Кокандском ханстве насилие было законом, убийство из-за угла - добродетелью, а система податей была доведена до виртуозности: и продавец, и покупатель, и каждый входящий и выходящий из стен любой кокандской крепости (две из них - Пишпек и Токмак - находились в Чуйской долине), и даже бедняки, собиравшие на топливо хворост в горах, должны были платить за это особую подать.
Сохранился рассказ о том, как к кокандскому хану Мадали привели как-то на суд одного киргиза-табунщика, который на базаре купил камчу и отказался уплатить ханскому сборщику несколько монет «подати на покупателей». Хан велел посадить табунщика на кол. Но кто-то сказал хану, что хороших табунщиков мало и что если казнить этого, остальные табунщики разбегутся, и тогда некому будет пасти ханских коней. Тогда Мадали повелел будто схватить первого попавшегося гуртоправа (а гуртоправов в ханстве было с избытком) и казнить вместо табунщика. Гуртоправ был схвачен и на кокандском базаре прилюдно казнен.
Было ли это на самом деле или выдумано неведомым сказителем - не знаю. Но в любом случае рассказ этот выразительно характеризует порядки в Кокандском ханстве. И поэтому неудивительно, что кыргызские племена, ища спасения от кокандских грабителей и, самое главное, от междоусобиц своих родовых вождей, отправляли в Россию посольство за посольством с просьбой «принять их под покровительство белого царя».
РУССКИЙ С КЫРГЫЗОМ БРАТЬЯ НАВЕК
«Беда висит над самыми бровями», - гласит старинная кыргызская поговорка. В течение столетий из-за феодально-родовых междоусобиц у кыргызского народа всегда над самыми бровями висела беда.
Первый русский ученый, увидевший своими глазами Киргизию, П. П. Семенов-Тян-Шанский в книге-дневнике «Путешествие на Тянь-Шань», знакомя читателя с дотоле неведомым миру горным краем, вводит его в самую гущу политических событий.
«Перевалив осенью 1856 года несколько горных хребтов и выйдя к Иссык-Кулю, экспедиция наткнулась у берегов озера на остатки разорванных юрт: свидетельство кровопролитных боев между двумя киргизскими племенами - племенем «оленя» (бугу) и племенем «желтого лося» (сарыбагыш).
…День уже склонялся к вечеру, когда мы, обогнув знакомую нам вершину, с ее подножья вышли на «мертвое поле», засыпанное замерзшими трупами…
Впечатление, произведенное на меня этим полем, было несравненно сильнее, чем впечатления «морга» на Сан-Бернарде. Только тут я глубоко почувствовал поэтическое обращение великого поэта Пушкина к подобной поляне со словами: «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?».
Через несколько месяцев, побывав у Уметалы, манапа племени сарыбагыш, и сделавшись его тамыром (побратавшись с ним), Семенов-Тян-Шанский посетил затем и Боромбая, манапа племени бугу, и содействовал установлению мира между враждовавшими племенами. На радостях Боромбай передал через русского ученого просьбу принять его племя в русское подданство.
В связи с этим Семенов-Тян-Шанский писал в Петербург:
«Ваше высокопревосходительство! По моему мнению, совершенно необходимо дать этому краю прочные и неуязвимые границы, а для этого нужно немедленно принять в подданство богинцев, а за ними и сарыбагишей, которые, очутившись в том же критическом положении, как и богинцы, между молотом и наковальней, не далее как года через два будут также настойчиво проситься в русское подданство».
Департамент иностранных дел России в ответном письме к бугинским кыргызам объявил, что Россия принимает их под свое покровительство, предлагает им могущество свое и защиту, но со своей стороны требует, чтобы они примирились в распрях.
Итак, кыргызские племена, сначала бугу, потом одновременно с сарыбагышами племя солто, кочевавшее в Чуйской долине, а спустя еще год и живущие в глубине гор племена саяк и черик без всякого давления извне перешли в русское подданство.
В 1860 году первый отряд русских войск появился в Чуйской долине. Летом того же года он разрушил кокандскую крепость Токмак, а 4 сентября была взята крепость Пишпек.
Приведу выдержку из донесения командующего войсками в Заилийском крае полковника Циммермана командиру отдельного Сибирского корпуса:
«26 августа отряд двинулся к переправе на Чу. В авангарде шел казак, два легких и два горных орудия. Переправа через реку не представляла ни малейшего затруднения, воды было только по колено. Когда мы подошли на полторы версты к Токмаку, то наши киргизы прискакали с известием, что из крепости выехали люди для переговоров. Явились два сарта, которые на требование сдачи укрепления униженно просили дать два дня сроку, чтобы получить ответ от начальника их пишпекского коменданта Атабека Датхы.
Им было объявлено, что если через час они не сдадутся, то будет открыт огонь. Не получив ответа из гарнизона, я послал киргиза Кувата, и он, подъехав к самому рву, стал уговаривать коменданта крепости Ханкулу. Тот ответил, что не сможет ни сдать укрепление, ни защищаться. И действительно, из крепости было сделано за все время лишь несколько ружейных выстрелов, никого не ранивших.
…В гарнизоне было сначала до 200 человек, но из числа их киргизы разбежались, и даже кокандские солдаты 20 человек по приказанию самого Ханкулы ушли, так что осталось до 70 человек, из которых многие имели при себе жен и детей».
Далее в донесении подчеркивается, что «Пишпек - сильнейшая из пограничных крепостей в Кокандском ханстве, втрое больше, чем Ак-Мечеть, взятая в 1853 году, и имеет две ограды, тогда как в Ак-Мечети была лишь одна ограда». В заключение донесения сообщалось о том, что «киргизские роды и племена посылают людей с изъявлением солидарности с русскими».
ПИШПЕК ПРИОБРЕТАЕТ ОБЛИК
В недалеком прошлом в Кыргызстане, населенном кочевниками, и понятия не имели о градостроительстве. Старая кыргызская пословица говорила: «Где развел костер - там и дом, где привязал коня - там и пастбище».
В конце XIX века «архитектурный ансамбль» северного Кыргызстана составляли лишь островерхие горы седого Тянь-Шаня с беспорядочно разбросанными юртами кочевников. И только после того как началось сближение кыргызского и русского народов, здесь стали возникать поселения европейского типа. Первым из них был Токмак, затем Пишпек, где в 1864 году выставляется русский военный пост, вокруг которого поселяются местные жители.
Что касается Токмака, то он как уездный центр был весьма неудобным местом вследствие того, что находился в стороне от тракта Верный - Пишпек - Ташкент и был окружен болотами и топями. Об этом сообщал в своем рапорте от 3 декабря 1877 года на имя генерал-губернатора Туркестанского края военный губернатор Семиреченской области Герасим Алексеевич Колпаковский, предлагая перевести центр уезда из Токмака в Пишпек.
«Местоположение г. Токмака, - писал Колпаковский, - для резиденции уездного управления давно уже признано неудобным, и в 1869 году областною администрациею составлены были предложения о перемещении центра управления уездом в другое, более удобное место, где бы можно было расположить город. Предположения эти относились к местностям на Пишпеке, на Качкаре (Кочкорка) и Кутамелдах (Балыкчи. - Авт.), но ни одно из них, Ваше высокопревосходительство, не изволили согласиться. Вопрос о выборе места под устройство города в течение восьми лет остается в положении неопределенном. Между тем на Качкаре и Кутамелдах до сего времени не поселилось ни одной семьи, и осуществлятся ли в скором времени предположения о заселении этих пунктов, ничего положительно сказать ныне невозможно.
…Пишпек представляет все задатки для будущего города. Местность эта находится на соединении четырех почтовых дорог области из Верного, Каракола, Нарына и Ташкента, на пересечении караванных путей из Кашгара, Сыр-Дарьинской и Ферганской областей и на линии телеграфного сообщения; здесь находится почтовое отделение, телеграфная станция и возникло довольно значительное поселение. Перемещение уездных учреждений из Токмака в Пишпек, без сомнения, привлечет на жительство в этот пункт людей торговых и промышленных, которые составят из себя основу будущего городского общества…».
Перевод всех уездных учреждений в Пишпек начался 26 апреля 1878 года и закончился в мае. В этом же году производится первая разбивка улиц, площадей и кварталов будущей столицы. Были спланированы площади для возведения казармы, тюрьмы, церкви, мусульманского и православного кладбищ, площадь для проведения парадов. План города представлял прямоугольную сетку улиц, идущих с юга на север и с востока на запад, с разбивкой на кварталы каждый площадью 1 - 1,5 гектара. На них располагались две или четыре усадьбы.
Первоначальным проектом планировки была охвачена территория в границах: на севере - улица Ташкентская (Жибек Жолу), на востоке - речка Аламедин, на юге - улица Лагерная (Энгельса, ныне улица Чокморова) и на западе - улица Казарменная (Тоголока Молдо).
В 1881 году ранее утвержденный план был значительно изменен и улучшен. В этом плане уже содержался определенный градостроительный замысел: помимо жилых кварталов выделялось место для городского общественного управления, казначейства, лазарета, аптеки, городского приемного покоя, военного госпиталя, городского двухклассного училища, женского училища, мужского приходского училища, почтово-телеграфной конторы и других строений.
В центре города, на пересечении улиц Бульварной (Эркиндик) и Церковной (К. Маркса, ныне ул. Огонбаева), размещалась главная городская площадь с кирпичной церковью. Примечательна история этой церкви. В 1867 году в этом месте здешней православной общиной была построена Свято-Никольская «временная церковь» из саманного кирпича. Эта времянка служила прихожанам до 1886 года, когда на том же самом месте благодаря долго копившимся средствам и крупному пожертвованию купца первой гильдии Н. И. Иванова был воздвигнут каменный собор во имя Святителя и Чудотворца Николая, а при нем деревянная колокольня с семью колоколами. В 30-х годах ХХ века, в связи с повсеместным богоборчеством, Никольскую церковь закрыли, но не разрушили полностью, а лишь снесли колокольню с куполом. В 50-е годы здание немного подреставрировали и несколько видоизменили. В нем размещался музей изобразительных исскуств. В таком виде оно сохранилось до сегодняшнего дня. Это самая старая постройка в городе, ей без малого 120 лет. Сейчас в этом здании размещается выставочный зал Союза художников Кыргызстана.
С запада к центру вплотную примыкал военный плац, с востока - гостиный двор. Вокруг этого центра строились жилые дома, предназначенные для чиновников, офицеров и купцов.
В восточной части города за улицей Кузнечной (Ибраимова) находились ярмарочная и сенная площади.
На Кузнечной располагались городские кузницы (ниже ул. Иваницина), именно от них улица и получила свое название. Упиралась она в бывшую кокандскую крепость, и в городских отчетах, наверное, писалось: ул. Кузнечная, далее - крепость. Скорее всего, так оно и было, но, видимо, какой-то нерадивый писарь слово «далее» потерял и этот район с одноименной полукольцевой улицей получил название «Кузнечная крепость». Так это название и сохранилось в истории города Фрунзе по сегодняшний день. В этом месте селились в основном мелкие ремесленники, торговцы и городская беднота.
По переписи 1897 года, в Пишпеке проживало свыше шести тысяч человек, из них: 2870 - русские, украинцы, белорусы, 1496 - дунган, 1215 - узбеков, 666 - киргизов, 274 - татар, 97 человек - других национальностей.
Из общего числа жителей в городе было 235 торговцев-промышленников, 30 семей занимались земледелием. Домов в городе насчитывалось 752, в том числе из сырцового кирпича и глинобитных под камышовой крышей - 739, деревянных под железной крышей - 7, каменных под железной крышей - 6.
Сословный состав населения города был таков: дворян потомственных - 129, дворян личных - 137, духовного звания - 11, потомственных почетных граждан - 10, личных почетных граждан - 11, купцов - 105, мещан - 1917, крестьян - 2198, казаков - 17, лиц не указанных сословий - 2083 человека.
(Продолжение следует)
Подготовил Серафим АГАТОВ
фото www.diesel.elcat.kg
Комментариев
патриот 2006-04-12 11:28:22 Замечательный экскурс в прошлое нашего города!
На самом деле, кроме здания Никольской церкви, что в Дубовом парке, в нашем городе еще сохранились некоторые старые постройки, к великому сожалению, значительно переделанные нынешними владельцами - какие-под интернет-клуб, какие - под кафе.
Очень жаль, что старые здания, представляющие ценность как архитектурные памятники, не охраняются государством. И с течением времени они могут совсем исчезнуть.
Печальный пример тому - всем известная усадьба первого выборного старосты Пишпека Ильи Федотовича Терентьева, которая вот уже на протяжении скольких лет нуждается в быстрейшей реставрации и сохранении для истории города. Но власти никак не могут определиться, что же с ней делать. В печати промелькнуло недавно сообщение, что объявился какой-то наследник Терентьева и просит передать ему причитающуюся усадьбу. Не знаю, конечно, чем дело закончилось, но, по всему видно: с мертвой точки не сдвинулось. Усадьба как стояла беспризорной и разваливающаяся, так и продолжает стоять.
А ведь как было бы замечательно, если хотя бы оставшиеся уцелевшие старые постройки отреставрировать, вокруг них разбить пусть небольшие, но красивые зоны отдыха, наладить туристические туры с грамотными гидами (таковые наверняка у нас есть!) по г. Бишкеку и для иностранных туристов и для всех желающих узнать о прошлом нашего города, особенно для подрастающего поколения!
А рассказывать можно долго и увлекательно, хотя бы о знаменитой Карагачевой роще, в 1881 году заложенной Алексеем Михайловичем Фетисовым на 64-десятинах земли, тогда же был заложен и питомник в городском саду. Фетисовым же был заложен Дубовый парк и Бульварная аллея, ныне - бульвар Дзержинского, пардон, Эркиндик.
Когда-то, совсем недавно, мы, жители города Бишкека, с гордостью говорили: "Наш город - это город-сад!"
Что скажут наши дети про свой город?........