6)Издержки и прибыль: равновесие фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде
Существует различие между краткосрочным и долгосрочным периодами функционирования фирмы. В краткосрочном периоде постоянные издержки остаются неизменными, фирма может изменять объем выпускаемой продукции только с помощью изменения величины переменных издержек. В долгосрочном периоде все издержки становятся переменными, то есть это достаточно длительный временной интервал для того, чтобы фирма могла изменить свои производственные мощности.
Равновесие в краткосрочном периоде:
В одной и той же отрасли действуют не одинаковые, а совершенно разные фирмы с разными масштабами, организацией и технической базой производства , а значит, и с разным уровнем издержек . Сравнение средних издержек фирмы с уровнем цены дает возможность оценить положение этой фирмы на рынке. В условиях совершенной конкуренции при любом сложившемся уровне цены существует своего рода «внешний предел» , при котором производители вступают в данную отрасль или же выталкиваются из нее . Повышение цены обусловливает появление новых фирм и сохранение старых . Снижение цены приводит к тому ,
что предприятия с высоким уровнем издержек становятся убыточными и должны
данную отрасль покинуть. Ниже показаны три возможных варианта положения фирмы на рынке. Если линия цены
Р лишь касается кривой средних издержек АС в минимальной точке
М, то фирма в состоянии лишь покрыть свои минимальные издержки. Точка
М в данном случае является точкой нулевой прибыли.
В условиях совершенной конкуренции, когда фирма не может влиять на
цены реализуемого товара, единственной ее возможностью приспособиться к
изменениям рынка является изменение объема производства. Поскольку в
краткосрочном периоде количество отдельных факторов производства остается неизменным, то благополучие фирмы будет определяться тем, как она использует переменные ресурсы.
Существуют два универсальных правила, применимых к любой
структуре рынка. Первое из них гласит, что фирме имеет смысл продолжать
функционирование, если при достигнутом уровне производства ее доход
превосходит переменные издержки. Фирме следует прекратить производство,
если суммарный доход от продажи произведенного ею товара не превосходит
переменных издержек или хотя бы не равен им.
Второе правило определяет, что если фирма решила продолжать
производство, то она должна выпускать такое количество продукции, при
котором предельный доход равен предельным издержкам.
На основании этих правил можно сделать вывод, что фирма будет вводить
такое количество переменных факторов, чтобы при любом объеме производства
уравнять свои предельные издержки с ценой товара, если при этом цена
превосходит средние переменные издержки. Если цена на рынке производимого
фирмой товара и издержки производства остаются неизменными, то
максимизирующей свою прибыль фирме не имеет смысла ни уменьшать , ни
увеличивать производство. В этом случае считается , что фирма достигла
точки равновесия в краткосрочном периоде.
Равновесие в долгосрочном периоде:
Можно сформулировать следующие условия равновесия фирмы в
долгосрочном периоде:
1 ) предельные издержки фирмы должны равняться рыночной цене
2) фирма должна получать нулевую экономическую прибыль.
3) фирма не в состоянии увеличивать прибыль путем неограниченного расширения производства. Эти три условия эквивалентны
следующим :
-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам
минимума их кривых средних суммарных издержек в краткосрочном периоде;
-для всех фирм отрасли их предельные издержки производства
равняются цене товара;
-фирмы отрасли производят продукцию в объемах, соответствующих точкам
минимума их кривых средних издержек в долгосрочном периоде .
Когда все фирмы отрасли действуют с минимальными издержками в
долгосрочном периоде, то считается , что отрасль находится в равновесии.
Это означает , что при данном уровне развития технологии и неизменных ценах
на экономические ресурсы каждая фирма отрасли полностью исчерпывает
внутренние резервы оптимизации производства и минимизирует свои издержки.
Если ни уровень технологии, ни цены на факторы производства не изменятся,
то любая попытка фирмы увеличить ( или уменьшить ) объемы производства
приведет к убыткам.
Если рыночная цена выше средних издержек и фирма получает квазиренту , то в
этом случае новые фирмы, привлеченные возможностью получить сверхприбыль ,
будут стремиться в эту отрасль. В условиях совершенной конкуренции
существенных барьеров, препятствующих появлению в отрасли новых фирм , нет .
Поэтому предложение продукции начнет расти , и в результате конкуренция между
фирмами приводит к снижению цены и исчезновению квазиренты.
Когда ситуация на рынке складывается для фирмы неблагоприятно и цена на ее
продукцию оказывается ниже средних издержек, то фирма , оказавшаяся в таком
положении, уходит с рынка, и предложение продукции сокращается . При
прочих равных условиях, цена начинает возрастать, пока фирма не будет
получать нормальную прибыль.
Наконец, если цена равна минимальным средним издержкам , то в этом случае не
наблюдается тенденции к изменению числа функционирующих фирм , данная
конкурентная отрасль находится в состоянии полного долгосрочного равновесия