Организация поездки
Готовиться решили шибко заранее. В середине апреля начали теребить российские турфирмы, только толку от них было мало, самое лучшее, что мы нашли - стандартный тур в апартаменты в Зелену Лагуну. Параллельно решили действовать с другой стороны - а гугле набираем porec+apartments или porec+accommodation и вперед. По результатам поиска быстро отсеиваем совсем неподходящие варианты, остальным пишем письмо с примерно таким содержанием:
Dear sirs,
We'll need to stay at Porec city from 28-th June till 1 or 2 July for
vacation.
Quantity of people: 2 or 3 persons
Could you please give us the following information about your apartments:
- address of apartments
- prices
- terms and conditions of paying and staying
- parking
- kitchen and possibility of breakfast, microwave, refrigerator
- WC and bathroom in room
- different rooms for 2 person and 1 person
Thank you in advance for a prompt answer!
Best regards,
Pavel
Таких писем было отправлено около двух десятков, более-менее вменяемые ответы получил от пятерых адресатов, но как-то быстро остановились на одной конторе www.parenzo.com- у них было несколько апартаментов на выбор по вполне приемлемой цене (205 евро за 6 дней). Кроме того, они согласились выслать оригинал ваучера почтой при условии предоплаты в размере 100 евро, что, в итоге, и сделало их победителями нашего «тендера». Предоплату сделали картой VISA (можно было и банковским переводом), ваучер после нескольких согласований текста они нам выслали сначала факсом, потом почтой (письмо шло около трех недель и пришло в порванном конверте с пометкой почтового отделения Шереметьево «получено вскрытым»). Апартаменты представляли собой 2 комнатки - спальню и кухню плюс отдельно туалет. Кондей, спутниковое ТВ, чистенько, уютненько, заслуживают твердых 3* с плюсом. До пляжа 10 минут пешком.
Жилье
Следующей засадой стало приобретение билетов на самолет - компания, поднимающая чартер (в нашем случае Акцент-Тревл) не хотел продавать билеты отдельно без тура. Я даже рассматривал возможность полета регуляркой через Загреб, (кстати, не самый худший вариант, по цене примерно равный чартеру), заодно бы и столицу Хорватии посмотрели. Но в итоге нашли билеты на чартер в компании Матисс за те же деньги, что и у Акцента (270 евро за билет). Хотя и у них не обошлось без косячков - предварительно созвонившись с менеджером я за день до вылета приехал за билетами, но их еще не доставили в офис. Но они быстро исправились, прислав через два часа к нам домой курьера. К чартеру авиакомпании «Трансаэро» вообще претензий никаких, нормальный Боинг, вылет практически по расписанию (10 минут задержки не в счет), хорошее обслуживание. На паспортном контроле практически все русские туристы едут со стандартными ваучерами от турфирм, пограничник, увидев наши бумаги, слегка приподнял брови, быстренько прочитал и шлепнул печать в паспорт. Вот мы и в Хорватии.
Машина
Аренда машины в Хорватии вещь весьма небюджетная. Перелопатив множество сайтов, я все-таки остановился на двух конторах-посредниках - carjet.co.uk (через них я заказывал до этого машину в Испании) и economycarrentals.com. У англичан цены были чуть дешевле, но они требовали 100% предоплаты, и пока я искал другие варианты, дешевые машинки уже закончились (я рассчитывал на Рено Клио или Ситроен С3 с кондеем). Поэтому пришлось сдаваться грекам (офис economycarrentals.com, как я понял по переписке, находится в Греции), где за 440 евро мне обещали предоставить искомое средство передвижения. 67 евро списали с карточки сразу после подтверждения бронирования (они то как раз и ушли грекам), остальное надо было заплатить на месте в Хорватии, арендодатель машины на месте компания H&M. В аэропорту Пулы у них своей стойки нет, обещали встретить с табличкой с моим именем. Насчет встречи не обманули, а в остальном…
Вместо обещанного Клио/С3 я получил Шкоду Фабию с пробегом 33 тык в сильно покоцаном состоянии, кузов грязный, в салоне не убрано. Да и сама машина не блещет - дешевый пластик в обивке (комлектация вроде как Амбиент), отвратительные тормоза (в дождь, где у меня на старенькой Альмере до срабатывания АБС еще заведомо далеко, она уже колеса блокирует). В общем, я бы полностью разочаровался, если бы не дизельный моторчик 1,9 литра. Вот это песня! В городе можно спокойно на четвертой передаче ездить, переключаясь только на остановках у светофоров. На пятой на автобане раскочегарил до 170 км/ч (по спидометру), правда долго перемещаться на такой скорости уже страшно. Но 130 можно идти, не напрягаясь. А по расходу получилось 65 литров на 1200 км.
Еще о неприятном в отношениях с прокатчиками. Брал машину 28 июня, деньги с карты сняли 30 июня, а вечером 5 июля приходит смс-оповещение, что сняли деньги снова. Пришлось звонить им по мобиле, долго объяснять, что уже сняли деньги 30 числа. Тетка-манагер на другом конце провода пыталась убедить меня в обратном, что 30 июня они ничего не снимали, у них много работы и до моих бумаг они добрались только сейчас. В итоге разобрались, она перезвонила через 5 минут с извинениями, отменила транзакцию, деньги вернули. Но осадок, как говорится, остался. Тем более, как потом выяснилось, из-за разницы в курсах на снятии-возврате денег, я потерял около 10 долларов (280 рублей, счет валюты карты - рубли), хотя сумма в кунах была одинакова.
К тому же в последний день вечером пробил колесо на грунтовке в парке Каменьяк - передо мной раскорячился немец, пришлось чуть съехать с грунтовки, незаметил камень в траве и получил боковой порез. В итоге попал дополнительно на 435 кун (2100 рублей с карты списали), сам виноват - пожалел денег на страховку WUG (колеса-салон-стекла).
Авто:
В дороге использовал навигацию на базе КПК hp2210 с программой iGo и GPS BT338. Не сказал бы, что незаменимая вещь, особенно в первые дни, когда я ее только осваивал, но ближе к концу путешествия если «Вовка» (так мы прозвали навигацию за мужской голос) долго молчал, то было уже как-то скучновато. . Но в любом случае надо ОБЯЗАТЕЛЬНО иметь с собой бумажную карту (нам дали вместе с машиной).
Язык
Имеет одни корни с русским. Многие хорваты хорошо знают и немецкий и итальянский, а вот по-английски говорят не все. Поэтому в этом случае лучше пытаться объясняться на смести русско-украинсого-хорватского.
Пример несколько слов:
Добрый день - Добр дан
До свидания - З Богом или До видже.'нья
Пожалуйста - Мо'лим
Спасибо - Хва'ла
Да-Да
Нет - Не
Хорошо -Добар
Один , Два, Три - Едан, Два, Три
Счет - рачу'н
Холодный чай - ледени чай
И так далее…
Туристы
Очень много европейцев - приезжают в основном на машинах в кемпинги. Русских совсем не много - они в основном живут в гостиничных комплексах (типа Плава Лагуна).
Экология
Очень заботливое отношение хорватов к природе не может не бросаться в глаза. Море действительно чистейшее и прозрачнейшее, грязи или мусора на общественных пляжах практически нет. При въезде в природные парки даже выдаются специальные мешки для мусора.
Еда
Больше всего нам понравилось дегустировать различные блюда с морепродуктами. Очень вкусные и стоят относительно недорого. Например, пицца 40 см. в диаметре начиненная свежайшими морепродуктами стоит около 200-250 рублей! Что касается знаменитых трюфелей, то скорее удалось почувствовать их неповторимый аромат, чем распробовать на вкус (в порции ризотто подали около 40 гр. «золотого гриба»). Из десертов первое почетное место занимает яблочный штрудель.
Спиртные напитки
В последний день накупили в подарок близким местной Граппы. Вообще, видов граппы несчетное количество (от травяной до лимонной), но мы, перепробовав основную часть ассортимента, остановили свой выбор на самой мягкой и приятной - грушевой.
Истрия
Растительный отдых:
Как я уже описывал, жилье полностью оправдало наши ожидания, до пляжа 10 минут, до магазина 10 метров заметно облегчали наш быт. После утреннего купания и завтрака совершали вылазки в другие городишки и кемпинги. Очень понравилось в FKK-кемпинге Коверсада, тихо, чисто, уютно, нет того шума и гама присущих пляжам рядом с городами.
Кстати, ни у одного виденного нами в Хорватии отеля нет собственного пляжа, огорожена, в лучшем случае территория отеля и бассейна, что еще раз подтверждает правильность пути на жилье в частном секторе. Особенно комично это смотрелось в Медулине -большой отель, окруженный забором небольшой бассейном (выглядит как резервация) и через метров 200 пляж, забитый людьми.
Что советуем посетить в Истрии:
пещеру Баредине (очень понравилось, хоть я до этого лазил в такие же в Кунгуре). Вход 6 евро (у нас не было с собой кун), есть экскурсия на русском языке.
Ровинь
(очаровательный город, обязательно подняться к собору и залезть на колокольню - вид обалденный). Там же мы смотрели футбол между Германией и Аргентиной в компании буйных немцев. Мы, конечно, болели за южноамериканцев.
Ровинь:
Пула - достаточно осмотреть только колизей, больше, как нам показалось, делать нечего, хотя были и в Каштеле, и в францисканском соборе. Поездку в Пулу рекомендую совместить с поездкой в национальный парк Каменьяк. Очень красивая нетронутая человеком природа, дикие пляжи, много мест для ныряния со скал. Въезд - 20 Кун с машины. Ездили туда дважды.
Врсар
На вид тихий городок, правда в нем моя навигация ввела меня в ступор, что привело машину в движение по улице с односторонним движением в противоположном направление. Плюс еще проблемы с парковкой в центральной части - улочки узкие, машину удалось пристроить на приватной парковке, поэтому на осмотр города потратили минут 15. Да и смотреть там особо нечего - церковь, колокольня да маленький замок. Зато по дороге нашли маленький магазинчик с вкуснейшими яблочными штруделями.
Пореч
Несмотря на то, что в Порече мы обитали несколько дней, до осмотра достопримечательностей города добрались только в последний день путешествия. Настоятельно рекомендую посетить базилику и музей при ней. Больше заметных достопримечательностей мы не обнаружили, зато практически каждый вечер заканчивался просмотром футбола (как раз кстати шел Чемпионат Мира) или Формулы-1 в одном из многочисленный баров на центральной площади и вечерней прогулкой по набережной с обязательным десертом и купанием перед сном.
После 5 дней в Порече и разъездов по западному побережью Истрии нам предстоял небольшой марш-бросок на юго-восток - сначала в Риекку (через Пазин), потом на Плитвицкие озера.
Пазин
Небольшой уютный городишко, основная и единственная достопримечательность в нем это - Каштел с окружающим его ущельем. В Каштеле находится краеведческий музей, безусловно, рекомендуемый мной к посещению.
Риекка
Самый крупный портовый город в Истрии. Хотя Риекка находится на берегу моря, в черте города пляжей практически нет. Нас это не особо расстроило, так на посещение города и на осмотр основных достопримечательностей мы выделили не так уж много времени. Стоянку в центре города пытались найти минут 20, наконец, нашли подземную стоимостью 6,5 Кун/ч. Решили сначала выполнить маршрут потяжелее - преодолеть подъем на самую высокую точку в черте города - холм Трсат (высота 139 м), а потом уже и по центру Риекки погулять. Дорога на холм - это лестница из 540 ступенек, заставляющая задуматься о месте спорта в твоей жизни. Но это того стоило! На холме стоит Церковь Св. Божьей Матери Трсатской, в которой хранится чудотворная икона Божьей матери. В 2003 году церковь посетил папа Иоанн Павел Второй, а в 2005 году через месяц после его смерти напротив входа в храм была установлена бронзовая статуя папы, преклоняющего колени перед чудотворной иконой. Еще на холме находится миниатюрный замок Трсат с маленькой смотровой площадкой, милой скульптурой василиска и открытой кафешкой в одной из пристроек (денег за осмотр территории с нас никто не взял, хотя касса с закрытым окошком наличествовала). Далее мы спустились с холма в центр города. Очень понравилась центральная улица Корзо - оживленная, широкая, хотя на ней и много зданий позапрошлого и прошлого века, все равно было ощущение современного европейского города. На каждом углу кафешки, но что странно - с трудом нашли ресторан, в котором утолили многочасовой голод. Обязательно рекомендуем посмотреть Церковь Богоматери Лурдской (основной вход в храм по лестнице, есть также алтарь, к которому можно пройти непосредственно с улицы).
Риекка
Сень
Не прониклись. Вечерний город показался тусклым и неживым. С трудом нашли кафе для просмотра очередного матча по футболу. Утром, неудачно попробовав искупаться (от холода ноги сводило уже в первую секунду), собрали вещи и двинулись в путь.
Плитвицкие озера - национальный заповедник, находящийся под охраной ЮНЕСКО. Эту уникальную экосистему действительно стоит посмотреть. Больше десятка озер, находящихся на разном уровне, перетекают друг в друга очень красивыми каскадами водопадов. Впечатления как от мини-экскурсии в прошлое - ощущаешь себя туристом, попавшим в те доисторические времена, когда человек еще не замахивался на величие природы. Ни сорить, ни купаться, ни рыбачить (и еще много «ни») не разрешается. Приехать решили пораньше, чтобы все успеть в 2-х дневной программе (по рекомендациям многочисленных путеводителей). Как оказалось, нам хватило и восьми часов с обедом и отдыхом. Однодневный билет стоил 100 Кун, двухдневный 130 Кун. Билеты проверяли всего лишь 1 раз - при посадке на речной трамвайчик. Чтобы осмотреть парк, посетителям предлагается несколько пешеходных маршрутов (мелкая схема есть на карте, но мы купили подробную за 20 Кун) на разное количество часов. Мы выбрали самый длинный и обошли большую часть парка, вволю налюбовавшись его флорой (просто невероятной!) и фауной (представители последней - зеленые стрекозы и бесчисленное количество рыб, охотившихся на булки туристов).
Если предстоит обратный путь в Истрию и день близится к вечеру, то очень рекомендую не соваться через Сень, а махнуть напрямую через "материк" по направлению на Огулин. Получиться быстрее и комфортнее, за исключением первых 30-40 км, когда дорога, изобилующая крутыми закрытыми поворотами, проходит через густой лес. Но потом начинается отличная дорога с которой, перед г. Огулин уходите на платный автобан. Благодаря этой дороге мы избежали ночной езды по приморскому серпантину и сэкономили, как минимум, час времени.
Ловран
Перевалочный пункт на обратном пути из Плитвицких озер в Истрию. Добрались туда только к 11 вечера. Решив не искушать судьбу (все-таки ночлег после полуночи найти не так уж и легко как днем), решили заночевать, не доезжая до Пулы. Остановившись у одной из забегаловок вблизи Опатии, обратились к бармену за помощью. Благодаря ему уже через 15 минут нам показывали апартаменты в близлежащем (буквально 5 минут езды) Ловране. Цена за проживание показалась нам несколько завышенной - 56 Евро за двоих (это потом мы узнали, что район Опатии один из самых дорогих), но, понимая, что на дворе ночь и сил уже двигаться дальше нет, решили остаться. Как и в городке Сень, оказалось, что мы чуть ли не единственные постояльцы, видимо поэтому гостеприимство хозяина просто фонтанировало. Апартаменты находились на одной из самых высоких точек города, выше шли указатели для любителей покорителей горных высот - на гору Учку, самую высокую гору Истрии. Вид с террасы открывался просто удивительный - темный силуэт местного храма на фоне мерцающего моря, линия огней вдоль берега, простирающаяся вдоль Опатии, звездное небо. Ну просто сказка! Уже утром перед дорогой поспешили на морской заплыв. Оказалось, что пляж расположен не отдельно от черты города, а непосредственно в 10-15 метрах от самых крайних к морю вилл. Достаточно необычно купаться, глядя на архитектурные сооружения, выполненные в стиле модерн и ранних посетителей кафе!
Медулин
Самый южный курортный городок Истрии, в котором провели 2 последние ночи в Хорватии. Находится в 15 км от Пулы. Море показалось очень теплым, но мелким (с точки зрения купания маленьких детей, наверное, идеально), пляж местами даже песчаный. В городе особых достопримечательностей не обнаружено, поэтому поехали в природный парк Каменьяк (расположен в окрестностях Медулина), в котором и попрыгали с пирса, и поплавали, и вдоволь насмотрелись на местные красоты.
Каменьяк
Остальные фото -
http://photofile.ru/users/pmat/2560194/ Оригинал -
http://pusto.ru/travel/598758.html