Что приходит нам в голову, когда мы говорим о чем-либо, что мы это "контролируем"? Скорей всего под контролем мы подразумеваем, что мы это крепко держим в своей руке, так крепко, что оно из нашей руки никак вырваться не может. Получается знак равенства: лучше контролировать и крепче держать.
Если этот предмет неподвижный и простой, то такой подход наверно даже оправдан. Берешь палку и держишь. Крепко держишь. И никто не замечает, что тут что-то не то. Но стоит попытаться взмахнуть этой палкой, как на свет начинают лезть очень интересные подробности: мы не можешь нормально взмахнуть этой палкой. Мы настолько крепко в нее вцепились, что контролировать мы ее не в состоянии. Мы можем только держать ее в неподвижном состоянии, а вот что-то делать эффективное с ее помощью, увы... У нас настолько наряжены лишние мышцы в попытке "контролировать" палку, что нам начинает мешать наш собственный контроль.
Ситуация становиться еще интереснее, если мы пытаемся удержать не пассивный предмет, а что-то динамическое, или, что еще более интересное, что-то живое. Например, руку другого человека. Обхватим его за запястье и поставим себе задачу держать его во что бы то ни стало. Напрягается все: предплечье, бицепс, плечо, трапецивидная мышца, даже мимические мышцы и те напрягаются. Наверно мышцы лица очень помогают удержать чужую руку. Парадокс заключается в том, что чем больше вы напрягаетесь, тем вашему партнеру руку освободить легче. Небольший рывок, и он на свободе. Ваши перенапряженные мышцы просто не успевают обработать сигнал. А если успевают, то не успевают занять через мгновение нужное положение.
Хороший инструктор айкидо обычно начинает как раз именно с этого: возьми меня за руку и держи изо всех сил. Фактически, это первый урок, не усвоив который, очень трудно двигаться дальше. Надо всего лишь понять, что твоя задача просто держаться за запястье партнера, и контроль заключается не в нагнетании усилия, а в свободном движении всей руки и даже тела. И ключевой момент тут - максимальное расслабление и чуткость во всех мышцах, которые непосредственно не используются для удержания захвата. Обратите внимание: вы уже не держите руку партнера, вы удерживаете свой захват: а это уже совсем другое дело.
Но можно сделать и следующий шаг: контролировать не руку, а партнера целиком. Его движение, перемещения, его конечности. Вопрос: как вам поможет лишнее напряжение? Как вам поможет вцепиться в него изо всех сил? Ну разве если вы несусветно раскачаетесь, что вам будет все равно на его действия. Но даже в этом случае, вы скорей выдавите из него все внутренности, чем будете контролировать. Да и как бы ты ни был здоров, тяжело удерживать кого-то, если он тебя пнул промеж ног. Гораздо более симпатичной идей будет сохранение динамического контроля, чем статического, на что люди и тратят годы тренировок с той или иной степенью устойчивости.
Но в единоборствах и в айкидо есть небольшой подвох. Что если нам нужен другой подвид контроля? Который подразумевает в том числе побуждение партнера сделать что-то. Фактически, это можно считать чем-то вроде "пошевелить чем-то за пределами своего тела". Можно ли это сделать в айкидо? Можно. Но там велик соблазн свалиться на уровень айкидзюцу, что со стороны будет наверно выглядеть очень эффектно (шефа Райбока помните?), но будет очень грубым контролем. И разницу между этими двумя уровнями нам отследить извне или даже изнутри, будет очень сложно. Ну поди догадайся, совершил ли этот кульбит твой партнер потому что не мог его не совершить, или он просто уходил от болевого воздействия?
А теперь давайте уйдем от единоборств, а обратимся к примеру к танго. Взять к примеру ведущего... Ну хорошо, возьмем ведущего ДО ТОГО как он избавился от иллюзии, что ведущий существует. Фактически, ведение и есть контроль, но вот какой контроль.... Ага, мне надо ее сдвинуть. Нажмем. Не понимает. Что делать? Идея! Надо нажать посильней! Боьше губой силы, дамам это нравиться! Парадокс, но роль партнерши в танго скорей ближе к идеи айкидо, и, возможно, им проще. Партнеру же приходится гораздо хуже. В айкидо знай провоцируй оппонента грубой силой: качественно, эффективно, быстро. Чем лучше ты будешь это делать, тем легче будет партнеру понять, что делать с твоей грубой силой. А танго же у тебя нет такого шанса: получишь по мордасам и потеряешь партнершу. "Нежнее, еще нежнее". Вот сиди и думай, как же так контролировать: чтобы было понятно, что ты хочешь, чтоб быстро последовать туда, когда твое желание исполнится, и, самое главное, быстро использовать к общей выгоде то, если тебя неправильно поняли.
В любом случае, если мы хотим что-либо контролировать, то наша идея контроля должна неминуемо эволюционировать от идеи удержания, к идеям динамического взаимодействия без всякого напряжения. И ладно, если мы находимся на физическом плане татами или танцевального зала: тут-то будет непрерывная проверка практикой. Гораздо интереснее, если мы пытаемся реализовать это на
более эзотерическом уровне - тут просто нам некому ткнуть мордой в грязь. "Контролируй пространство вокруг себя" - и человек начинает контролировать. Усердно контролировать. Изо всех сил пытаясь мысленно удержать мир вокруг себя. Так же, как он держал палку. Уже через 15 минут такой бесчеловечной практики вы получите головную боль и усталость. Перенапряжение - это не только усталость мышц, это прежде всего истощение нейронов вашего мозга, которые вынуждены постоянно посылать сигналы мышцам на попытку удержания тщетного контроля.
А в прочем... Айкидо, танго, пространство, вода... Если вы гений, так будет проще сразу выкинуть идею контроля, и перейти к сразу идеи взаимодействия, входов-выходов, наполнения и пустоты. К сожалению, мы все таки не гении, и чтобы эти слова перестали для нас быть пустым звуком, нам все-таки надо обязательно измочалиться изо всех сил вцеплясь всем своим мозгом в предметы, окружение, людей, задачи, пытаться продавливать их своими желаниями, силами, эмоциями, получать от них по морде, недоумевать за что... Чтоб потом понять, что можно как-то иначе. Просто чувствуя, понимая и своевременно реагируя.