Островок спокойствия

Apr 29, 2009 13:55

Сели, осанку выправили, сложили руки на животе, дышим, следим за дыханием, считаем, мычим... Обыкновенный дзен. Зачем? Ну, много для чего зачем. Осанку можно править, дыхалку развивать, тренировать навыки расслабленной концентрации. Но главное все же другое - найти внутри себя островок спокойствия. Ту часть себя, которую абсолютно непоколебима никакими внешними обстоятельствами. А дальше уже проще: если человек в какое-то состояние хотя бы один раз попал, то он завсегда в него вернуться может. Правда на то, чтобы этот островок спокойствия перенести в обыденную жизнь и уходят потом десятилетия.

Но все начинается именно с "сядь и дыши". Кто-то садиться и дышит - на упрямстве выезжает. А для кого-то это становится самым большим препятствием: ну какой смысл в том, чтобы сидеть и ничего не делать? Ехидные японские гуру дзен-буддизма по этом поводу говорят: "Для западного человека как раз отличным упражнением будет просто посидеть без всякого смысла". Даже без этих заморочек с дыханием и концентрацией - просто посидеть. Без дела. И это действительно крайне сложное упражнение.

Сидеть без дела не можем, а спокойствия хочется? Можно пойти другим путем - поиграть с образами. У Серкина в "Хохоте шамана" было описано замечательное упражнение: медитация на огонь. Начальным упражнением была задача представить себе горящую свечу. Не можешь представить? Зажигай, смотри на свечу, пока образ не отпечатается настолько, что сможешь её четко представлять сам. Но образ свечи - не простой. Это должно быть пламя свечи в безветренную морозную ночь, когда язык пламени стоит абсолютно без колебаний. Это очень великолепный и ёмкий образ - пламя неподвижное в своей подвижности. Пламя не может окаменеть, оно горит: движение плазмы, раскаленных газов, процессы горения - это динамика. Но при этом пламя неподвижно. Тот самый образ, который нам крайне необходим в любой сфере, где хотим добиться мастерства: бдительность без усилий, готовность без напряжения и т.д. и т.п.

Для начала неплохо бы просто обжиться с этим образом - представить, исследовать все ощущения от него, стать самому этим пламенем. Можно этим и ограничиться, но я бы советовал пройти дальше. Как адепты дзена пытаются увеличить остров спокойствия до всей своей жизни, так и образ свечи (а может вы зашли уже дальше и работаете с пламенем?) перенести в тренировки или повседневность, где требуется спокойная и ровная работа. Во время работы требующей сложной координации и сенсорной чуткости вызвать образ горящей свечи. Не советую, если работа идет на отработку техники, речь скорей идет о ситуации, когда вы пытаетесь интегрировать отработанные по отдельности элементы в единое целое или поймать состояние потока.

У нас есть два варианта. Первый - вы получите перегрузку мозгов. Чем больше будете концентрироваться, тем больше будет перегрузка. Но парадокс заключается в том, что в следующий раз выполнить ту же тренировку будет гораздо легче. "Мы делаем сложные движения, чтобы лучше делать простые" - старый добрый принцип. Задачу можно усложнять не только сложными движениями, а просто дополнительной задачей для мозгов. Стало сложнее, границы поплыли, задействуются новые ресурсы тела и мозга, перегрузка, выпали, отдых... И вернувшись в обычный режим, обнаруживаем, что все стало гораздо проще. Старая добрая идея расширения зоны комфорта.

А вот второй вариант ещё более интересный. Правда он возможен, если вы сумели отказаться от сопротивления нагрузкам, когда вы поняли, что для того, чтобы максимально четко и эффективно добиться своей цели - необходимо расслабиться. Не стиснув зубы высидеть положенные 30 минут в медитации, а действительно просто "посидеть без всякой цели". Хорошая новость: если постоянно практиковать первый вариант, это придет само. Плохая: если не понимать, что второй вариант единственно возможный - практиковаться придется долго. Во втором варианте идея так же проста: чем чётче образ свечи, тем более расслаблено сознание. А чем оно более расслаблено, тем чётче образ свечи. Вот такая петля обратной связи. Ну а то, что параллельно раскручивается петля связи "мозг-тело", я думаю, очевидно.

Не можешь собрать движения вместе? Не получается поток? Пыхтишь-напрягаешься? Просто зажги свечу в уме - и делай свое дело. Не думай о том, что получается, а что нет. Держи свечу. Горящую в неподвижности свечу - это самое главное. Только не надо задерживать дыхание: долго не протянешь. С дыханием вообще тоже интересная вещь: образ свечи неминуемо вызовет корректировку и дыхания - попробуйте удержать свечу от колебаний, сохраняя судорожные вдохи и выдохи от чрезмерного напряжения?

В первое время может быть ещё одно неудобство: после такой тренировки вообще ничего не помнишь: что и как именно ты делал, и что поменялось в твоих движениях. Это действительно неудобно - как оценивать свой прогресс? Но со временем образ свечи будет становиться все проще и проще, и попытка держать зажженную в уме свечу и делать свою работу уже не будет вызвать такую перегрузку нервной системы. А если заглянуть дальше, то со временем уже автоматически при любой попытке вывести тебя из равновесия начнет на периферии сознания вспыхивать привычный образ.

Если вы любите образы огня - то обязательно попробуйте. Если у вас склонность оперировать образами других стихий - тоже ничего страшного. Всегда можно найти образ, который сочетает в себе "подвижный покой". Правда надо иметь в виду, что у каждого образа есть свои побочные эффекты, которые разумно использовать, когда они к месту. Со свечой всё ясно: ровная спокойная деятельность без суеты и резких движений. Очень часто советуют образ озера в безветренную погоду, в котором идеально отображаются звезды и луна. Внимательность, осознанность и рефлексия вам точно обеспечены. Можно попробовать использовать образ камня или скалы. Там ведь тоже есть свои тонкость: скала стоит, но делает ли она усилия чтобы стоять непоколебимо? Хотите спокойствия в самом эпицентре хаоса - попробуйте. А воздух? "Глаз бури" - это ведь тоже самое спокойное место в центре урагана. Почему бы при самой бешеной активности не оставаться внутри абсолютно спокойным?

Всего-то надо выбрать образ, к которому наиболее склонен, или который соответствует ситуациям, в которых оказываешься чаще всего. Понятно, чтоб сам образ - это всего лишь "костылик", необходимость в котором со временем отпадет. Мы ищем свой личный "островок спокойствия", но для того, чтобы что-то найти, надо иметь хоть какое-то представление, что именно ты ищешь. А образы как раз и помогают решить эту задачу.

единоборства, Я, сосредоточение, 5-ый контур, все едино

Previous post Next post
Up