В рост пошли, правда, только малыши. По результатам восьми месяцев прибавку в грузообороте смогли дать только небольшие порты Украины. В целом же портовая отрасль ушла в минус на 13% по сравнению с показателями прошлого года. Всего же украинские гавани перевалили чуть меньше 92 млн тонн грузов.
Отметим, что опережающими темпами - почти на 30% - упал транзит. А этот показатель зачастую берут во внимание, оценивая конкурентоспособность портов. Ведь в отличие от экспорта и импорта, транзитный поток легко переориентируется на любой удобный маршрут - он не привязан к отечественному получателю или отправителю.
Впрочем, доля транзита в грузопотоке отечественных портов не особо велика - чуть больше 5 млн тонн - на уровне 5%. Общее падение предопределил экспорт, на который приходится три четверти грузооборота - он показал те же минус 13%, что и портовая отрасль в целом. Падение предопределили руда и зерно.
В номенклатуре грузов выросла только перевалка нефтепродуктов - причем почти на 50%. Но в общем грузообороте ее 1,2 млн тонн - это капля в море.
Не сильно сказались на общей картине и позитивные показатели небольших украинских портов, расположенных в Придунавье. Фантастические +138% порта Усть-Дунайск на фоне общего 13-процентного падения - это всего лишь 34,6 тыс. тонн - даже не одна тысячная. +17,4% Измаильського порта, с показателем 2,5 млн тонн - это уже что-то.
С минимальным проседанием закончили 8 месяцев порт Ольвия - 2,65 млн тонн (-0,4%) и порт Рени -586 тыс. тонн (-0,5%).
Транс-формация