Дубна. 1. История города и плотина

Nov 26, 2013 20:09



Про Дубну мне рассказывать почти так же сложно, как про собственный квартал: многие годы этот город был "моим", я знала его лучше, чем большинство районов Москвы, но сейчас приезжаю не больше раза в год. Я люблю Дубну и считаю ее одним из лучших городов России. Не уверена, что мне удастся вас убедить в этом, но если вы поймете за что я люблю Дубну - уже неплохо. Предсставляю рассказ в двух частях со съемками разных лет.
Дубна  имеет не меньше трех "центров притяжения", до сих пор не до конца слившихся в единый город. Первый из них - так называемый "левый берег" или "тридцатка" - бывший поселок (а потом город) Иваньково, возникший вокруг  Дубненского машиностроительного завода. За этим маловнятным названием - славная история, начавшаяся в 1939 году. Завод строил самолеты и крылатые ракеты, сохранил этот профиль до сих пор. Правда детские коляски он выпускал тоже, и в начале 90-х годов случалось, что зарплату на заводе выдавали колясками...
К сожалению, корпуса завода надежно скрыты за заборами, поэтому единственный интересный объект, имеющий отношение к ДМЗ - памятник сверхзвуковому истребителю МИГ25, крылья и пилоны для которого делали в Дубне.





Другой "полюс" - все, что связано с каналом "Москва-Волга", который кончается (начинается??) в Дубне. Это собственно канал, плотина, Иваньковская ГЭС и одноименное водохранилище (оно же - Московское море), благодаря которому Дубна является (на мой вкус) лучшим с точки зрения природы местом Московской области.
Плотина - единственная дорога, соединяющая две части города -  левый и правый берег. Поэтому здесь ходят рейсовые автобусы и маршрутки, позволяющие подобраться к плотине почти вплотную.
Какие-то внушительные сооружения, связанные с ГЭС



Чайки облепили плотину



На территории Дубны корабли покидают шлюз номер один канала и выходят в Волгу. Там, где это происходит, высится огромный памятник Ленину - второй по высоте памятник Ленину, а возможно и вообще жившему когда-либо человеку. Памятник-"чемпион" находится в Волгограде (высота постамента - 30 метров, скульптуры - 27 метров) и занесён в книгу рекордов Гинесса, как самый высокий памятник реально жившему человеку. Дубненский памятник совсем ненамного меньше: высота - 25 м (вместе с постаментом - 37 м), вес - 540 тонн. Когда стоишь рядом с ним, то все эти метры и тонны хорошо чувствуешь (на верхнем фото в качестве масштаба стоит муж).
Памятник - ровесник канала, был построен в 1937 году, скульптор Меркуров.


Сначала памятников было два: напротив Ленина стоял такого же размера Сталин. В 1961 году Сталина решили демонтировать, однако необходимых для разборки чертежей найти не удалось. Тогда его просто взорвали. В результате взрыва по тоннелю, что проходит под Каналом им. Москвы и является основной дорогой, соединяющей правый и левый берег,  пошла трещина, а плотину Иваньковской ГЭС, по неподтвержденным наблюдениям жителей, изрядно перекосило. Теперь от Сталина остался только постамент, со ступенек которого купаются подростки (там, где  машины на фото). Часть обломков обрушилась в воду, поэтому в народе до сих пор ходят легенды о покоящейся на дне голове вождя.



А дальше просто  виды Московского моря. Хорошо здесь...









Небольшой, еле видный столбик - фактически является окончанием канала. Корабли выходят отсюда, несколько метров проходят по Московскому морю, а затем уходят в шлюз и из него - в Волгу (но про Волгу - в следующий раз)



На этом фото - почти то же самое место, но с другой стороны - со стороны канала. Здесь находится паромная переправа через канал.


Продолжение следует.

памятник, водное, Дмитровское направление

Previous post Next post
Up