Когда впервые натыкаешься в центре на деревянный домик, то изумляешься и восхищаешься. На второй - радуешься. А потом понимаешь, что этих свидетелей иных времен в городе осталось не так уж мало. Те пять, о которых я расскажу - лишь небольшая их часть.
Мое искреннее спасибо и восхищение - тем, кто дал верные ответы в
конкурсе:
luka55 - первые правильные ответы в количестве два с половиной (третий - верный, но весьма неточный),
mbl_chertyata - четыре верных ответа,
vergebens - единственный верный ответ по самому трудному из загаданных домиков,
aywen -два верных ответа. Если кому-то из вас нужны жетоны в количестве 100 штук, то напишите пожалуйста; остальные получат виртуальные подарки.
Ваши материалы и ссылки я использовала в ответах, еще раз спасибо! Также использовались материалы Викимапии, сайта pastvu.com и другие.
Итак, дом первый - самый известный: особняк Палибина по улице Бурденко, дом 23 (рядом с Плющихой). Это один из наиболее известных памятников московского деревянного ампира. Небольшой (5 окон по главному фасаду) одноэтажный с мезонином дом - один из немногих сохранившихся образцов послепожарной (1812) застройки Москвы. Выстроен в 1818 году для коллежского советника Г.А.Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии. Оригинальность архитектурного образа дома Палибина - в сочетании интимной уютности с представительностью. При его реставрации были обнаружены редчайшие росписи по бумаге на потолках и стенах, которые бережно восстановлены, но скрыты за штукатуркой, ибо раскрытие их нанесло бы им непоправимый вред.
В наши дни в доме находится выставочный зал института реставрации.
Дом второй - с самой интересной историей. Он находится недалеко от первого, по другую сторону от Плющихи, и имеет адрес 4-й Ростовский переулок, 6.
Дом построен в 1903 году (?), в нем с 1903 г. жил и в 1958 г. умер русский советский художник Василий Николаевич Бакшеев.
Вот фрагменты воспоминаний о доме.
(После смерти Бакшеева) в этом доме жила его сестра, видимо, одна на весь дом, да еще прислуга. Дом был очень загадочным. Ходили слухи о подземных ходах под ним и даже о кладах. Клады были нередки в этом районе.
Я помню, как-то летом 1972 года мы сидели с ребятами на лавочке недалеко от этого дома. Неожиданно из парадного подъезда вынесли кресло качалку, вышла пожилая женщина в чепчике с брошкой на воротничке и села в нее. Сзади стояла строгая служанка, мы ее всегда боялись. Вот такое воспоминание об этом месте. Представляете, лето, лужайка перед домом и цветущие мальва с касмеей, да еще и настурция. Еще тишина переулочная и только где-то в соседнем доме из открытого окна первого этажа чуть слышное позвякивание чайной ложечки в стакане и неторопливая беседа. Это тоже Москва.
(Фото 1991 года)
Здесь (правая дверь на первом этаже) был черный ход в дом - место всех наших интересов. Поскольку слухи о доме постоянно распространялись, да еще какие слухи, то и мы делали попытки проникнуть в таинственные подвалы старого особняка. А попасть можно было только отсюда. Но при входе, когда заходишь в подъезд, всегда светилось окно, маленькое такое, забитое одной доской, откуда служанка в черном платье всегда наблюдала за дверью. Слева, как войдешь, была дверь в покои, справа шла вверх лестница на 2-й этаж и вниз - в тот самый подвал. Нам оставалось дождаться, сидя в лопухах, когда прислуга уйдет в булочную, что рядом на Плющихе, а это минуты четыре ходьбы, да там минут десять. Таким образом в нашем распоряжении оставалось не более пятнадцати минут на все, рисковать было нельзя, надо было успеть выскочить. Она могла нас просто закрыть в подвале. Очень нелюдимая была.
Спрашивается, что общего у неказистого барака (фото 1991 года) с чистеньким домиком с красивой резьбой на фото выше?. Сравнение этих двух фотографий делает меня большим скептиком а плане аутентичности ухоженного вида старых особнячков. Это в полной мере относится к следующему домику.
Дом третий - наименее известный. Он находится по адресу Мельницкий переулок дом 8 (между Садовым кольцом и Яузой), и про него довольно мало информации.
Дом построен во второй половине XIX века, в 1901 году этот дом принадлежал Скворцовой, с 1911 по 1917 год это владение Алексеевой. Первый этаж его каменный, второй - деревянный.
Дом четвертый - самый обшарпанный. Находится он примерно в том же районе, что и предыдущий, по адресу Денисовский переулок, 24. Деревянный дом А. В. Крупенникова построен в 1912-1913 году. В нем, как и в двух предыдущих домах, находятся какие-то организации, но в Денисовском - довольно известная: ОУФМС Басманного района г.Москвы
И наконец, дом пятый - самая трудная загадка. Он находится в Арбатских переулках, по адресу Хлебный переулок, 6А. Этот деревянный этот дом с антресолями - редкий теперь пример рядовой застройки Москвы первой трети XIX века.
В 1902 году поселился здесь профессор Московской консерватории, музыкант, дирижер, критик Николай Разумникович Кочетов. Николай Кочетов увлекался живописью, изобрел даже средство, фиксирующее пастельные краски, чтобы они не осыпались. Этим заинтересовался Валентин Серов. Оба они, Серов и Кочетов, запомнились дочери композитора за испытанием нового средства-лежащими на полу вместе, над рисунками. Бывали здесь художники Евгений Лансере, Игорь Грабарь, композиторы Арам Хачатуряи, Сергей Василенко, физик Петр Лебедев.
Долгое время судьба этого дома была под угрозой (еще бы - участок у самого Арбата!), но в последнее время появились хорошие новости. Здесь открылся детский центр «Живой дом». Открыла его семья москвичей - Олег и Вера Степановы, родители четырёх детей. В прошлом году они обнаружили заброшенный дом в Хлебном переулке, нашли его владельцев и взяли здание в долгосрочную аренду. Сделав там ремонт, семья переехала и решила открыть детские студии.
Первые занятия проходили в декабре 2013 года - они были бесплатные и рассчитаны, скорее, на детей друзей. С конца января Степановы запустили полноценную программу занятий и составили расписание. Теперь дети могут изучать здесь историю, физику, математику, шитьё, живопись - всего около десяти дисциплин. Родители могут либо оставлять своих детей в «Живом доме» и отправляться по своим делам, либо остаться в старинном особняке с камином, печами и собственным садом на Арбатской: пить чай, играть в настольные игры и общаться между собой.
Ох, хорошо бы (тьфу-тьфу не сглазить)!
И в качестве постскриптума, новые сведения о доме в Мансуровском переулке -
домике Мастера .
Дом был построен в 1834 году мещанкой Емельяновой. В 1926-32 гг. в гостях у братьев Топлениновых, владельцев дома, бывал Михаил Булгаков; чаасто он ночевал в специально отведенной ему комнате с печкой (с правой стороны дома, если смотреть с улицы). Здесь он работал над романом "Мастер и Маргарита".
В 80-е годы XX века дом реставрировал проживавший в нем художник В.А.Курский (1917-1985), он сохранил Булгаковскую комнату. По некоторым данным, именно здесь снимали комнату Мастера в фильме Юрия Кары.
После смерти художника начались тяжбы между его наследниками. В 2013 году дом выставлен на продажу...