История фонтана Витали - старейшего фонтана в Москве - оказалась более интересной и запутанной, чем я рассчитывала, когда узнала, что позорно спутала его с новодельным фонтаном у Большого театра. Поэтому рассказывать ее начну издалека.
Первый водопровод, с помощью которого вода из Мытищ попадала в Москву по кирпичной галерее, был открыт в 1804 году. Заканчивался он водоразборными фонтанами на Трубной, Сухаревской и Каланчевской площадях.
С годами в Москву поступало по нему все меньше воды, и в 1826 году был составлен проект нового водопровода, который использовал старую галерею. Вода подавалась по чугунному водоводу в специально устроенный резервуар Сухаревой башни. Отсюда вода подводилась к пяти фонтанам: на Сухаревской , Лубянской , Театральной, Манежной и Варварской площадях. Вот эти пять фонтанов и было предложено оформить Ивану (Джованни) Витали
Витали родился в 1794 г. в Петербурге, в семье итальянского скульптора-формовщика. Согласно легенде, именно с фонтана он начал свою карьеру. Отец будущего скульптора как-то привел сына в мастерскую, где отливали статуи для фонтанов Петергофа. Двенадцатилетний мальчик, вернувшись домой, повторил виденное с таким мастерством, что заметивший это мраморщик Августино Трискорни предложил взять его в ученики.
Шереметевский фонтан (Сухаревская площадь) был установлен в сентябре 1831 года перед зданием Шереметевского странноприимного дома. Это был единственный московский фонтан, выполненный из чугуна; был покрыт краской «под бронзу». Варварский фонтан снаружи окружали два ряда чугунных ступеней; в середине чугунного круглого бассейна находился фигурный пьедестал с тремя изливавшими воду рожками. Воскресенский фонтан на Манежной остался без украшения.
Никольский фонтан представлял собой четыре фигуры мальчиков, олицетворявших русские реки Волгу, Днепр, Дон и Неву, которые поддерживали большую чашу из красного гранита. Кроме того, малую чашу поддерживала группа из трёх бронзовых орлов - эта часть фонтана ныне утрачена. Рядом с Никольскими воротами Китай-города на Лубянской площади фонтан простоял до её реконструкции в 1935 году и был перенесён к
Александринскому дворцу (зданию Президиума Академии наук).
Самая лучшая участь ждала Петровский фонтан на Театральной площади, созданный в 1835 году. Он представляет собой скульптурную композицию из четырех амуров, символизирующих музыку, поэзию, комедию и трагедию. В нижней части были специальные отверстия, через которые можно было поить лошадей.
Со временем фонтан утратил водозаборную функцию, потом перестал работать. Он был восстановлен в 1995 году, огорожен заборчиком, к котором есть калитка - проход к фонтану.
Согласно еще одной легенде, под фонтаном находится вход в "Метро-2"
Некоторая путаница связана с расположением фонтана: в большинстве источников указано, что он находится на Театральной площади (отсюда моя ошибка), в других - на площади Революции. То есть, принадлежность скверика к той или иной площади неочевидна. А сквер этот больше известен памятником Карлу Марксу (1961, Л.Кербель); памятник "маскирует" фонтан, который из-за него не очень хорошо заметен.
А несомненная площадь Революции представляет собой расширенный вариант площадки перед выходом из метро (см. верхнее фото). Фрагмент Китайгородской стены
восстановлен в 90-е годы, в башне находится дорогой ресторан. Справа от стены есть хитрый проход на
Никольскую улицу, купола которой возвышаются над площадью.
Также к площади Революции относится бывшее здание Московской городской думы (1892), оно же бывший музей Ленина, ныне филиал Исторического музея - музей 1812 года.
Сколько знаю, в планах - создание здесь еще одной пешеходной зоны, и тогда площадь приобретет новый облик. Пока ее довольно беспорядочно загромождают лотки, ярмарки и террасы питательных заведений.