Каждое здание в большей или меньшей мере отражает личность его создателя. В большей - в тех домах, которые архитекторы строили для себя и своей семьи, не скованные указаниями заказчика. Возможно именно они помогают нам лучше понять тех людей, которые создавали облик города, где мы живем.
Я впервые задумалась об этом. раскапывая историю
дома Матвея Казакова в Златоустинском переулке и заинтересовавшись, решила собрать все подобные дома, которые мне известны. Получилось не так уж и мало; к подборке собственных я добавила по одному зданию, построенному тем же архитектором.
Мне было очень интересно смотреть на такие разные дома, которые ставят вопросы, но далеко не всегда дают ответы. Надеюсь, и вы получите пищу для размышлений.
1.Матвей Казаков.
Двигаясь в хронологическом порядке, мы начнем с того дома, который я уже упоминала
Матвей Казаков в 1782 году купил и перестроил более старые палаты (Малый Златоустинский переулок, дом 3,
подробнее), а после него дом еще несколько раз перестраивался. И все же этот простенький желтый особнячок мне кажется, многое может сказать о том, кто создавал облик современной Москвы, строил дворцы и парадные здания.
2.Максим Геппенер.
Собственный дом архитектора находится по адресу переулок Чернышевского, дом 8, построен в 1894 году.
Геппенер строил в основном практичные и полезные здания, связанные с водопроводом, пожарами (самое наверное известное его сооружение - пожарная каланча в Сокольниках), учебные заведения - одновременно красивые и функциональные. Мне кажется, таким же получился и его особняк (по соседству находилсяся
еще один замечательный особнячок его работы, к сожалению, недавно сгоревший). А покажу я поразившее меня своей красотой здание
Лютеранского приюта в Гороховом переулке
3.Федор (Франц) Шехтель.
Возможно самый известный архитектор московского модерна оставил после себя два дома, созданных через 13 лет один после другого.
В этот готический особняк по адресу Ермолаевский переулок, 28 38-летний успешный архитектор въехал в 1896 году. Мрачноватый готический стиль возможно связан с двумя недавними потерями в его семье.
А через 13 лет признанный мэтр строит поблизости (Большая Садовая, 4) новый, более просторный дом в классической манере, которая у дилетантов совершенно не ассоциируется с Шехтелем. И мне почему-то кажется, что разница этих домов объясняется не только сменившейся модой...
А в годы между этими двумя постройками уместился весь блистательный модерн, о котором мы в первую очередь думаем, вспоминая Шехтеля (на фото - особняк Рябушинских у Никитских ворот)
4.Лев Кекушев.
Соперник Шехтеля в борьбе за неофициальное звание главного архитектора московского модерна въехал в дом по адресу Остоженка, 21 в 1903 году. Этот дом хорошо известен как "дом Маргариты", именно он снят в одноименном фильме Ю.Кары. Впрочем, история Мастера Кекушева, связанная с этим домом, не менее драматична, и ее подробности вряд ли когда-нибудь станут известны.
Я об этом рассказывала, и если вы не читали еще тот рассказ, а сейчас прочтете, буду рада - это одна из значимых для меня историй.
Впридачу - дом авторства Кекушева на соседней Пречистенке
5.Сергей Соловьев Это имя не очень известно, а самая интересная работа Соловьева - как раз его собственный дом по адресу Малый Ржевский переулок, 6, построенный в 1903 году. Этот дом хорошо известен и как бывшее посольство Грузии, и как один из предполагаемых "домов Маргариты", на мой взгляд (который не разделяют специалисты), по совокупности фактов, наиболее похожий. Я специально снимала его дважды (
здесь больше фотографий), а взявшись за пост, поняла, что стоит пойти снять заново - уж очень многообразен этот дом, совершенно по-разному смотрящийся с разных сторон, с обилием деталей, каждая из которых - небольшая загадка
Автор скульптурных деталей - Николай Андреев, а автор керамики неизвестен - возможно, сам Соловьев, а возможно Мария Якунчикова - рано умершая художница, выходец из Абрамцевского кружка.
Работ Сергея Соловьева в Москве не так уж мало, представляю фото комплекса зданий больницы Святителя Алексия на Ленинском проспекте
6.Константин Мельников Революция поставила крест на возможность даже для известного и обласканного властями человека жить в собственном доме. Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке, 10 - наверное последнее исключение, подтверждающее правило. Это - отдельная необъятная тема, которуя сейчас я просто упомяну (фото из Википедии)
Будучи новатором во всех своих работах, полностью развернуться Мельников смог наверное только на строительстве собственного дома. И свежереставрированный ДК имени Русакова на Стромынке по сравнению с ним кажется весьма обычным сооружением.
На этом я завершаю обзор. Буду признательна за указания на ошибки, а особенно - за адреса других подобных домов в Москве.
#словомоскве