В день всех влюбленных я рассказываю про завершение (??) приключений памятника "самой московской" истории любви. Он заслужил покой, как и его герои, он наконец-то получил пристанище. Надолго ли?
Думаю, вы поняли: это про Мастера и Маргариту.
Я уже не раз писала про странную историю этого странного памятника (
раз,
два), повторю вкратце содержание "предыдущих серий".
Все началось с проекта памятника на Патриарших прудах Михаилу Булгакову и героям его романа. Проект Александра Рукавишникова предусматривал установку на берегу Патриарших прудов 12-метрового бронзового примуса-фонтана, фигур Левия Матвея и Понтия Пилата, Мастера и Маргариты, кота Бегемота и самого Иешуа, как бы идущего по воде прочь от Михаила Булгакова, который наблюдает за своими героями со сломанной скамейки. Проект так и не был реализован, благодаря протестам общественности, особое возмущение вызвал гигантский примус, который многие воспринимали не иначе как «символ дьявольщины». Впрочем у автора несколько иной взгляд на эти события:
"Скандал был наполовину политический... И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника."
Потом было объявлено, что композиция будет установлена на Воробьевых горах, в районе Андреевского пруда. При этом члены градостроительного совета высказали пожелание поменять злополучный примус на автомобиль, на котором Мастер и Маргарита «покинут Воробьевы горы и улетят в небеса»... Семиметровая черная машина по замыслу автора должна была взлетать с откоса в сторону Лужников.
Когда было согласовано новое место, автор скептически предположил: "Да нет, опять наверняка придут. Им же скучно... Пускай. Я уверен - скульптуры, как и рукописи, не горят."
Рукавишников оказался прав. РПЦ не понравилось соседство памятника с Андреевским монастырем, и после 2004 года следы проекта теряются.
А через несколько лет...
в запертом дворике (снимать и разглядывать - через забор) на задворках Дома книги на Новом Арбате (по неподтвержденным данным, двор мастерской Рукавишникова) возникли четыре скульптуры - "Отдыхающий Пушкин" и три фрагмента того самого памятника. У Мастера с Маргаритой лица, закрыты волосами "(чтобы не персонифицировать, у каждого ведь свои Мастер и Маргарита)". Были во дворике Коровьев с Бегемотом и громадный автомобиль: "...буланая открытая машина, только на шоферском месте сидел не обычного вида шофер, а черный длинноносый грач в клеенчатой фуражке и перчатках с раструбами."
Коровьев с Бегемотом переехали через несколько лет к входу в Булгаковский дом, а три остальных скульптуры так и стояли во дворе, превратившись в одну из самых интересных неформальных достопримечательностей Москвы. Пока наконец летом 2015 года они не переехали к входу в
арт-пространство Рукав семьи Рукавишниковых (Земляной вал, 59, строение 2). Сначала возник автомобиль, а через несколько дней на его сиденье автомобиля вдруг оказались парящие в воздухе Мастер и Маргарита. Странное сочетание... впрочем, может ли быть иначе в этой истории?
Сначала было неясно, надолго ли этот "вернисаж", но доехав я убедилась, что при нем появился камень с надписью, по-видимому, "узаконивший" именно это пристанище Булгаковских героев.
Итак, Москва обзавелась очень неожиданным и (на мой вкус) пронзительным памятником. Если вы едете по наружной стороне Садового кольца, проехав Таганку, внимательно смотрите направо - и перед вами промелькнут влюбленные, парящие над автомобилем.
А что, возможно, не так уж плохо и получилось?
Съемки оставляют желать лучшего, поэтому я добавила пару кадров, снятых несколько лет назад "из-за забора".
2.
3.
4.
5.
5а.
6.Кому непонятно, это задняя часть машины.
7."Фара"
8.
9.
9а.