Музей тоталитаризма

May 21, 2013 23:38

История этого музея (официальное название - Музейно-выставочный комплекс "Рабочий и колхозница") достаточно запутанна. В году, чей номер стал уже нарицательным, а именно в 1937-м, с большой помпой готовилась Всемирная выставка в Париже. Автором проекта павильона СССР был Борис Иофан, и ему же принадлежала идея монумента, взгромоздившегося на павильон - рабочий и колхозница с серпом и молотом. Под эту идею был объявлен конкурс скульпторов, который выиграла Вера Мухина.
После окончания выставки скульптура была поставлена на обычный постамент, существенно ниже, чем в Париже, что очень огорчало скульптора: она мечтала, чтобы Рабочий и Колхозница нашли достойное место на достойной высоте. Например, такое



А что - на мой вкус не хуже Церетелиевского Петра, который попал сюда, потому что его, как и Мухинскую скульптуру, некуда было ставить (на фото - кадр из мини-фильма, который демонстрируется в музее; там еще был вариант на фоне высотки МГУ, но этот мне больше понравился).
Наконец в 2003 году, когда скульптура обветшала, ее отправили на реставрацию, а после реставрации, в 2009 году поставили так, как задумывалось с самого начала - на усеченную копию Парижского павильона (оригинал павильона был существенно длиннее).



А немного позже открылся и музей
Музей конечно на любителя, но мне показался очень интересным. Фотографировать можно без ограничений, чем я и воспользовалась "на полную катушку".
Вход в музей воспроизводит вход в павильон 1937 года (точнее, это закрытый "парадный" вход, а реальный вход в музей этажом ниже и сбоку)


По бокам - барельефы с изображением счастливого советского народа, в частности, по паре персонажей, символизирующих все союзные республики. Вот это кажется Туркмения


Внутри сходство с павильоном 1937 года кончается. Скорее  мне показалось, что нам пытаются продемонстрировать роскошь в стиле то ли позднесталинских времен, то ли постсоветского новодела .



А вот сам музейный зал оформлен в совершенно другой стилистике



Экспозиции посвящены Парижской выставке, Вере Мухиной, Борису Иофану и немного - Москве тех времен. В основном фото, но есть и картины, и макеты, и два кинофильма, и какие-то предметы интерьера. Некоторые запомнившиеся фотографии я просто пересняла.

Парижская выставка. Фото Прокудина-Горского (там еще несколько его цветных фото)


Момент монтажа скульптуры



Еще один момент монтажа. Снимок показался символическим: напротив павильона СССР - павильон фашистской Германии.



Это фото почему-то произвело на меня впечатление. Стахановцы в одинаковых кепках в московском метро



Тема, которая меня заинтересовала в музее - проект Дворца Советов, автором которого был тот же Иофан. Аналогия с Вавилонской башней имеет глубокий смысл: концепция Нового Вавилона в то время приходила на смену идее Третьего Рима.
Макет проекта. Обратите внимание на соотношение высоты Дворца с Кремлем (впереди слева) и Домом Пашкова (справа), а также на то, что вся застройка за Домом Пашкова должны была исчезнуть (современные Пречистенская набережная, Волхонка; музей имени Пушкина не факт, что уцелел бы).



Первомайская демонстрация. Без комментариев


И два эскиза проекта дворца.
Это вход. Слева Энгельс, Маркс не влез в кадр. На стенах начертана масса изречений.



Почему-то мне это напоминает первый проект ХХС - не тот, что в итоге был построен, а более ранний и помпезный, который должен был стоять на Воробьевых горах . В общем, неудивительно: Дворец Советов похоже мыслился как храм коммунистической веры.

А вот это эскиз парадного зала. Продолжая аналогию - коммунистический алтарь


А это - альтернативные проекты, изображенные на марках того времени



Последнее фото сделано в буфете, очень стильно оформленном



К сожалению, после своего открытия многое в музее портится. Буфет вместо блинчиков за 30 (!) рублей стал торговать комплексными обедами, а в последний наш визит был и вовсе закрыт. А стоимость входного билета с очень скромной суммы (рублей 70 кажется) вырос до нехилых 250 рублей. В последний раз, посмотрев на запертый буфет и ценник, мы ушли несолоно хлебавши.
И на этой невеселой прозаической ноте я заканчиваю свой рассказ.



Добавляю ссылку на старый пост про Дворец Советов и Сталинскую архитектуру, поскольку эта тема постоянно всплывает в комментариях Москва, которой не было

Официальный адрес: Проспект Мира, 123Б, у дальнего входа на ВВЦ

памятник, музей, ВДНХ

Previous post Next post
Up