Я так и не побывала в Ярославле в этом году, хотя дважды собиралась. Этот пост - еще одна капля к желанию все-таки доехать. Пивная "Афоня" теперь будет в списке к обязательному посещению.
Текст на мой вкус очень сильный. Удачи авторам!
Оригинал взят у
roman_i_darija в
Как найти Афоню в Ярославле тексты, которые мы полгода писали для грандиозного проекта минобрнауки, наконец-то дошли до публикации.
не знаю, как там Данелия протаскивал «Афоню» через советскую цензуру, а нам вот досталось начальство верующее и патриотичное. поэтому упоминание о том, что Катя с Афоней переспала, цитируемые тосты и даже фраза про церкви, отражающиеся в луже, чудесным образом исчезли... но в своем блоге мы возвращаем всё на свои места!
для начала прогуляемся по Ярославлю с Афоней:
Афоня. Лужа с отражением церкви Ильи Пророка на Советской площади Ярославля
Фильм «Афоня»
Картину, которую должны были снимать в Киеве, теперь невозможно представить вне Золотого кольца, как и Афоню с лицом Высоцкого или Ольбрыхского вместо Куравлева. С первых кадров узнается старорусский город, с белыми церквями, отражающимися в луже на центральной площади.
Антиалкогольная компания 1972 года обернулась для зрителей вырезанными сценами распития спиртных напитков. И вот, сразу после всех этих строгостей, лидером проката стал фильм о пьющем сантехнике и его собутыльниках. Цензоры ломали голову: так это против пьянства или за него? Возмущенные жены алкоголиков заваливали режиссера Георгия Данелию письмами с претензиями. Они были солидарны с сожительницей Афони, бросившей его после очередной пропитой зарплаты, а в юную Катю, бегавшую за гулякой, да еще и переспавшую с ним, не верили: «Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?». А режиссеры, завидуя успеху коллеги, завалили предложениями исполнителя одной из самых хара́ктерных ролей в фильме, грузчика Федула, заставив Бронислава Брондукова так всю жизнь и проиграть в одном и том же амплуа пьяницы. Жена Брондукова, посетив очередную премьеру, от такого успеха еще разрыдается прямо в кинозале.
«Афоня», конечно, не агитирует против пьянства. Как и всякое подлинное искусство, он о жизни, которая, в свою очередь, всегда сложнее любой пропаганды. Не зря и слоган фильма - неоднозначное «плохой хороший человек».
Надо сказать, не все критики согласились с такой уж неоднозначностью и жизненностью кинокартины. Особенно досталось финальной встрече Кати с Афоней на провинциальном аэродроме - ее посчитали банальной и надуманной. А внимательные заметили в более раннем эпизоде с Катей красноречивый символ того, какой «хеппи-энд» совместной жизни Кати и Афони в деревне остался за кадром: по ярославской улице лошадь тащит телегу с бочкой.
«Вот и Катя, как эта несчастная лошадь, будет тащить груз омерзительного, пьяного хамства и нищеты всю жизнь!»
- первой догадалась одна из знакомых режиссера. Действительно, мечты Афони о патриархальном быте, чтобы жена сапоги снимала, а семеро по лавкам прилежно учили грамоту - это только мечты.
И семеро по лавкам...
Село Борщовка, о котором сантехник фантазировал в своей серой панельке, снималось в Диевом Городище, в 20 километрах от областного центра. Дом тети Фроси не сохранился, пруд совсем зарос - одна только почта, с которой Афоня пытался дозвониться Кате, и осталась. В Брагино тоже смотреть, в общем-то, нечего - пивной «Ассоль» давно уже нет. Зато в центре Ярославля, возле Спасского монастыря, открылась пивная «Афоня».
Памятник Афоне. Ярославль, ул. Нахимсона, д. 21А
Пивная «Афоня»
Где найти запропастившегося сантехника? Конечно, в пивной. Обнаружить ту самую не так просто, придется полазить по подворотням, но жажда должна вывести в итоге к народным героям в исполнении Куравлева и Леонова, перед которыми можно поклясться в вечном уважении, загадать, чтоб трубы не прорвало, а на пиво не было аллергии.
Ну, полкапли, полкапли… для запаха.
Только не стоит искать сантехника Афоню и штукатура Колю в хрущобах, да и забегаловки «Ассоль» там давно уже нет. Собутыльники прячутся в Старом городе, и с Речного вокзала до них можно добраться пешком. Но ни близость к солидным достопримечательностям, ни установка к официозному празднованию ярославского миллениума народного характера памятника нисколько не умаляет. Он и создан по итогам опроса. Жители сами выбрали того героя, который ассоциируется у них с настоящим ярославцем. Любовь зла, даже и народная.
Милый чё, да милый чё, Навалился на плечё...
Фигуры Куравлева и Леонова застыли за углом «той самой», если верить слогану заведения, пивной. Но называется она почему-то не «Ассоль», а «Афоня». Наверное, чтобы было понятнее тем, кто подзабыл фактологию. Внутри они точно вспомнят все. Здесь и вобла на газетке, и кафель на полу, и табличка «ремонт» на двери туалета - все как в фильме. Сам фильм постоянно крутят по телевизору над прилавком, а на столиках, отхлебнув пива, можно прочесть: «А что, мне с получки и выпить нельзя?», «Десять грамм… Полкапли… Ну каплю, для запаха», - и прочие аргументы за.
Аргументы против писали в свое время режиссеру Георгию Данелии возмущенные жены алкоголиков:
«Товарищ режиссер, а вы сами когда-нибудь спали с пьяным сантехником?».
Данелия не спал, но он и сам понимал, что перестарался. Вместо жалости к своему герою обаятельный Куравлев умудрился вызвать к нему необъяснимую симпатию. Так и хочется последовать за Афоней. Если не по наклонной, то по его маршруту, предусмотрительно расписанному на стенах пивной. Спасо-Преображенский монастырь - площадь Волкова - Советская площадь… Здесь, в Старом городе, по сюжету, живет медсестра Катя. «Кареглазая» видит из окон своего дома храм Николы Рубленого и набережную. Брагино же, где бражничает ее возлюбленный, это рабочая окраина. Когда Афоня посреди ночи выпроваживает Катю из своей квартиры, то за кадром ей приходится идти под дождем десять километров. Неудивительно, что Афоня, у которого не ладится ни с работой, ни с личной жизнью, находит крайнего в лице своего унылого района, и думает изменить жизнь, сбежав в деревню. На этом окончательно развеивается миф о «Большом Ярославле», который подарит «счастье, радость и культуру» выходцам из окрестных деревень.
- Ну-ка дай-ка ручку. Сожми в кулачок… Скажи: «Тыр-р-р».
Хрущовки всюду одинаковы, хоть в пределах Золотого кольца, хоть вне его, но самые преданные фанаты фильма могут добраться и до Брагино. Афоня жил в подъезде номер 4 дома 59 по проспекту Дзержинского.Можно постоять на том самом месте, где влюбленная Катя караулила холодного сантехника, и разговориться с бабушками на скамейке, которые еще помнят, как грузчик Федул кричал на весь двор «Гони рубль, родственник!», а мужик в доме напротив тренировался со штангой.
Гони рубль, родственник! Мне Афоня рубль должен был!
В самом начале фильма Афоня с Федулом идут по Советской площади. В кадр попадает и лужа с отражением церкви Ильи Пророка, и здание бывших Присутственных мест (теперь здесь областная Дума), а вот что никак не могло засветиться в кино, так это нынешнее здание областной администрации, построенное в 1981 году как обком. Кино-то снимали в 1970-е.
Текст: Роман и Дарья Нуриевы
Фото: Кинопоиск, Google.Maps