Пространство музея вздыбленно, изломано, перекорежено. Каждый угол - метафора, а то и россыпь метафор-загадок. Эти метафоры можно проскочить и не заметить, можно задуматься, можно прочесть в буклете на стеночке или узнать у экскурсовода, что они означают. Можно ничего этого не делать, можно просто ходить по этому пространству, впитывать его, пытаться "примерить" на себя на уровне смутно бродящих эмоций и еле осознаваемых смыслов. "Уносить" начинает почти сразу же, голова кружится, пространство музея затягивает.
Я попробую провести вас по этому музею, осознавая всю безнадежность этого мероприятия. Чуть-чуть рассказывая об открывшихся смыслах, не претендуя на то, что они задумывались создателями музея именно такими. Но больше, конечно, показывая.
Материал разделен на две части: для одного поста многовато.
Одно только скажу для начала. На уровне открывшихся смыслов оказалось, что это очень страшный музей. Впрочем, каким еще может быть музей, в эпицентре которого поэт покончил счеты с жизнью?
С чего начинается музей? С входа?
С входного билета (да-да, именно он сфотографирован)?
Как и театр, с вешалки (ах, эти музейные старушки...)?
Во всяком случае, гардероб и фойе при нем - уже полноценная часть музея. Правда с непривычки не сразу это понимаешь. Если бы она располагалась в "нормальном" музее, то называлась бы "Маяковский и поэтический мир", или что-нибудь в этом роде.
Вот такие стулья в "гардеробе-экспозиции"
Есть там и гитара, и бронзовый трон, строки Пушкина и Высоцкого и много еще чего. Оттуда мы поднимаемся к "формальному" началу осмотра.
Первый уголок посвящен Грузии - родине поэта. Красный цвет будет преследовать зрителя постоянно то как цвет революции, то - крови. А что он символизирует здесь?
Следующий угол: маленькая парта и гигантская швейная машинка, где вместо нитки - канаты ("будешь всучивать ей швейную машинку, по стежкам строчащую шелка стихов"?? вряд ли)
Уголок, посвященный обучению в художественном училище
О чем дальнейшее? Не знаю, да и какая разница по большому счету? Ясно только, что это про предреволюционные годы и революция
У вас еще не кружится голова от этого перекошенного мира, где отсутствуют привычные вертикали и горизонтали? А нам предстоит немаленький подъем
Обычная лестница обычного старого московского дома. Ты меряешь пролеты, а вокруг тебя буйствуют обрывки музея - те, которые можно разглядеть с лестницы. Вертикаль и горизонталь, от которых уже успел отвыкнуть, постепенно, за четыре этажа подъема возвращаются в свои права. Наконец обычная дверь обычной квартиры. За ней обычная комната с обычной мебелью, где ничего не перекошено.
В этой обычной комнате Маяковский выстрелил в себя.
А дальше снова путь по мирам поэта. Только теперь мы будем постепенно спускаться вниз.
Но об этом - в следующий раз.
Музей Маяковского: "Гениальный музей" 1989 года Музей Маяковского. Вниз