Все началось после поездки в Елец, когда я обрабатывала фото и увидела майоликовый орнамент, снятый в темноте: (разглядеть я смогла лишь на фотографии). Образ показался очень знакомым, и не только мне: сходство с орнаментом Ярославского вокзала в Москве подтвердил и один из комментаторов. Случайность? Вряд ли...
Единственная точка пересечения, которую удалось найти беглым поиском - Абрамцевские мастерские, основанные Саввой Мамонтовым. Именно там делали майолики и для Ярославского вокзала (правое фото), и для Великокняжеского храма с Домом призрения (левое фото). Дальше пересечений не находилось.
Очень хотелось увидеть остальные майолики, которые остались нерассмотренными в темноте. Но когда еще попаду в Елец (хотя теперь думаю, что попаду сравнительно скоро: очень хочется). На мое везение, в Ельце живет Дарья
antigona88, которая заинтересовалась, сфотографировала майолики, а еще нашла интересные материалы по майоликам Ельца и Абрамцевским мастерским.
Загадка сходства до конца так и не решена, но, думаю, интересными материалами стоит поделиться. Представляю результаты нашего совместного проекта. Все фото из Ельца, кроме двух -
antigona88, из Москвы, а также одно из Ельца - мое. Текст мой, с активным использованием ссылок, найденных Дарьей.
1.Елец.Над тремя окнами первого этажа было помещено объединившее их большое полукруглое панно с изображением преувеличенно крупных сказочных цветов в сиренево-голубых тонах. Этот цветочный мотив и стал заглавным в оформлении здания. Свободная прорисовка сказочных цветов напоминает работы Е.Д.Поленовой, орнаменты А.Я.Головина и декоративные эскизы Н.Я.Давыдовой для вышивок и аппликаций на ткани. (
Нащокина) 2.Москва
3.Общий вид Велиткокняжеского храма и Дома призрения в Ельце (фото
отсюда). Великокняжеский Храм святых князей Михаила Тверского и Александра Невского в Ельце освящен в 1911 году, архитекторы Э.Вильфарт и О.Шишковский. Работа была заказана богатейшим елецким купцом А.Н.Заусайловым (1860-1915). Керамика храма была выполнена в Абрамцевских мастерских, и это отдельная интереснейшая тема, которую я пока не трогаю. Достаточно сказать, что к его оформлению,
по мнению известной исследовательницы модерна М.Нащокиной, возможно причастны В.Васнецов и М.Врубель (эскизы) и Савва Мамонтов.
В 1912-1913 годах в едином ансамбле с Великокняжеской церковью в Ельце был выстроен Дом призрения в память 300-летия царствования дома Романовых. Среди авторов проекта упоминается В.Васнецов (хотя источник доверия не заслуживает). В наружной отделке дома еще более широко была использована абрамцевская керамика. Одним из ее авторов был начинающий художник Антон Середа, участвовавший в оформлении Великокняжеского храма.
4.
5.
6.Общий вид Ярославского вокзала в Москве. Его внешний облик в основном определен реконструкцией Федора Шехтеля (1902-1906). Майолики, по утверждению большинства источников, выполнялись по эскизам Шехтеля, хотя упоминается и К.Коровин
7.Елец
8.Москва
9.Елец.Три верхних окна были обведены наличниками из «мозаичной» абрамцевской плитки. Боковые лопатки фасада в верхней части были украшены традиционными абрамцевскими изразцами, преимущественно М.А.Врубеля (подсолнухи, бессмертники, васильки, шишечки с пятью цветками и т.д.). Воспроизведение в новых цветовых сочетаниях изразцов М.А.Врубеля и других участников абрамцевского кружка стало со временем своеобразным фирменным знаком Абрамцева, по которому легко узнать его произведения. (Нащокина)
10.
11.
12.Москва
13.
14.Елец
15.
16.Москва
17.
18.Елец
19.Памятник-бюст Заусайлову перед Домом призрения. 2003
20.Бюст Шехтелю перед Ярославским вокзалом. 2011
Эта история - скорее надводная часть айсберга. Продолжение точно будет (остались фотографии), надеюсь, не одно.
Буду признательна за уточнения, исправления, дополнения.
#архитектураповторникам