"Жил-был художник один". Миры Анатолия Камардина

Nov 08, 2018 21:09



Вряд ли смогу объяснить, чем "зацепил" Анатолий Камардин, работу которого я впервые увидела на обложке маленькой шоколадки (случилось это на конкурсе "Туристический сувенир"). Увидев, не поленилась зайти на сайт, выяснить, что это репродукция панно в музее художника, а музей находится в Твери. И поняла, что обязательно поеду в Тверь, чтобы увидеть панно и другие работы художника вживую. Козы - моя тема, и я рассчитывала посмотреть на симпатичных керамических коз . и закупиться приятными сувенирами.
Козы и прочая сувенирная продукция оказались верхушкой айсберга или, если хотите, порталом в миры Анатолия Камардина. Я не смогу вам показать эти миры, потому что керамика (а Камардин был керамистом) живет своей жизнью, ее нужно видеть трехмерной, обойти с разных сторон, побыть в ее пространстве и понять, что тебе в нем хорошо (или не понять). Мне было хорошо в пространстве Анатолия Камардина.
Дальше немного расскажу сама, немного приведу прямую речь художника. И подведу итоги нашего конкурса, правильный ответ вы, конечно, уже поняли.


2.Вот так выглядит панно целиком. Называется оно "Праздничное шествие".


3.Панно висит над входом в небольшой (одна комната)  музей. Камардин задумал музей и сделал панно в 2009 году, а открыли музей уже после его смерти. Посетителей принимает жена художника Инна.
Кстати: нашли конкурсную загадку?


4.


5.Камардин Анатолий Викторович,  заслуженный художник России, 1950-2012.


6.


7.Я учился в Абрамцевском училище. Его создал миллионер и меценат Савва Мамонтов. В 19 веке знаменитый Мамонтовский кружок объединял художников, архитекторов, музыкантов, пытавшихся возродить традиции древнерусского народного творчества. В усадьбе Абрамцево жили Васнецовы, Серов, Поленов, Врубель, Шаляпин. И вот спустя почти сто лет, очень непростых для отечественной истории и культуры, нас, тем не менее, очень хорошо знакомили с истоками."


8.Мне очень интересен Велес, бог мудрости и поэзии, покровитель путешественников и ремесел. Я лепил его из длинных глиняных жгутов. Он как бы соткан из них. Кто-то сказал, что он похож на меня. Вещи всегда чем-то похожи на автора .


9.Что касается древних славян, то, с одной стороны, мало что сохранилось, а с другой, поразительно, насколько их традиции укоренены в нашем сознании и быту. В девятнадцатом веке, казалось бы, абсолютно христианском, православном, в той же Тверской губернии на полотенцах вышивали языческие узоры. Кони, цветы - всё это образы древних славян. Несовместимые, казалось бы, культурные пласты прочно соединились друг с другом!


10.Будда. Фото, увы, не передает переливающийся блеск вкраплений.
За границей мастер находит свою грядку и всю жизнь ее обрабатывает.
Российский художник, если возникла идея, непохожая на то, что делал раньше, но красивая, обязательно начинает ее воплощать. Как отказаться от шанса создать то, чего никогда не видел у других? Обязательно надо - застолбить хоть и маленькое, но свое открытие!


11.Всегда сомневался, что искусство принадлежит народу. Художник, по сути, работает для себя.


12.Панно называется «Бабушкино одеяло». Закончил его в 86 году, но на выставках не показывал. Это был цикл из трех работ - посвящение детству. Две другие теперь в Германии. Форма, как видите, большая. Обжигал ее на Конаковском заводе. Там были огромные печи, как вагонетки. Моя печь гораздо меньше.
Лоскутное одеяло - главное ощущение детства. Оно как космос. Жутко интересно было рассматривать все эти клочки, цветочки, мозаики. Все эти ощущения, воспоминания, пейзажные фрагменты и сплелись, как лоскуты, во что-то теплое, уютное. Так что вот оно - «Бабушкино одеяло», тихо шуршит в мастерской по вечерам.



13.


14.


15.Мы выходим из музейной комнаты и идем по двору. Здесь всё насыщенно керамикой. Похоже, для художника было естественно постепенно наполнять керамикой пространство, в котором он живет. Стена дома


16.Еще одна стена


17.Вам ничего не напоминает этот дом?


18.Мне он напомнил знаменитый дом архитектора Мельникова в Москве. Но в отличие от Мельникова, Камардин не строил свой дом с нуля, а перестроил и приспособил .под жилой дом с мастерской  здание водонапорной станции


19.В мастерской  с миром художника, соприкасаешься еще теснее и с грустью понимаешь, что не хватает времени на освоение этого огромного (не в квадратных метрах, скорее, в смыслах) пространства


20


21


22


23.Эти работы остались незаконченными. Керамика - не только искусство, но и трудоемкое ремесло.
Примерно с середины восьмидесятых я веду «дневник керамиста». Дело в том, что когда начинаешь работу, конечно, уже представляешь, как после обжига зазвучит тот или иной цвет, но всё равно постоянно приходится делать пробы. Это и вылилось в такие вот «дневниковые записи».
Сырую глину раскатываю скалкой. Затем начинаю на ней рисовать. Ангобами. Это такие жидкие краски. Тоже на основе глины, чаще всего белой. В них можно добавить цветные пигменты и получить целую палитру. Кстати, самая богатая палитра - около пятидесяти цветов - была у американских ацтеков. Они создали ее две тысячи лет назад!
Обжигаю пласт в печи, а затем начинаю работать глазурями. Краски наносятся слой за слоем, и каждый снова обжигается. Вещь уходит в печь по 4-5 раз. Получаются «напластования», как в археологии или в живописи.


24. И эти вот слои эмоций, слои химических реакций и технологических решений, слои часов и дней работы звучат друг сквозь друга и создают единое целое.


25


26.


27.


28


29.Мы с неохотой  покидаем мастерскую


30.Подвал и та самая печь, где обжигал свои работы художник, а сейчас делают сувениры.


31.И даже здесь не просто пол, а творческое пространство


32.Напоследок покупаем сувениры. Магнит


33.Еще магниты. Пушкин с котиком  ну очень понравился. А вот с кружкой с рисунком того самого панно творится странное. Во-первых, я так и не смогла ее прилично сфотографировать. Во-вторых, она стоит на кухонном столе, и я упорно не могу поставить ее в шкаф и не могу начать из нее пить. Беру в руки и ставлю обратно на стол.


О прозе жизни. Сайт, посвященный художнику и музею, он же интернет-магазин сувениров. Все подробности попадания в музей там есть. В два слова: мы добирались не совсем так, как написано на сайте -  от вокзала три или 4 остановки по улице, где транспорт ходит буквально каждую минуту, потом минут 20 пешком. Посещение музея бесплатное, по предварительной договоренности.
Итоги конкурса. У нас два победителя. Мои аплодисменты ein_arzt и serge_elephant . Я так понимаю, что обоим помог гугл-поиск по картинкам. По поводу призов свяжусь в личке: есть варианты.

Тверская область, керамика, конкурс, музей

Previous post Next post
Up