История церкви в Абрамцеве удивительна тем, что это было по сути занятие для компании друзей - людей талантливых, энергичных, увлеченных. В итоге получилось то, что с гордостью названо "первым произведением русского модерна" (1881-1882) и характеризуется как "тонкая стилизация под старину, гармонично сочетающая в себе элементы различных школ средневековой русской архитектуры". Как мне кажется, вот это сочетание полной серьезности идеи постройки (создатели были людьми глубоко религиозными) с дружеской и радостной атмосферой ее создания и определило неповторимый дух этой постройки - очень радостный и чуть-чуть "игрушечный".
Дело в том, что русский модерн возникал из древнерусских мотивов, лишь постепенно обретая великолепие общеевропейских форм и черт. Мамонтов звал художников из столицы в в Москву, и вместе с Москвой художники открывали для себя русскую старину, до этого им малознакомую. Вот слова Васнецова:
"Я чувствовал всем существом, что только Москва, ее народ, ее история, ее Кремль смогут оживить, воскресить мою обессиленную петербургским равнодушием и холодом фантазию!
А вот что писал Васнецов о строительстве Абрамцевской церкви:
"Все мы художники: Поленов, Репин, я, сам Савва Иванович (Мамонтов) и семья его принялись за работу дружно, воодушевленно. Наши художественные помощницы: Елизавета Григорьевна, , Елена Дмитриевна Поленова, Наталья Васильевна Поленова (тогда еще Якунчикова), Вера Алексеевна Репина от нас не отставали. Мы чертили фасады, орнаменты, составляли рисунки, писали образа, а дамы наши вышивали хоругви, пелены и даже на лесах, около церкви, высекали по камню орнаменты, как настоящие каменотесы... Подъем энергии и художественного творчества был необыкновенный: работали все без устали, с соревнованием, бескорыстно. Казалось, опять забил ключом художественный порыв творчества Средних веков и века Возрождения. Но там тогда этим порывом жили города, целые области, страны, народы, а у нас только абрамцевская малая художественная дружеская семья и кружок. Но что за беда, дышалось полной грудью в этой зиждительной атмосфере...
Теперь любопытные ездят в Абрамцево смотреть нашу маленькую, скромную, без показной роскоши, абрамцевскую церковь. Для нас - работников ее - она трогательная легенда о прошлом, о пережитом, святом и творческом порыве, о дружной работе художественных друзей, о дяде Савве, о его близких..."
Церковь была освящена в 1882 году, и почти сразу после этого в ней состоялось венчание В.Д.Поленова - с женой своей он сдружился во время строительства церкви.
В 1891 году умер сын Мамонтова - Андрей, молодой художник, в свои 22 года он уже принимал участие в росписи Владимирского собора в Киеве, и по некоторым данным, именно там простудился и заболел. На месте его захоронения была пристроена часовня - несколько более изящная и разукрашенная, чем церковь в целом. Позднее у стен церкви были похоронены супруги Мамонтовы и их дочь.
А теперь смотрим.
Икона Поленова над входом
Часовня
Внутри я не снимала, поэтому фото не мои. Вот это - с сайта заповедника
Увидеть церковь в таком виде практически невозможно из-за полумрака. Подойти к довольно мелким иконам нельзя (перегорожено веревочкой), а на мозаичном полу стоят люди, и ничего не видно. Как это выглядело при Мамонтовых, какое было освещение, я не знаю. Вот несколько современных фотографий (автор Marika Rittere).
Обратите внимание - справа небольшая икона Васнецова, которая почти в точности предвосхищает композицию росписи Владимирского собора.
Ну вот и все о церкви...
Абрамцево.1.Сюжет и природа Абрамцево.3.По усадьбе Указатели блога:
Мои экскурсии. Музеи Культура. Памятники Скульптура. Храмы. Парки Природа. Лучшие сюжеты. Полезное Вопросы и ответыИз любимых постов
Гостиница Местрополь - последний проект Саввы Мамонтова