Вчера была чудесная погода и я попала в усадьбу Высокие горы, которую больше знают под названием Усадьба Усачевых Найденовых.
Давным давно на этом месте бул загородный дворец деда Ивана Гроздного Ивана III.
В конце 18 века эта усадьба принадлежала вице-президенту Кабинета Его Величества князю Николаю Сергеевичу Гагарину, владелецу знаменитого дома на Новинском бульваре.
Это ему в конце 1820-х годов известный зодчий Д. Жилярди начал проектироватьи строить чудесную усадьбу на высоком холме террасой сходящую к берегу Яузы. Откуда открывались чудесные виды на Кремль и на московские Сорок Сороков.
В 1829 г. Усадьбу покупают известные в Москве братья чаеторговцы Василий Николаевич и Петр Николаевич Усачевы. И уже по их заказу в 1829-31 архитектором Д. Жилярди (при участии А. Г. Григорьева) был отстроен усадебный комплекс, во многом сохранившийся до наших дней. Петр Николаевич был страстным садоводом-любителем, им был oстроен регулярный парк с образцовыми оранжереями, пользовавшимися в Москве известностью и посещавшимися москвичами. Усачевы были так популярны в Москве, что даже сам Высокояузский мост назывался «усачевским».
После смерти Петра Николаевича в 1848 усадьба постепенно стала приходить в упадок. В 1854 имение Усачевых было продано Герасиму Ивановичу Хлудову, занимавшему до этого особняк неподалеку (Земляной вал, 56). Около трех лет понадобилось Г. Хлудову, чтобы обустроить владение по собственному вкусу. Об этой усадьбе так было написано в журнале «Исторический Вестник» за 1893: "...дом, принадлежащий наследникам Гер. И. Хлудова, стоит у самого спуска к Высокому мосту. Прежде он принадлежал купцам Усачевым и чуть не сделался настоящим дворцом: Великая Княгиня Елена Павловна так прельстилась его изящною в своей простоте архитектурой, значительно напоминающей Останкинский дом графов Шереметевых, чрезвычайно внушительной наружностью и счастливым местоположением на гребне возвышенного холма, что выражала настойчивое желание приобрести его в собственность, и только когда это по каким-то причинам оказалось невозможным, приобрела недвижимость на Остоженке». Художником Боголюбовым была написана картина «Вид на Москву из Хлудовского сада», по которой можно судить о великолепном местоположении усадьбы и прекрасном виде, открывавшемся на город. Картина эта в настоящее время находится в музейной экспозиции усадьбы Кузьминки. Далее в том же «Историческом Вестнике» можно прочитать: "...дом свой Герасим Иванович вел на самую утонченную ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор, и даже зверинец. Прожил Герасим Иванович более полжизни в этом доме безмятежно и благополучно, приумножая богатство, возвышая свою коммерческую репутацию...». При Хлудовых усачевский усадебный парк был расширен и обогащен тропическими и субтропическими растениями, в дом и сад была проведена вода из мытищинского водопровода, в главном корпусе было устроено калориферное отопление. Хлудовский дом задавал тон всей московской буржуазии. Гостей поражал парк с редкими породами деревьев: туи, серебристых елей, карельских берез, кедров; в теплой оранжерее, построенной в 1880, выращивались пальмы, мандарины, апельсины, лимоны, изумительные розы и белые гортензии.
Герасим Иванович был коллекционером, с 1850-х гг. в усадьбе появилась картинная галерея. Начало ей положили картины тогда еще юного В. Г. Перова «Приезд станового на следствие» (1851) и «Первый чин дьячковского сына» (1858). Затем появились «Разборчивая невеста» П. А. Федотова, «Вирсавия» К. П. Брюллова (эскиз), пейзажи И. К. Айвазовского и А. П. Боголюбова.
После смерти Г. И. Хлудова в 1885 усадьба перешла к его наследницам - четырем дочерям, имевшим к тому времения свои семьи. Коллекция картин была поделена между наследницами. Усадьбу вскоре выкупила у своих сестер Александра Г. Найденова. В усадьбе Найденова не жила, имея собственный дом на Покровском бульваре
, но поддерживала в ней идеальный порядок вплоть до революции и национализации.
Вход в дом, как это было принято с конца 18 в., расположен со двора, не нарушая строгости композиции главного фасада и цельности идущей вдоль него анфилады. Выходящее во двор парадное крыльцо дома, перекрытое великолепным зонтом кузнечной работы, украшено фигурами грифонов и сфинксов.
От дома в парк ведет великолепный сход: опускающаяся террасами дорожка, окаймленная мраморными вазами (пандус), законченная широкой каменной плитой со стерегущими львами.
Зато сохранились 2 беседки, возведенные в 1835.
Парк украшали скульптуры, часть из которых дошла до наших дней.
Кстати все скульптуры в усадьбе включая львов и сфинксов делались в мастерской Витали.
А ландшафтным дизайном занимался Менелас. так нам сказали на экскурсии.
Но подтверждения этого я не нашла ни в одних источниках
Интересны построенные Д. Жилярди по указу Василия Усачева каретная и конюшня, образующие вместе с главным домом внутренний двор.
Усадьбу Усачевых-Найденовой И. Грабарь отнес к «жемчужинам русского искусства».
Это безусловно жемчужина ампирной усадебной архитектуры именно как ансамбля: усадьба, парк все построено в стиле ампир и так и дошло до наших дней.
А теперь просто прогуляемся и пошуршим.
Интересная сохранившаяся расстекловка ампирного мезонина.
Лев скульптора Замараева. Это любимые украшения ампирной и классической Москвы.
Ну и на последок.
С