Плющиха. Окрестности.

Dec 02, 2009 20:55

Предлагаю прогуляться по Плющихе и окрестностям.
Предупреждаю: прогулка очень длинная получилась!

У нас тут, за Садовым кольцом, всё провинциально и скромно:



Выходим из Земледельческого переулка в Ружейный. Он полностью перестроен, сохранилось одно старое здание: жилой дом (N 2) в русском стиле, похожий на шкатулку, с двумя беседками на крыше, построенный в 1914 т. архитектором М. А. Исаковым.

Налево выйдем на Плющиху, перейдем на другую сторону: Ростовские переулки:


Угол 2-го и 4-го Ростовского переулков. Фото 1900-1910 годов.



Дом слева стоит рассмотреть:



Доходный дом, 1907 года, арх. В.А.Мазырин.



4-й Ростовский переулок, фото 1900-1910 г.





Дом слева сохранился. В нем в 1903-1958 годах жил и работал художник Василий Николаевич Бакшеев.



В.Н. Бакшеев "Московский дворик".
Явно здесь где-то писал. Ниже, наверняка, Ростовская набережная.



6-й Ростовский переулок. Кадр из фильма "Три тополя на Плющихе". 1967 год.



Вот тот домик, с мансардой, по-моему, достоин внимания:



Редкий для Москвы домик.

Из Ростовского переулка выйдем на Плющиху. Дом с эркером - Плющиха, 31 - дом М.Г.Щербаковой (1912, арх. Н.С.Курдюков).


А на углу 6-го Ростовского и Плющихи:


«Дом с двумя эркерами (N 26), облицованный керамическим кирпичом с зелеными, также керамическими вставками, построен архитектором А.Ф. Мейснером в 1914 г.». (Кстати, сам Мейснер жил рядом, в Неопалимовском пер.) Слева от дома находится место, где в ХVII веке был «Пометный вражек» - овраг, куда свозили навоз с государева Конюшенного двора. Здесь же, по преданиям, располагался знаменитый в ту пору кабак «Плющиха», давший название улице.
(из книги Сергея Романюка «По землям московских сел и слобод».)

Далее идем по Плющихе:


Оказывается, тут была бензозаправка. Фото 1947-1950 г.







Доходный неоготический дом А.Л.Баумгартен на углу Плющихи и ул. Бурденко. Арх. Д.М.Челищев (1913-1914 г)
В центре первого этажа сразу после окончания строительства был устроен кинотеатр.



Поскольку Дом серьезный, помещу его с разных ракурсов. На другой стороне Плющихи давно уже пустырь. Чего-то всё строить собираются. Через него и снято:


А раньше на этом пустыре был дом Астраковых:


Фото 1920-1940 годов.

Из воспоминаний Н. А. Тучковой-Огаревой.
Еще мы познакомились с Астраковыми; помню, как мы отправились к ним вдвоем с сестрою, с запискою Наталии Александровны Герцен к Татьяне Алексеевне Астраковой. Она жила близ Девичьего поля, на Плющихе, в собственном деревянном доме. Астраковых было несколько братьев; старшего, Николая Ивановича, мужа Татьяны Алексеевны, уже не было в живых; из остальных всех ближе с Огаревым и Герценом был Сергей Иванович,- с ним-то мы короче и познакомились. Он и Татьяна Алексеевна приняли нас так радушно и просто, что нам стало свободно, и казалось, что мы давно знакомы, и так это осталось навсегда.
Когда мы приезжали к Астраковым, нас встречал всегда их слуга, отставной солдат Никифор; он нас очень полюбил и называл все «голубчиками». Когда впоследствии мы навещали Астраковых, приезжая в двух пролетках: я с Огаревым, а сестра со своим женихом, Николаем Михайловичем Сатиным, Никифор качал головою и говорил: «Разлучили голубчиков, прежде лучше было!»
Источник

Далее можно пойти на улицу Бурденко (Долгий переулок). Там мой любимый Палибинский домик:



Одна из архитектурных жемчужин города - дом N 23, выстроенной в 1818 г. для коллежского советника Г. А. Палибина, директора чертежной в Межевой канцелярии. .. сохранились уникальные двери и редкие изразцы... В этом доме теперь регулярно проводятся разнообразные выставки.



Кстати, редкий случай, когда перед домом не припаркованы машины. Можно полюбоваться.

Бурденко, дом 12. Городская усадьба Х.Г.Смирнова -А.Д.Лопатиной. Главный дом. Кон. 1830- х, 1859, 1892.
Арх. А.Е. Антонов



Пройдем далее по Бурденко. Это дом Кандинского:


В начале Первой Мировой войны Василий Кандинский, как и многие его соотечественники, был вынужден покинуть Германию, где он жил с 1897 года, и вернуться в Россию. Поселился он в принадлежавшим его отцу доме в Долгом переулке (современный адрес: улица Бурденко, 8/1).

Вот, что пишет его жена Нина Кандинская об этом периоде в своих воспоминаниях Кандинский и я (Kandinsky und Ich):

В начале войны, приехав в Россию, Кандинский расчитывал на свое недолгое пребывание в Москве. Но это обернулось целыми семью бесконечно долгими годами. Определенно, Кандинский любил Россию и более-менее хорошо себя чувствовал в Москве, хотя Мюнхен навсегда остался в его сердце. Из Мюнхена он приезжал регулярно, один раз в год в Россию, чтобы увидеть своих родителей и посетить родственников. Когда мы с ним поженились, моя мать опасалась, что мы будем проводить отныне больше времени за границей, чем в России. Инстинктивно она должна была почувствовать, как Кандинский очень зависел от своей второй родины, и, поэтому, мы должны были пообещать ей, что будем жить, по крайней мере, несколько месяцев в году в Москве, обещание, которое мы могли выполнить легко, так как Kaндинский владел собственным домом с 24 квартирами в Москве. На пятом этаже он жил сам и для нас это явилось решением, то что мы при первом же случае использовали бы эту квартиру. И моя мать была успокоена. Первоначально Kaндинский хотел расположиться на шестом этаже, где он специально для своих целей всё обустроил, однако, в то время когда он уехал в Германию, эту квартиру сдал внаем его деверь, которого Кандинский нашёл как управляющего домом. И так уж вышло, что Кандинский должен был жить после своего возвращения из Германии некоторое время в отеле. Когда неожиданно пятый этаж был освобожден, Кандинский не медлил долго и въехал в эту квартиру. Кстати, квартира на шестом этаже имела маленькую башню, в которую можно было попасть только через нижележащее жилое помещение по винтовой лестнице. А из окон этой башенки открывался великолепный вид на Кремль. Рядом с домом Кандинского находился свободный участок земли, который Kaндинский приобрёл для того чтобы построить себе виллу. Планы для обширного сооружения со вместительным ателье уже существовали, но революция перечеркнула все наши расчеты. Вилла не строилась, хуже того: Kандинский потерял в ходе экспроприации владение также на свой многоквартирный дом.

http://www.kandinsky.ru/
Именно из окон этого дома открывается вид, запечатленный Василием Кандинским на его полотнах:



Василий Кандинский. Москва. Смоленский бульвар (1916)
Государственная Третьяковская галерея, Москва



Василий Кандинский. Москва. Зубовская площадь (1916)
Государственная Третьяковская галерея, Москва.



Теперь с ул. Бурденко вернемся обратно на Плющиху.
Тут еще есть на что посмотреть.
С Плющихи этот дом малозаметный, его скрывают яблони, даже сейчас, когда нет листьев, только отдельные яблочки светятся, не очень разглядишь.



Во дворе всегда милицейские машины стоят. И сейчас стоят, только правее, уж поверьте. Что там за милицейская контора - неясно.

Далее весь курсивный текст: Романюк С.К. По землям московских сел и слобод

В самом конце Плющихи, там, где она, по сути дела, сливается с Девичьим полем, решил поселиться поближе к клиникам университета известный врач-гинеколог В. Ф. Снегирев. Он заказал архитектору Р. И. Клейну проект особняка (N 62), который тот сделал в романтических традициях европейского средневековья: острые верхи щипцовых крыш, башенки, балконы - ни дать ни взять, маленький замок. В. Ф. Снегирев прожил здесь с 1895 по 1916 г.(Романюк С.К.)

Мне повезло, что на этот раз двор элитного дома по соседству с особняком Снегирева был открыт.
Вот такой симпатичный домик:


Я обошла дом с другой стороны:




Насчет злых собак: приятно познакомиться, как говорится.
Так что фотографии эти сделаны с риском для жизни.


Поскольку про этот дом в сети почти нет фотографий, я ему уделила больше внимания.



Рядом дом, тоже №62.

Плющиха переходит в ул. Еланского, пройдемся немного по ней, чтобы посмотреть на профессора Снегирева:



Снегирев Владимир Федорович
1847-1916 гг. Знаменитый гинеколог, заслуженный профессор Московского университета, один из основоположников русской научной и оперативной гинекологии.
В.Ф. Снегирев был директором гинекологической клиники, которая ныне носит его имя.
В.Ф. Снегирев первым стал интересоваться новыми в то время методами лечения рака - лечение лучами Рентгена и радия. Его можно считать первым онкологом в своей специальности.



Памятник находится у здания акушерской и гинекологической клиники, которое было
построено одним из первых при создании городка университетских клиник на Девичьем поле в 1889 году (архитектор К. М. Быковский) по инициативе профессора В. Ф. Снегирёва на деньги Т. С. Морозова и Е. В. Пасхаловой.
Надстроено в 1936 году.





Посмотрели на Снегирева, теперь пойдем назад на Плющиху.

На улице Еланского, дом 2 находится
Храм Михаила Архангела при клиниках на Девичьем поле:



Большой пятишатровый храм был построен в 1894-1897 гг. как главный храм Клинического городка Московского университета на Девичьем поле (архит. А.Ф. Мейснер и А.А. Никифоров). В 1911 году в храме были устроены еще два придела.
Освящением церкви официально завершилось строительство клинического городка. Она стала домовой церковью для всех клиник на Девичьем поле, а прихожанами ее были врачи, обслуживающий персонал, больные и студенты.
Поразителен замысел расположения храма. Он стоит в начале внутренней аллеи клинического городка (по обеим сторонам застроенной медицинскими заведениями) около акушерской клиники, где рождались в мир младенцы, которых крестили часто именно в этом храме. Здесь начиналась новая жизнь - физическая и духовная. А завершала аллею та самая часовня святого Димитрия Прилуцкого, где отпевали умерших в клиниках: часовня стояла около Патологоанатомического института, в который упирается аллея. Оттого эту длинную, узкую аллею называли «аллеей жизни»: она символизировала жизненный путь человека от его рождения в мир и до смерти, начинавшийся и заканчивавшийся православным храмом.
В 1931 году храм был закрыт, поскольку на его здание претендовал рабочий клуб соседнего завода «Каучук» . Приходской общине храма отказали в регистрации. Официальная причина отказа была чисто советская: действующий храм не может располагаться рядом с культурно-просветительскими и общественными учреждениями (вероятно, имелись в виду Первый мединститут и местные клиники). Здание храма использовали под «культпросветчитальню», потом под спортивный зал, под аптеку, под склад и под институтский музей. Для этого здание соответствующим образом перестроили, чтобы придать ему должный вид без намека на «культовую» принадлежность. Уже в 1930-х годах его легкие, красивые, будто слепленные из снега шатровые главы и колокольня были снесены, в стенах пробиты окна, внутри возведены перегородки и уничтожена отделка.
А в начале 1990-х годов в храм вернулась церковная жизнь. Отсюда.

Через дорогу от храма - Дом культуры химиков завода «Каучук»( Плющиха,64), арх. К.С. Мельников, 1927 год. Памятник архитектуры конструктивизма. Теперь они мирно соседствуют друг с другом и особняком Снегирева. Хотя за дом Снегирева мне как-то боязно.





От клуба "Каучук" пойдем по 2-му Труженикову переулку и завернем в Большой Саввинский.
Посмотрим, что сейчас с усадьбой Грачева. Совсем недавно она была в удручающем состоянии.

Как и во многих других местах за Земляным городом, в конце XVII и XVIII здесь, на берегу Москвы- реки, располагались загородные имения богатых владельцев, перешедшие позднее к фабрикантам, устроившим в барских усадьбах крупные промышленные предприятия. Так по правой стороне Большого Саввинского переулка находятся гардинно-кружевная фабрика имени Тельмана и шелковая имени Свердлова. Наверно так и останется загадкой, почему эти фабрики легкой промышленности носят имена революционеров, ведь они, кажется, не имели отношения ни к кружевам, ни к шелку.

Большой Саввинский - совсем уж окраина Москвы была. В нем доживают свой век такие нестоличные домики:





И такая вот прелесть:


А вот и главный дом усадьбы купца А. Д. Грачёва, (Большой Саввинский, дом 6) владельца текстильной фабрики, находившейся на огромном участке. 1816 года постройки (кроме 3-го этажа, устроенного в 1840-х).
Здесь мы видим дом в состоянии, когда он использовался под квартиры:


Фото 1990-1997 г.

А вот сейчас:




Рядом - два дома (N 8), которые занимало общество распространения технических знаний, устроившее там среднее механико-техническое училище: быстро развивающаяся промышленность остро нуждалась в технических кадрах и вполне естественно, что общество приобрело этот участок как раз между двумя большими фабриками - соседом справа была суконная фабрика "Товарищества братьев В. и Н. Ганешиных, слева - "Товарищество ситцевой фабрики Альберта Гюбнера". Дата постройки одного из зданий училища видна на нем самом: между первым и вторым этажами написано "1882".




У меня так много фотографий из Большого Саввинского, потому что я здесь давно не была и почувствовала себя совершеннейшим путешественником в собственном городе! И не туристом, туристов сюда не водят.





Деревянное живописное здание на том же участке, но справа от предыдущего, было выстроено в 1878 г.

Обратно можем пойти по 1-му Труженикову переулку, можно было бы зайти на Погодинскую улицу, к Погодинской избе (рядом совсем), но я о ней уже как-то писала, а если зайти всюду, куда бы мне хотелось, пост мой растянется на 100 метров.

Итак, идем по 1 Труженикову. И ведь не поспоришь, что Москва - большая деревня:






На пересечении 1-го Труженикого переулка и 2-го Вражского - Церковь Воздвижения Честного Животворящего Креста. Это мы вернулись к тому пустырю на Плющихе, который уже лет двадцать там, после того как снесли дом Апраксиных и еще один дом с белокаменным подвалом или даже подземным ходом. Церковь как раз напротив.

Воздвиженская церковь построена стольником Василием Шереметевым в 1701 г. Однако от первоначального здания осталось немного, ибо в следующем столетии оно было значительно перестроено.

Воздвиженская церковь памятна тем, что в ней 25 мая 1901 г. состоялось венчание Ольги Леонардовны Книппер и Антона Павловича Чехова. Хотя многие и догадывались, что знаменитый писатель и актриса симпатизируют друг другу, но о венчании никто не знал: как писал Чехов Ольге Леонардовне, "если ты дашь слово, что ни одна душа в Москве не будет знать о нашей свадьбе до тех пор, пока она не свершится, - то я повенчаюсь с тобой в день приезда. Ужасно почему-то боюсь венчания и поздравлений, и шампанского, которое нужно держать в руке и при этом неопределенно улыбаться".
Они разработали хитрый план: на венчании присутствовали только необходимые четыре свидетеля - брат и дядя О. Л. Книппер со стороны невесты и два каких-то студента со стороны жениха, а их друзья были собраны вместе далеко от церкви. "Однажды Антон Павлович, - вспоминал Станиславский, - попросил А. Л. Вишневского устроить званый обед и просил пригласить туда своих родственников и почему-то также и родственников О. Л. Книппер. В назначенный час все собрались, и не было только Антона Павловича и Ольги Леонардовны. Ждали, волновались, смущались и наконец получили известие, что Антон Павлович уехал с Ольгой Леонардовной в церковь венчаться, а из церкви поедет прямо на вокзал и в Самару, на кумыс. А весь этот обед был устроен им для того, чтобы собрать в одно место всех тех лиц, которые могли бы помешать повенчаться интимно, без обычного свадебного шума. Свадебная помпа так мало отвечала вкусу Антона Павловича".
С тех пор как в 1931 г. Моссовет, "принимая во внимание острую необходимость рабочих фабрики „Труд" в помещении для столовой", закрыл Воздвиженскую церковь, она стала медленно, но верно ветшать и разрушаться, и только недавно ее стали восстанавливать и в ней возобновилась служба.

Вот так церковь выглядела в 90-х:




Вот мы и вернулись на Плющиху, перейдем на другую сторону и свернем в 1-й Неопалимовский переулок, здесь я хочу показать вам очень симпатичный особнячок (дом 4):



Этот дом в начале XIX в. принадлежал титулярной советнице Е. В. Поляковой. В 1820-х гг. его владельцем был Д. Ф. Дельсаль, преподававший французский язык в Благородном пансионе, а здесь содержавший частный пансион. В середине века он переделывает ампирный особняк соответственно вкусам того времени. Теперь в этом доме находится редакция журнала "Наше наследие".
Вот что пишет редакция "Нашего наследия":
"Находившуюся у стен особняка помойку мы превратили в зеленый московский дворик, высадив там около сотни видов деревьев, кустов, цветов и трав, характерных для Москвы XIX- начала XX века. К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина мы установили в нашем саду удивительный памятник А.С.Пушкину, выполненный скульптором Л. Гадаевым. Это необычное изображение поэта, на мой взгляд, один из лучших ему памятников, стало московской достопримечательностью. В саду стоит также небольшой скульптурный портрет А.Блока, а вскоре Л. Гадаев установит здесь своего бронзового И.Мандельштама. Словом, мы делаем все, чтобы дом нашей редакции олицетворял в столице то, как надо относиться к культурному наследию, а не только писать и вздыхать о нем."
И ведь правду пишут. Садик у них удивительно милый, не поверишь, что в 50-ти метрах шумит Садовое кольцо. Насчет того, что памятник стал московской достопримечательностью - можно поспорить, летом его не видно за кустами и диким виноградом, которым заросла ограда. А двор обычно закрыт. Народу, конечно, памятник такой не нравится, это что за "солнце русской поэзии такое корявое?", даже когда я снимала этот памятник через решетку ограды, проходящий мимо мужичок сказал: "КрасавЕц", вложив в эту реплику сколько мог сарказма. Мне же этот памятник очень нравится . Особенно он хорош именно в этом дворике.
К сожалению, в прошлом году скульптор Лазарь Гадаев умер.







Александр Блок.

Читала, что арендная плата стала очень высока для редакции журнала.
Будет очень жаль, если особняк сдадут кому-нибудь еще, а те, конечно, вставят пластиковые окна, ну и т.д.


Кстати, на доме висит мемориальная доска Лихачеву - тоже сделанная очень по-человечески.

Пойдем по 1-му Неопалимовскому обратно в сторону Плющихи, потом свернем в Новоконюшенный переулок. Здесь на углу Новоконюшенного и ул. Бурденко, дом 16 - ничем вроде не примечательный дом:


С 1915 года и в течение долгого времени в этом доме жила семья Флоренских. В шестидесятую годовщину со дня смерти отца Павла в квартире Флоренских создан музей, а на стене дома открыта и освящена памятная доска.

Ну, и всё. Спасибо за компанию и за внимание!

Здесь наш, не слишком рациональный маршрут:



Из пункта а в пункт в
Previous post Next post
Up