НИЗВЕРЖЕНИЕ КУМИРА

Apr 29, 2009 12:02

Когда катаешься по московскому митро в наши дни, трудно себе представить, что когда-то, полвека назад, почти каждая станция была украшена портретом "лучшего друга физкультурников". Хотя, на самом деле, обильно размазывать эту иконографию по стенам станций и вестибюлей начали только при строительстве третьей, "военной" очереди. Первая и вторая очереди, ввиду определенного архитектурного лаконизма (первую вообще строили вчерашние конструктивисты) не отличались украшательством - навскидку можно вспомнить разве что флорентийскую мозаику с Вовой Лысым на Библиотеке Ленина. Зато потом, во время торжества помпезной архитектуры, славно оттянулись - на АПЛ и КЛ тов. Сталена лепили везде, где хватало места. Никитушко своего предшественника сильно недолюбливал, и потому все "величие вождя" вскорости пошло по пизде. Я давно собирался предпринять свое собственное расследование этого запутанного историко-архитектурного вопроса, и вот, наконец, подоспели результаты. Скажу на всякий случай, во избежание ненужных дискуссий - никакого политического подтекста в этом нет, а Усатого Тараканища я и вовсе ненавижу. Просто мне очень нравиться искать разные исчезнувшие артефакты. Уничтоженные изображения Сталина в московском митро - из их числа.

Автозаводская
Открывает наш хит-парад нехуевых размеров статуэтка, что торчала в северном торце ЦЗ этой станции. Кто лепил, неизвестно, на мой лично вкус - КГ/АМ. Так показалось не одному мне, поэтому в 1961 году беспонтовый монумент закрыли фанерным щитом. А в 1965-м, перед началом строительства второго выхода с Автозаводской, и вовсе выкинули на помойку истории.





Там же, посередине центрального зала промеж барельефов с трудящимися имелась отлитая в граните высшая мудрость Великого кормчего. Но с годами ослепительное сияние этой мудрости поблекло и ее тупо замазали, чтоб не смущала неокрепшие умы.





Супротив промеж изображений всяческих чуркобесов представителей народов СССР имелось высказывание казахского, простигоспади, акына Джамбула. Смысл этой сакральной надписи понятен лишь тем, кто достиг дзен-совершенства. Фотка полное говно, но она взята из журнала 1943 года, прошу проявить понимание.



Pic by huck-d


Кроме того, на внутренней поверхность купола, венчающего эскалаторный зал, была нанесена фреска: знамена с портретом Сталина.



Впоследствии там оказался другой рисунок: "мирный атом", космические летательные аппараты, вычислительная техника и прочие приметы 1960-х, исполненные в типичной стилистике тех лет.



Арбатская АПЛ
В эскалаторном зале находился огромный мозаичный портрет, выполненный скульптором Г. Опрышко. В одну из ночей 1955 года приехала бригада товарищей в штатском и уничтожила картину. Автор просил отдать ему хотя бы фрагмент с изображением головы Сталина, но получил отказ. Сейчас там просто декоративная рамка. Одно время ходила легенда, что портрет просто заштукатурили, но во время ремонта наземного вестибюля, который прошел уже в наши дни, таки выяснилось, что портрету Тараканища фсетки пришла пизда. Что не помешало группе шутников устроить 1 апреля 2016 года грандиозный розыгрыш - якобы на Арбатской отвалилась штукатурка, из-под которой показался тот самый мозачиный портрет. Повелись на эту залипуху даже федеральные СМИ.



Бауманская
В торце центрального зала станции есть мозаичное панно с красным знаменем. Раньше на нем торговали ебалом оба вождя мирового пролетариата. Остался только один.



Сейчас очень хорошо видны границы новой вставки с Вовой Лысым, который к тому же пырится в другую сторону.



Там же, в наземном вестибюле над эскалаторным наклоном высечена на мраморе цитата из приказа №130 Народного комиссара обороны от 1 мая 1942 года: "Фронт и тыл представляют у нас единый и нераздельный боевой лагерь". До нас не дошла только тщательно затертая фамилия ее афтора. Еще недавно пять букв одиозного имени проглядывались, но после ремонта, проведенного в наземном вестибюле в 2015 году их окончательно хуем сдуло.





Белорусская КЛ
Среди мозаичных плафонов, выполненных во флорентийской технике, был и такой: труженицы села вышивают портрет Сталена. Теперь его место занял орден Трудового красного знамени.





Добрынинская
Эта станция - пожалуй, рекордсмен по количеству изображений Кобы. Над эскалаторным залом этой станции доминировала величественная фигура вождя.



Далее. Поглядите на мозаичное панно в наземном вестибюле станции, где изображены ликующие граждане, каторыя несут патрет первого космонавта, и подумайте. Ниче нигде не кольнуло? Ну так я подскажу: станция открыта в 1950 году, когда Юрий наш Гагарин еще был безусым юнцом :) Был Тараканище и на мозаике слева, но там "сфотожопили" как-то совсем криво: хоть бы смальту подобрали под цвет штоле, сразу в глаза бросается, что Гвардейский знак потом вставлен.









И, наконец, еще один барельеф находился в торце центрального зала Добрынинской. Причем первоначально он был по традиции выполнен в гипсе, и уж затем - в мраморе.





Сейчас там типичная мозаика в стиле шестидесятых: дородная мамаша фтыкает на не менее дородного младенца, а вокруг роятся искусственные спутники Земли :)



Киевская КЛ
Первоначально барельеф был кругленький, а не прямоугольный, как сейчас, и изображение на нем было не мозаичным, а гипсовым, с двумя физиономиями, как на Бауманской - Сталина и Лысого. Терь только второй глазки пучит, гыгы.



Чертеж архитектора.





Не менее тщательно избавились от ненавистного Никитушке профиля на всех мозаиках центрального зала, иллюстрирующих славную историю советской Украины. Вот тут, например, пофиксили молодого Сталина, якобы стоявшего за спиной у Ленина при объявлении совецкой власти в 1917 году. На новом снимке хорошо видна поздняя вставка.





Здесь также, как и на барельефе в торце ЦЗ, первоначально были оба классика. "Останется только оди-и-и-и-ин! Пыщщщщщщщ!!!" © х/ф "Горец".



Изготовление мозаики in progress:





И уж совсем детективная история произошла с одной из последних по событийной хронологии мозаик. Ви таки будете очень смеяться, но ее переложили ЦЕЛИКОМ. Первоначально подпись на мраморном картуше гласила: XIX съезд - съезд ВКП(б)-КПСС, коммунистической партии советского правительства и народа.



Теперь: Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян. Сука, я б тоже без Сталина-то зацвел, чо. Ну, только сам картуш с левого нижнего угла весь в трещинах - видимо, ебнулся на пол во время переделки, заказывать новый было уже неудобняк, ну и кое-как на соплю склеили.

Pic by russos


Там же, в круглом эскалаторном зале, построенном в 1953 году, по стенам идет мозаичная композиция почти что в египетском стиле - стар и млад делают приношение всяческих ништяков гербу совецкой Украины. Епт, нахуй все эти предметы неживому символу, а? А вот если представить на его месте знакомый профиль, то все получается вполне логично ;)



Киевская АПЛ
Здесь из всего возможного изобилия были только сиамские близнецы на фреске в торце центрального зала, которых ожидаемо пофиксили. Этой фреске вообще не везло: в 2010 году она немножко отвалилась к хуям из-за протечек. Когда в 2013-м ее открыли после реставрации - Коба почему-то снова не появился.



Pic by visualhistory


Комсомольская КЛ
Тут самое эпичное. Первоначально два последних мозаичных панно, "Вручение гвардейского знамени" и "Парад Победы", выполненные великим художником Павлом Кориным, выглядели так: на первом из них изображен Сталин, передающий знамя солдату (за спиной Генералиссимуса стоят его ближайшие сподвижники: Молотов, Берия, Каганович), а на втором - те же персоны из партийной верхушки выстроились на трибуне Мавзолея, у подножия которого брошены фашистские знамена. После таво, как товарищь Берия потерял доверие, а товарищь Маленков надавал ему пинков (реальный стишок тех времен, мне друг рассказывал, у которого дед работал когда-то в НКВД), на коринских панно с него бесцеремонно сняли очки. Потом пришла очередь Молотова и других верных соколов. В 1963 году настала пора глобальных перемен: вместо "Вручения гвардейского знамени" появилось "Выступление Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт", а "Парад Победы" превратился в "Триумф Победы". Корин, которому поручили подготовить новые эскизы панно, сделал эту композицию такой, чтобы в нее вошло как можно больше фрагментов прежнего "Парада". С картины просто исчезло все сталинское Политбюро (трибуна Мавзолея теперь оказалась пустой), а на переднем плане появилась аллегорическая фигура: Родина-мать с пальмовой ветвью мира и серпом-молотом.



На этом архивном фото переделка мозаики в процессе:



Оп-оп, а ручки-то вот они!



Эскиз Корина 1951 года:



Воплощенный в камне вариант:



И переделка:



Панно "Советские солдаты у Рейхстага" досталось меньше всего: там лишь провели уже ставшее традиционным хирургичекое разделение сиамских близнецов:



Pic by russos


Как известно, мозаичные композиции Корина на Комсомольской связаны единой концепцией - они являются буквальной визуализацией речи Сталина, произнесенной 7 ноября 1941 года: «Война, которую вы ведете, есть война освободительная, война справедливая. Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!». Для тех пролетариев, кто не фтыкает в художественные метафоры, речь генералиссимуса была высечена на мраморной доске, что висела справа от лестницы. Сейчас от нее остались только криво замазанные дырки.

Pic by stalinskoe.ru


Комсомольская СЛ
В снесенном при строительстве Кольцевой наземном вестибюле имелась эпическая фреска. Это один из немногих случаев, когда изображение кумира было уничтожено не по идеологическим мотивам, а в ходе реконструкции митро.



Краснопресненская
В торце центрального зала этой станции вместе со Сталеным, штоб ему было не скучно, поставили и Лысого в полный рост. Мандой накрылся, есессно, сначала Тараканище. А Лысого убрали перед началом строительства перехода на ТКЛ, и вопрос закрылся окончательно.



Первоначально скульптурная группа была белая, из гипса. Затем ее покрыли краской "под бронзу":



Тут Лысый уже в одиночестве:



Курская КЛ
В наземном вестибюле станции стояла величественная скульптура работы Н. В. Томского. Редкий случай, когда лизоблюдство приняло художественную форму - работа была неплохая, но и это ее не спасло.



Пришлось потрудиться также по мелочи: отколошматить партийную кличку Джугашвили с огромных декоративных бронзовых мечей: убрать лозунг "За Родину, за Сталина!", а медаль "За оборону Сталинграда" сменить на "За оборону Волгограда". Кроме того, по архитраву дорической колоннады шли строки советского гимна:
Сквозь грозы сияло нам солнце свободы,
И Ленин великий нам путь озарил.
Нас вырастил Сталин - на верность народу,
На труд и на подвиги нас вдохновил!
После 20-го съезда партии, на котором случился сеанс магии с разоблачением, две последние строки эпического четверостишия отправились нахуй. Но больше чем полвека спустя, в 2009 году неожиданно случился натуральный цырк: в открытом после реконструкции наземном вестибюле Курской вновь воссияло со стен бессмертное фамилие вождя! Сталинист Д.В. Гаев, упирая на "восстановление исторической справедливости", дал команду: вернуть все взад! Долго ли, умеючи-то? Вернули:

Pic by russos


Pic by russos


Вот правда с гимном попервоначалу жидко обосрались. Восстановили, да не туда: строку с Лениным задвинули вопще в залупу, а вместо нее присобачили вторую строку, со Сталиным, которой там отродясь не было - она была на противоположной стороне архитрава.



Pic by russos


Когда выяснилось, что все пошло через жопу, многострадальные вирши перекроили снова:

Pic by lusienius


Сталинист Гаев очень жалел, что не удалось найти скульптуру Томского, а то он бы и ее, дескать, тоже вернул. Рекомендую Дмитрию Владимировичу ознакомиться с моим скромным исследованием: ведь работы у него на поприще "восстановления" еще очень дохуя (прим. афтора - текст был написан еще до смерти Гаева, упокой его Аллах).

Новокузнецкая
Торцевую стену станции занимало большое мозаичное панно, прославляющее победу русского оружия. В семидесятые при строительстве перехода на Третьяковскую панно аккуратно перенесли, вот только Тараканища сменили на Лысого. Ибо нехуй.





Новослободская
Здесь было весело почти как на Комсомольской. Все тот же Павел Корин сделал эскиз: на нем изображена женщина с тремя детьми, а над ними - портрет Джугашвили.



Однако во время сборки мозаики первоначальный эскиз Корина был изменен:
"После утверждения эскиза, где на радужном фоне была изображена женщина в окружении трех детей, в депо «Измайлово» начали набирать мозаику. Как-то, незадолго до открытия станции, приезжаем в депо с Душкиным, Кориным и начальником Метростроя Николаем Алексеевичем Губанковым и видим: работа кропотливая, движется медленно, можно не успеть. Губанков, замечательный инженер, доктор технических наук, профессор, человек огромной литературной эрудиции, был большой шутник. Вот он и говорит Корину: «Павел Дмитриевич, женщина одна, а детей трое. Она их не прокормит. Давайте ей одного ребенка оставим. Чтобы успеть к сроку.» Корин поначалу запротестовал, потом согласился. А когда мозаичное панно было готово, в нем, в результате изменения композиции, появился новый смысловой оттенок. Неожиданно и для нас, и для самого Корина, обнаружилось сходство женского персонажа с богоматерью. Я была свидетелем, как однажды перед открытием фабричные работницы, придя на субботник мыть станцию, в благоговении застыли перед мозаикой, вот-вот готовые пасть на колени."



Но не только малограмотные работницы, но и некоторые чиновники находили в коринском панно сходство со знаменитой Сикстинской Мадонной Рафаэля. Они посчитали, что подобному изображению в советском метро не место. А Хрущеву, который приезжал осматривать станцию, особенно не понравились ноги Родины.
- Почему она босая?! - возмущалсо Никитушко. - Намек на то, что у нас в стране людям обуви не хватает?! Почему дискредитируете совецкую власть?!
Пришлось спешно исправлять оплошность: "обувать" аллегорическую фигуру в некое подобие древнеримских сандалий. Тем не менее антипатия к "художествам" на Новослободской у Хрущева все равно сохранилась. Вскоре из ЦК последовало распоряжение: мозаику убрать! Однако авторы проекта пошли на риск и решили спасти коринскую работу от уничтожения. Панно загородили снаружи фальшивой стенкой, облицованной мрамором. Родина-мать пребывала "в заточении" вплоть до отстранения Хрущева от власти. Лишь после этого Корину удалось добиться разрешения вернуть мозаику в интерьеры станции. Декоративную стенку сломали, а панно "отредактировали": в верхней части панно взамен портрета Сталина поместили голубей мира. Злосчастные сандалии убрали, оставив женщину босоногой - как и было первоначально задумано художником.



Павелецкая ЗЛ
Над эскалаторным наклоном, ведущим на станцию из здания Павелецкого вокзала, сохранилось оформление вестибюля, который был встроен в здание вокзала во время реконструкции. Когда-то тут тоже был мраморный барельеф.



Сейчас остался лишь пустой кружок (фотка полумертвая, но там сука совсем темно).



Павелецкая КЛ
В торце центрального зала был бронзовый барельеф с Тараканищем. Теперь там мозаика с гербом СССР и асексуальными пролетариями обоего пола.





Там же, во встроенном в здание эскалаторном зале над наклоном в КЛ висит очень красивое мозаичное панно с изображением Красной площади. Ранее на красном флаге, что реет в верхней части, виднелся профиль Сталина. Потом он, наверное, отвалилсо по недосмотру, гыгы.





Под потолком эскалаторного зала находится мозаичный фриз, который разделяют на части четыре знамени. В центре каждого ранее торчал еблет Тараканища, теперь - обычные пятиконечные звезды.





Партизанская
Ранее на красном мраморе над головаме мужественных партезанен были слова сталинской конституции: "Защита отечества есть священный долг каждого гражданина СССР". Выше этого заклинания располагался бронзовый еблет его афтора, съебавший в анал истории в 1959 году.







Другой цитатой Кормчеготм украсили портал, открывающий вход на станцию. 6 ноября 1942 года, выступая перед Московским Советом депутатов, Сталин в финале своей речи патетически воскликнул: "Нашим партизанам и партизанкам - слава!" Ставить копирайт на такое нехитрое словосочетание было как-то западло, и фамилии афтора на барельефе не было изначально. Это и спасло цитату: она сохранилась по сию пору. Вот только обрамляющую ее художественную фанаберию не стали бронзировать, а просто побелили: "А-а-а, и так сойдет".



Площадь Революции
Помимо 76 скульптур с собачками и грудастыми спортсменками в торце ЦЗ был также барельеф с изображением Тараканища и Лысого, выполненный тем же скульптором - М.Г. Манизером. Называлось сие творение "Сталин и конституция". При строительстве второго выхода со станции в 1947 году оно пошло по пизде.





Там же, в переходе на Театральную на торцевой стене висит картуш с цитатой, первоначальным автором которой, на самом деле, является Славик Молотов. А Коба потом просто нагло присвоил нехитрый лозунг. Чтобы восстановить справедливость, фамилию Сталина при Хрущеве отколотили молотком. Кстати, под картушем находится ниша в стене, в которую так и просится статуя. Но поскольку никаких свидетельств на этот счет не имеется, это пока относим в область догадок.



Проспект Мира КЛ
Я полагаю, все помнят вычурные керамические барельефы, покрытые глазурью, изображающие колхозниц со снопами пшеницы и джигитов с баранами (первоначальное название станции - Ботанический сад). В торце ЦЗ, где сейчас переход на КРЛ, был апофеоз этой роскоши - выполненный в той же технике большой барельеф с Тараканищем в окружении знамен.



В эскалаторном зале, правда, поскупились - всего один вшивенький портретик, который выглядит на большой белой стене каким-то потерянным, в отличие от поздней мозаики с масластой мамашей, которую как будто делали тем же пальцем, что а-ля кустодиевскую матрону на Добрынинской.



Семеновская
Тут разгулялись неслабо - ведь станция носила имя самого вождя! На фронтоне наземного вестибюля прилепили барельеф, а в торце ЦЗ - еще один. Если уличный замазали еще боле-мене незаметно, то пустой кружок на станции не заметит только слепой. Подчистили и автора осанны Красной Армии.









Имеется подтвержденная информация о наличии скульптуры Сталина в наземном вестибюле, но фоточек пока нет: "Будем искать!", - как говорил Семен Семеныч Горбунков.

Таганская КЛ
И, наконец, беспесды величественная скульптурная группа "Благодарность народа вождю-полководцу" (скульпторы Е. П. Блинова и П. А. Баландин). Первоначально композиция была выполнена из гипса, но это вызвало критику пуристов от жополизания, и скульптуры переделали в керамике.

Впоследствии всю тусовку заменили на панно тех же авторов с портретом В.И. Ленина, гербом СССР, союзных республик и изображениями городов-героев Ленинграда, Сталинграда, Севастополя и Одессы. А ныне мы там переходим на ТКЛ и в хуй не дуем :)





Электрозаводская
В торце ЦЗ был мраморный барельеф. Сейчас просто пустой кружок.





Напоследок могу сказать, что это исследование, без сомнения, далеко не полное. Говорят, что была еще одна скульптура на Семеновской (UPD: и правда была), чето вроде было на Октябрьской... В этом посте собраны только реально подтвержденные случаи "магии с последующим разоблачением". По мере поступления новой информации пост будет апдейтиться. До новых встреч, мои дорогие любители истории митро!

митро, сталиниана

Previous post Next post
Up