Jun 26, 2012 02:29
Эта история началась несколько лет назад. Еще в 2007 г. В.В. Путин в бытность президентом второго срока службы подписал указ о преобразовании федерального государственного унитарного предприятия Уралвагонзавод в акционерное общество с одноименным названием при закреплении 100% акций предприятия за государством. Тогда эта новость прошла незаметно. Пожалуй, изменились лишь вывеска да официальные бланки предприятия. Но вскоре на УВЗ стали происходить малопонятные вещи. Был уволен, а фактически отстранен от должности, многолетний генеральный директор Н.А. Малых. Ему на смену пришел О.В. Сиенко, козыряющий в узких кругах своей приближенностью к Путину. Затем был заменен весь руководящий состав завода. Дальше - больше: знаменитую Вагонку из одного единственного предприятия времен Малых стали превращать в крупнейший машиностроительный холдинг страны и заводить «под крышу» УВЗ производственные гиганты, разбросанные по всей России. Для примера, сегодня в составе Уралвагонзавода числятся: и Челябинский тракторный, и Омский танковый, и Уралтрансмаш, и много еще чего, в общей сложности - десятки крупнейших предприятий страны. Укрупнение УВЗ в столь короткие сроки напоминало вскармливание рождественского гуся. Но последнего откармливают, чтобы к празднику свернуть шею, а что собирались сделать с УВЗ?
Первый ответ появился ровно год назад, в июне 2011 г. Тогдашний президент и нынешний премьер страны Д.А. Медведев объявил на питерском экономическом форуме об очередном этапе приватизации в России. По итогам форума были отданы соответствующие поручения по разработке планов приватизации госактивов, ответственным за исполнение которых был назначен Путин. Кроме того, тогдашний вице-премьер И.И. Шувалов подготовил для президента специальный доклад, в котором, судя по сообщениям информационных агентств, планировалось, в частности, провести на УВЗ расширенную приватизацию и передать 25% акций предприятия за минусом одной в частные руки. Но какого-то официального документа правительства на этот счет выпущено не было.
Тем не менее, новость о грядущей приватизации Уралвагонзавода моментально распространилась по Нижнему Тагилу осенью прошлого года, и, кто помнит, это совпало с подготовкой к выборам в Госдуму РФ и Законодательное Собрание Свердловской области. Кандидатом в ЗС по Дзержинскому округу Нижнего Тагила (та самая Вагонка) от партии «Единая Россия» шел управляющий директор Уралвагонзавода В.Н. Рощупкин. Казалось бы, кому как ни ему объяснить на встречах с избирателями суть, причины и, главное, социальные последствия предстоящей приватизации предприятия. Трудно поверить, что он как управляющий директор, особенно после данных президентом страны поручений, не был об этом осведомлен. Однако Владимир Николаевич предпочел занять другую позицию и публично заявил: «В последнее время откуда-то из-за пределов завода пошли странные разговоры о приватизации предприятия. Это бред. Приватизация УВЗ невозможна». Директора понять можно: признать в период выборов грядущую приватизацию в патерналистски настроенной среде танкостроителей было равносильно подписанию себе «смертного приговора» и очевидному проигрышу выборов. Но своими словами управляющий директор, по сути, вводил избирателей в заблуждение, а попросту - откровенно врал «тагильским рабочим».
Выборы завершились, и Рощупкин стал депутатом, и тема приватизации УВЗ, казалось бы, выветрилась из актуальной повестки дня. И вот прошел год, и снова питерский форум, на этот раз - 2012. И старый-новый президент Путин, приветствуя гостей и участников форума, вдруг заговорил о том, что очередная предстоящая приватизация в России должна быть максимально прозрачной и понятной для людей. О чем это он? Разгадка пришла незамедлительно: день в день с означенным мероприятием Медведев, теперь уже премьер страны, подписал распоряжение за № 1035-р от 20 июня 2012 г., согласно которому до 2016 г. планируется, в частности, сократить государственную долю пакета акций УВЗ до 75% минус одна акция. Иными словами, и это - второй, документально подтвержденный, ответ по поводу аналогий с рождественским гусем: многомиллиардные активы Уралвагонзавода, откормленного до размеров гигантского холдинга, уйдут с молотка в частные руки. До 2016 года по воле Правительства РФ должен произойти «распил» Уралвагонзавода. Правда, в распоряжении оговаривается, что «конкретные сроки и способы приватизации будут определяться Правительством Российской Федерации с учетом конъюнктуры рынка, а также рекомендаций ведущих инвестиционных консультантов…».
Хорошо ли, что государство избавляется от обременительных активов? Конечно! Ведь известно, что государство - весьма не эффективный собственник. Но это в теории. А на практике? Кто сегодня в России верит в честную приватизацию по-путински? Кто поспорит с утверждением, что частник, даже в пределах отпущенных 25% акций, постарается отхватить от госсобственности наиболее жирные куски, оставив казне весь прочий неликвид? Одно можно с уверенностью утверждать - самим «тагильским рабочим» от этого пирога не достанется ничего. Как говорится, кому бублик, а кому - дырка от бублика. Работникам Уралвагонзавода светит только дырка.
Будем итожить. То, что Рощупкин обманывал своих избирателей, пускай останется на его совести. В конце концов, это право самих «тагильских рабочих» спросить со своего директора за обман.
Но, тем не менее, хотелось бы получить от депутата Рощупкина, а равно и от его бывшего подчиненного, ныне высшего государственного сановника И.Р. Холманских публичные разъяснения по следующим вопросам:
- по каким правилам и процедурам будет произведено отчуждение государственной собственности УВЗ в пользу частного капитала?
- какие конкретно активы ОАО «НПК «Уралвагонзавод» планируется передать в руки частников?
- какие социальные последствия для Нижнего Тагила как такового и непосредственно работников предприятия можно ожидать в результате реализации плана расширенной приватизации УВЗ?
P.S. Когда писался этот материал, некоторые российские СМИ распространили информацию, о том, что план расширенной приватизации УВЗ будет пересмотрен, и что правительство намерено отдать не 25% акций в частные руки, как планировалось изначально, а все 50%. Это означает, что жирные куски от приватизации Уралвагонзавода станут еще жирнее.