В предыдущей теме я затронул проблему очень старых троллейбусов в Москве, а так же морально и технически устаревших «новых», которые зачастую оказываются просто некачественными, судя по ржавчине, отклеивающимся и отваливающимся деталям. Проблема не просто в нужде модернизации, а в корне иного подхода к данной теме, технологиям, материалам, качеству, долговечности, комфорту, эргономике, экономичности. Вектор развития отечественных троллейбусов давно зашел, на мой взгляд, в полный тупик. Те передовые технологии, которые разрабатывались еще в СССР, в то же время были полностью уничтожены, хотя именно тот вектор мог бы послужить базой создания принципиально современной, выгодной и качественной техники не только для пассажиров, но и для экономики в целом.
Если посмотрим на самые передовые троллейбусы Европы, да и вообще мира, это отлично видно не только по высочайшему (а не прописанному, лишь на бумаге) комфорту, но и по тем технологиям, которые используются при их изготовлении, экономии, экологичности и т.д. Сегодняшняя статья полностью посвящена производству троллейбуса на машиностроительной фабрике HESS AG в Швейцарии. Данный концерн разрабатывает троллейбусную технологию на протяжении 70 лет, при этом по всем законам маркетинга регулярно и часто выпускает принципиально новые модели. 1989, 1996, 2003, 2012, 2013. За последние 5 лет конструкторское бюро HESS AG были подготовило 4+1 принципиально новые модели (не считая модели других типов ОТ), каждая из которых, в свою очередь, были производными целой серии по размерам, вместимости и начинке.
В дополнение к этим моделям, завод, вместе с другими предприятиями Швейцарии, подготовил и запустил в 2013 году совершенно новый тип троллейбуса - систему без «рогов» и мощных аккумуляторов. И эта система уже успешно работает на тестовом маршруте в Швейцарии. О ней отдельно подготовлю статью. Так же завод производит по этой технологии автобусы и пассажирские прицепы к ним. Постоянное и поступательное развитие, регулярный выпуск новых моделей, научные исследования и технологии на пике прогресса, контроль качества и высокие требования к поставщикам позволяют предприятию активно продвигать свою продукцию на экспорт. На сегодня швейцарская технология и достижения в области троллейбусной и автобусной техники используется на 5 континентах. Спасибо за помощь ребятам из трамвайного клубу Фрибурга fritram.org, без них подготовить этот пост было бы крайне затруднительно!
Сборка троллейбусов будет приведена на примере модели Swisstrolley 3. Сочлененный 2-х секционный троллейбус: с полной нагрузкой 27-29 тонн, в зависимости от допустимых нагрузок на ось. 1 электрически двигатель в переднем модуле, 1 электрический двигатель в заднем модуле. Очень повезло в том, что в мае 2013 года первые модели новейшего поколения Swisstrolley 4 были запущены во Франции, поэтому есть возможность показать её не только на линии, но и в заводском цеху. По умолчанию сборка Swisstrolley 3, 4-ю модель буду отдельно отмечать.
03 Основные преимущества это швейцарская система CO-BOLT. О ней я отдельно и подробно напишу статью, а пока лишь коротко опишу её и преимущества швейцарской техники в целом. Предприятие HESS AG производит троллейбусы по совершенно удивительной и простой технологии. Она, в свою очередь, решает множество совершенно разных задач. Это позволяет Швейцарии легко и быстро строить новые, прогрессивные и экологически безопасные предприятия по всему миру используя лицензию. Ставилась цель низких затрат на оборудование, инструменты и быстрая окупаемость.
04 Шасси сконструировано специально для троллейбуса по типу ступенчатой рамы, из крупных стальных секций, сваренных между собой. Два ведущих моста с двумя мощными двигателями, позволяющими передвигаться в любых непредсказуемых погодных условиях. Реже замена шин, меньше поломок.
05 Подготовка осей к монтажу на раму. Привод осуществляется на две оси. Эксплуатация троллейбуса возможна даже при выходе из строя одного электромотора. Безопасное вождение в плохих погодных условиях. Более высока вероятность перепродажи б\у троллейбуса. Очень низкое энергопотребление. Разница между обычными, двух- и трехсекционными троллейбусами настолько незначительная, что в Европе за последние годы никто не заказывал у компании обычный односекционник, которые покупаются, в огромном количестве, в Москве, например. Это просто экономически невыгодно. Так же это позволяет делать больше сидячих мест, что сказывается на привлекательности общественного транспорта. Люди хотят передвигаться в комфорте, а не как килька в банке.
06 Монтаж осей и обвязка рамы.
07, 08 Изготовление панелей. Передние и задние выполнены из пластика армированного стекловолокном.
08
09 Так выглядят комплекты для сборки корпусов. Очень удобно и максимально компактно для транспортировки до места сборки в любой точке мира.
10
11 Сборка алюминиевого корпуса.
12
13 Готовый корпус на шасси.
14 Сборка пола пассажирского отсека.
15 Начало установки необходимого оборудования.
16
17 Новейший результат работы КБ HESS - Swisstrolley 4 модельного ряда 2012 года. Основные изменения технические. Передняя независимая подвеска, облегченное шасси и т.д. Предлагается в новом или старом корпусе.
18 Остекление кузова.
19
20
21
22
23
24
25 Монтаж систем управления троллейбусом и специального оборудования на рабочем месте водителя.
26
27 А тут можно посмотреть в готовом виде. 3-я фотография.
http://fribus7.voila.net/tpf522533int.html 28 Установка лобового стекла на модели Swisstrolley 3.
29 Установка лобового стекла на модели Swisstrolley 4.
30
31 Вид передней части салона после монтажа внутренними панелями.
32
33, 34, 35 Монтаж электрооборудования троллейбуса.
34
35
36
37
38, 39, 40 Выбор и монтаж одной из 3-х очень легких и компактных дверных систем. На дверях устанавливаются 2 кнопки открывания дверей на каждой створке, а так же специальная кнопочка на правой створке для пассажиров с коляской. Все делается для максимального комфорта пассажиров, в т.ч. маломобильных, для самой быстрой и удобной посадки и высадки. Поставщик данных систем также уважаемая швейцарская фабрика FBT Fahrzeug- und Maschinenbau AG, работающая успешно, в том числе, и на экспорт. От работы двери зависит очень многое. Например, важно то, что при качественном уплотнении салон остается герметичным от воды во время дождя, потерь тепла зимой или прохлады климат-контроля летом, что так же влияет на энергопотребление.
38 Сводно-скользящая система. Самая свежая система. Разработка будущего. При открытии двери немного выходят и раздвигаются в стороны. Такая система так же устанавливается на великолепные швейцарские электрички последнего поколения. Время открытия 2-3 секунды.
39 Поворотно-раздвижная система дверей. Швейцарцы считают её самой надежной и прочной системой, которую постоянно совершенствуют. Очень качественное уплотнение. Время открытия 3-4 секунды. Очень рекомендую зайти на сайт фабрики FBT Fahrzeug- und Maschinenbau AG и посмотреть, нажав золотую иконку FILM слева, небольшой ролик о работе предприятия.
http://fbt-ag.ch/web/index.php/de-DE/ 40 Внутренняя распашная система. Надежная внутренняя система, по принципу, схожая с теми, которые чаще всего устанавливаются на наших отечественных троллейбусах. Время открытия 2,5 секунды. Благодаря очень качественному уплотнению нестрашен даже сильный дождь.
41 Смонтированная дверная система.
42
43
44 Монтаж оборудования на крыше. Смонтирована климатическая система.
45 Монтаж штангового токоприёмника.
46
47
48 Финальные работы по сборке салона. Установлены сидения по выбору заказчика. Подробные фотографии салона можно посмотреть на сайте
http://fribus7.voila.net/tpf522533int.html. Очень хорошо изображены многие качественные, современные и эргономичные детали интерьера из безопасных материалов, дружелюбные пассажиру.
49, 50 Форма и цвет велюровых сидений, салона подбирается в полном соответствии с пожеланиями заказчика. Что касается сидений, то они, лично мне, кажутся более комфортными на 48 фотографии, хотя, безусловно, салон на этих 2-х фотографиях выглядит гораздо современнее, так как это более новые модели. Так же, в Европе часто заказывают велюровую обшивку одного стиля для транспортной системы города, на которой изображен символ транспортной организации. Точно так же заказчик решает, какие поручни ему нужны - цветные либо из нержавейки. По опыту Москвы можно смело рекомендовать только нержавейку. Вряд ли кто-либо через лет 10 догадается её покрасить, так же её проще дезинфицировать, она престижнее выглядит и несравненно долговечнее. Так же на этих 2-х фотографиях видно отличие - модернизированы крепления поручней.
50
51 Перемещение на временную уличную площадку.
52
53
54 Установка последних панелей.
55 Готовый троллейбус на маршруте. Швейцария.
56 Швейцария
57 Данная фотография показывает маневренность троллейбуса вопреки распространенному мнению о его неповоротливости. Учтем, что по Москве ездят в основном односекционники, а первые полосы у нас не просто шире, чем в Европе, а просто чрезмерно широкие. По хорошему, нужно убирать припаркованные машины, полосы сужать, в т.ч. и остальные, за исключением 3-го кольца и МКАДа, а квалификацию водителей и качество дорожного покрытия повышать. Уверен, что водить в РФ могу не хуже швейцарцев. P.S. Так надо делать дорожную инфраструктуру в городе. Обратите внимание на круговые элементы гранитного бордюра.
58 Швейцария.
59 Новейшая модель Swisstrolley 4 с передней независимой подвеской и многими другими интересными техническими решениями. Форму кузова могут изготавливать идентичную старому, однако, специальный обтекаемый кузов заказывают, похоже, чаще всего.
60, 61, 62 Swisstrolley 4 на маршруте во Франции с мая 2013 года.
61 Франция.
62 Франция.
При большом желании и воле, вполне быстро можно организовать производство по лицензии этой чудесной техники в Москве. Данные троллейбусы первоклассного уровня, безусловно, будут радовать пассажиров своим комфортом и видом, а город получит в итоге отличные экономические выгоды. Уверен, что наш город ничуть ни хуже других городов мира, где эксплуатируются Hess Swisstrolley, а граждане вполне заслуживают высокого швейцарского комфорта.
Александр Мостовой
Кто желает поддержать мой проект - Яндекс Я 410011922778003