Федеральный совет Швейцарской Конфедерации. Годовая фотография 2016.
https://www.bundespublikationen.admin.ch Всем доброго дня. На днях Швейцария
немножечко потрясла Россию очередным референдумом, который готовятся провести. Топ ЖЖ пестрел невероятной цифрой в 2500 франков взрослым и 625 франков детям, которые возможно, будет получать каждый гражданин Конфедерации. Это тот случай, когда лучше всего было читать комментарии. Давайте обсудим важнейший: «Как же они до такого докатились?» или «вот если бы у нас так сделали!»
Понятно, что большинство авторов постов по теме просто пытались снять «сливки» горячей новости. Будет ли народное «да» и к чему это может или не может привести - тема другой статьи. Но читая мысли обычных людей у меня был готов ответ на многие из них.
В первую очередь это заводы и стандарты. Господа, это наш долг перед предками, перед ветеранами. Мы разрушили многое. И чем больше разрушаем, тем больше кричим о них. Что они думают, когда наблюдают это двуличие? Нужно создавать. Речь не о каких-то заводах. Речь о созидательных наукоемких прибыльных экспортноориентированных предприятиях с высоким оборотом. Подчеркну еще раз. Прибыльных, а не сидящих на вашей шее десятки лет через дотации, субсидии и кредиты на покупку третьими странами продукции данных заводов за наши же деньги, которые часто оказываются невозвратными по понятным причинам. Пора оставить всякий бред и поводы для сидения на месте в виде «зачем менять конструкцию, если ничего за 50 лет не поменялось?»
Буду краток. Процветание, экономическая мощь, благосостояние каждого, мощная внутренняя валюта. Настоящее, а не купленное или полученное угрозами уважение (а на самом деле чаще всего осторожность) мировым сообществом будет ровно тогда, когда ваша экономика будет эффективной.
Что для этого надо? Заводы и финансовая и структурная эффективность вложений. Не те заводы, что в нашем понимании. А те, которые не сидят на шее граждан черед дотации, субсидии и кредиты на закупку их же продукции малоразвитыми странами. Кредиты, которые прогнозируемо часто оказываются невозвратными по понятным причинам. Это очень важный момент, который понимают в Швейцарии, но до сих пор не понимают в России. Несмотря на прошедшую практически четверть века, после развала СССР по этой же причине.
Заводы должны быть опорой и основой благосостояния страны. Они должны быть созидательными, прибыльными, высокотехнологичными, экологически чистыми и экспортноориентированными, иметь смежников и политехи для подготовки кадров. Обороты должны соответствовать желаемому доходу страны. Просто посмотрите на обороты ведущих компаний мира, и вы поймете, о чем я.
Почему важно экологически чистое предприятие, его продукция и энергосбережение? Это работа с КБ и НИИ, бесконечный прогресс и, в конечном счете, дополнительная экономия и «турбина» для всей страны.
Созидательный завод представляет собой такие хайтек предприятия, которые в первую очередь меняют инфраструктуру, транспортную систему, подвижной состав и сопутствующие сферы, ЖКХ и строительный сектор. Созидательные заводы дают результат в первую очередь. Железные дороги, электрички, троллейбусные системы и парки, трамвайные системы и депо, включая подвижной состав, автомобильные дороги, лифты, эскалаторы, инженерия, стройматериалы и т.д.
Это те вещи, которые принципиальным образом меняют ваше мироощущение вокруг вас, работают на связанность земель, гражданский подъем, на удобство всех людей, на объекты с которыми не просто сталкивается человек, но использует их, с чем ассоциируется у него та или иная страна. Мы приезжаем в Финляндию и Белоруссию и видим дороги отличные от наших, в Швейцарию - электрички, троллейбусы, ЖКХ.
Это основа для экономического роста и отношения граждан к своей стране. Как относятся к тебе, так относишься и ты. И в этом ошибка современных экономистов. Для них гость столицы, который привез деньги и построил сеть шаурманий, нелегальных туалетов или меховых магазинчиков с кричащими в мегафоны зазывалами являются такими же инвесторами, как и швейцарский концерн вложивший кучу денег в современный хайтек по производству электричек, вагонов метро и трамваев.
Экономист который не знает, что такое ETH не понимает этого. Он живет в выдуманном мире вне зависимости от цвета флага, к которому он себя или его причисляют. Поэтому процесс увеличения сырьевой зависимости никак не меняется практически с послевоенных времен. Вы можете спорить сколько угодно о временах и флагах, но истины это не меняет.
Россия банально отказывается не только от строительства подобных предприятий за редким исключением. Но от предприятий смежников и необходимых политехов для подготовки нужных для них кадров.
В результате инвестиции пустые. Экономика не имеет турбины, которая может реально ускорить экономический рост и преобразовать страну и ваше благосостояние в лучшую сторону.
Многие задают мой любимый вопрос, на который я всегда имеют подготовленный ответ. Что производит Швейцария, если может себе позволить такие траты для каждого?
Многое, очень многое. На высшем уровне, с хорошей прибылью и экспортными возможностями Made in Switzerland. Производство зачастую специально не вывозится, открывается новое и регулярно модернизируется старое, чтобы ни экспорт не проседал, ни внутренний рынок в объемах продаж. Только в 2009 году был построен новый завод по выпуску ЖД тележек.
Тяжмаш, включая поезда, электрички, трамваи, троллейбусы, автобусы, узлы и агрегаты для подобной техники. Производит станки, оборудование для заводов, НИИ и КБ.
ДВС для тяжелой строительной техники, насосы, лифты, эскалаторы. Высокотехнологичные автозапчасти и материалы (шумоизоляция, герметики, совершившие революцию в автомобилестроении, поменяв конструкцию автомобилей; элементы современной светотехники), электрооборудование для сервиса (например, пусковые устройства), профессиональный ручной и электроинструмент. Пожалуй, лучшая в мире фармацевтика и медоборудование от простого бытового до сложнейшего профессионального в огромных количествах.
Вездеходы, авиация (самолето- и вертолетостроение), продукция для космоса. Строительные материалы различного рода, мебель, одежда, обувь, велосипеды от простых до сверхсовершенных, электромотоциклы.
Бытовая техника (крупная и малая), профессиональная уборочная техника, инвентарь и средства для уборки. Химпром чрезвычайно развит. Посуда для приготовления еды.
Стоит ли вспоминать производство элементов питания в огромных масштабах, зубных щеток и т.д?
Из условно ресурсной продукции можно выделить производство строительной арматуры, которая пользуется спросом за пределами Швейцарии. До туалетной бумаги, которая очень неплохо продается в Ашане, судя по тому, как часто ее вижу на кассах.
Даже если Вы никогда не были в Швейцарии, живете на крайнем севере, Вы наверняка имеете в кармане или когда-нибудь сталкивались с рублями, которые делают с помощью швейцарской краски и еще кое-чего.
Отдельно хочу отметить производство различной электротехники высшего уровня и технологий. Для электричек, метро, трамваев, троллейбусов, инфраструктуры, систем аккумулирования электроэнергии, ГЭС, ЖКХ и т.д.
Не затрагивал сферу услуг в области научно-прикладных работ и достижений. Маркировка спецплавов легких металлов с пометкой «Швейцария» сегодня находятся на деталях подвески многих автомобилей лучших мировых марок. А учитывая то, что страна не просто экспортирует узлы и агрегаты, например, для желающих приблизить к современным стандартам старые локомотивы и поезда, а разрабатывает целые программы, то делайте выводы.
А вот туристическую сувенирную продукцию не производит (если не считать ножи). Её делают в Китае, поэтому не покупайте сувениры в Швейцарии, купите настоящую швейцарскую вещь, например, несколько отверток, которые будут реально полезны в любом доме и всегда порадуют своим качеством.
Таким образом, благосостояние и подобные возможности, выплаты ренты каждому гражданину страны даже в теории, зависят от масштабного уровня вложений в созидание. Начиная с заводов по производству подвижного состава, элементов инфраструктуры и инженерии, смежников и заканчивая сферой народного потребления. Если вы это понимаете, все будет в швейцарском шоколаде.
От того насколько выделенные средства равняются тем средствам которые в конечном счёте использовались реально на ту или иную цель или задачу. Без разницы речь о частных финансах или государственных.
С другой стороны приоритетное значение играет то, во что вы вкладываете, стандарты (SNnorm, SIA norm и т.д.), качество, технологии, уровень работ, проектировка (многие интересные примеры рассказываете вы сами в комментариях к моим статьям и к статьям
graphitediamond) и т.д. Как известно борьба с привилегиями в период распада СССР закончилась деградацией и еще большими привилегиями и проблемами на их фоне. Вот к чему доводит лишь одна борьба. Механизмы отлажены и запущены не были. Реальных перемен конструктивного характера не было, что повлияло на потерю надежды и, в конечном счёте, на дальнейшую деградацию. Стандарты и их реализация лишь ухудшилась.
Условно, можно 2 млрд. франков потратить на один тоннель для города, а можно потратить их на 1500 трехсекционных хай-тек троллейбусов, заменив весь парк города, увеличив таким образом не только количество места в них, уменьшив количество человек на 1 м2, но и максимально повысить привлекательность зеленого НОТа города, дать возможность людям с удовольствием и по доброй воле пересесть на зеленый НОТ и освободить дороги от пробок.
Создать великолепный имидж города в мире, повысить туристическую привлекательность, повысить уровень жизни и её продолжительность. Упростить уборку улиц, в силу меньшего количества автотранспорта, снизить расходы на ремонт дорог, количество необходимых полос, количество реагентов. Уменьшить нагрузку на здравоохранение. Все это может дать обычный, по меркам 2016 года хай-тек троллейбус. Денег хватит даже на замену контактной сети на высокоскоростную. А при эффективности, еще и на расширение контактной сети. Бонусом будут условия для жизни обеспеченных граждан из других стран, которые будут оставлять тут большие деньги и белых воротничков.
А если действовать с головой, то нужно сталью выбивать завод и смежников. Создать все условия для того,
чтобы вам их построили. Чтобы даже малейших трудностей у инвестора не возникало. Заодно и свои ресурсы по части алюминия можно будет не скидывать за бесценок в Китай, а использовать на благое дело в огромных количествах.
Теоритически представим, что даже при закупках данных троллейбусов деньги будут потрачены неэффективно. Но, тем не менее, сравните с результатом трат на один тоннель или на то, что я написал выше. Совершенно понятно, что строительство тоннеля-развязки никогда не будет столь эффективным для города даже в кристально прозрачном варианте.
Это не означает, что нужно забыть о прозрачности, но необходимо расставить приоритеты и работать над тем, чего вы хотите реально добиться.
Иметь покосившуюся стальную двери в свой дом, туалетную плитку на улице, посаженной на смешной пескоцемент М300, убогие падающие лифты, фасадную краску внутри подъезда и висячие провода по коридорам? Какая вам тогда разница, прозрачно или нет, если все это будет отваливаться, ломаться и портить вам настроение каждый раз, когда вы проходите в свою квартиру? Вы же на веки вечные застрянете в безнадёге и деградации. Ведь сегодня даже видимости нет того, что мы пытаемся остановить увеличивающийся разрыв между нами и развитым миром.
Поэтому когда сегодня слышна одна критика подумайте, что вы можете предложить в качестве альтернативы, чтобы приблизиться к Швейцарии.
С уважением, Александр Мостовой