Доброго. Сегодня будет статья по экономике. Хочу еще раз пройтись по типичным заблуждениям нашего общества, а возможно и западного по части развития, конкуренции, капитализма и т.д. Эту тему можно обсуждать бесконечно, но хотелось бы, чтобы результатом была польза для всех. Собственно, типичное заблуждение с 90-х в том, что у них капитализм, все решают деньги, а у нас этого нет.
Мол, там конкуренция, а поэтому такие крутые машины, технологии, улицы и т.д. Не хочу списывать со счетов конкуренцию, но все с точностью наоборот. Сегодня тот капитализм, о котором многие мечтают на самом деле существует только в трех странах. В Китае, России и на Украине. Именно в этих, а не развитых странах мистер «Рубль» решает все.
Неоднократно подходил к этому вопросу в других статьях. Сегодня деньги и хозяин фабрики в развитых странах не решает ровным счётом ничего. Он не может производить товар, который хотелось бы ему как бизнесмену, который приносил бы максимальную прибыль.
Начнем с того, что в маркетинге есть понятие как можно большая прибыль. И особо подчеркивается разница между как можно большей и максимальной прибылью. Это принципиальный момент.
Вторая ключевая особенность заключается в том, что фабрика производит по большей части то, что необходимо, по мнению государства. Нет, речь не о том, чтобы вместо миллиона стиральных машин выпускать десять миллионов галош. Не путайте советскую утопию, приведшую сперва к занавесу, заносу, а затем к краху.
Речь о том, что фабрика целиком выполняет госплан по части:
- увеличения безопасности граждан, - снижения топливных затрат, - уровня загрязнений как своей продукцией, так и своего производства.
При желании все это можно прочитать как на сайтах самих производителей, так и на сайтах специализирующихся официальных организаций, различные официально утвержденные программы и т.д.
Сторонники пресловутого «свободного рынка» даже не замечают, что фактически внешний вид продукции, её характеристики, срок службы и материалы более чем на 60-80% зависят именно от этих государственных требований. И они постоянно только ужесточаются.
Очень нагляден пример автопрома. Если в США трансформация автомобилей в разные эпохи характеризовалась как раз чистым рынком, ценами на топливо и различными кризисами. То в Европе последние несколько десятилетий подобная трансформация является частью официальной стратегии. И как мы знаем после того как СССР проиграл США, а последние с треском проиграли Европе и Японии во многих секторах, в том числе автопроме.
Каждая деталь автомобиля несет в себе отпечаток подобной работы. Вы думаете, что замена стеклянных фар на пластиковые была просто для того, чтобы сделать их красивее? О, нет. Главная задача в снижении веса и повышении безопасности.
Вы думаете, что дворники убрали с лобового для красоты? Нет. А обтекаемые формы капота и бампера? Их теперь нельзя сделать иными, так как вопрос не в красоте, а в том, что будет с человеком, которого собьет автомобиль. И сколько еще можно скинуть в весе.
А теперь подумайте, стал бы производитель настолько менять свой продукт, чтобы заработать максимальную прибыль? Оно ему надо?
Но так или иначе практически каждая деталь автомобиля претерпела глобальную трансформацию для одной единственной цели. Для снижения веса. И как результат - снижение потребления топлива и токсичных выбросов.
Новейшие автомобили уже имеют в своей конструкции банальный пенопласт. Но стал бы сам производитель деталей вкладывать деньги в разработку подобных, на первый взгляд, сомнительных материалов? Вспомним наших доблестных омских дорожников, которых все устраивает кроме денег. Швейцария им не нужна.
Подобная плановая экономика коснулась всех секторов. И чем выше по рангу страна, тем больший её охват. Чем ниже, тем соответственно больше пресловутой «свободной экономики», «руки рынка» и т.д.
Именно на Украине, в России и в Китае «рука рынка» достигла неимоверных высот. Нигде в мире нет такой чистой рыночной экономики. Именно в этих странах зачастую бизнес может делать все что угодно. Именно в этих странах мистер доллар, юань, гривна или рубль решают все на свете.
Поклонники «невидимой руки» считают, что рубль наведет порядок, создаст идеальную конкуренцию и т.д. Но рублю это не нужно! Бизнесмену в условиях чистой рыночной экономики не нужны нормальные условия для людей, производство лучших товаров, которыми смогут гордиться потомки, снижение вреда окружающей среде и т.д.
Его интересует вложить рубль, а получить десять. И сразу. Его не интересуют троллейбусы, трамваи или железная дорога. Его интересует своя собственная раздолбанная маршрутка с гостем столицы за рулем вместо комфортабельного государственного НОТа и ЖД.
Его не интересует качественное жилье. Его интересует цементное гетто и свинские условия для проживания своей нации еще лет на 100 в самой большой стране мира с невероятными земельными ресурсами.
Бизнесмена в таких свободных условиях не интересует красивый район. Его интересует загаженный район, где он может оставшиеся клочки земли загадить своей рекламой, уличными горлопанами с их песнями о его позорных шубах. И это среди огромных людских потоков. Наплевать в самую душу человека. Лишь бы нашлись глупцы купившие его помойные шубки.
Уличного нелегального торговца книгами или легального торговца журналами не интересует процветание культурного книжного магазина на красивой пешеходной улице, целого живого квартала. Общественность наивно полагает, что таким образом развивается малый бизнес.
А на самом деле опять просто наплевали в душу. Никаким малым бизнесом по европейским меркам тут не пахнет. Такие точки не являются независимыми. Но могут подчиняться в количестве сотен штук одному предприимчивому гостю столицы со своими обычаями и культурой, которые он переносит в «работу с людьми». По нашим меркам это возможно и малый бизнес. Но по меркам ЕС это уже средний.
В интересы различных торгашей не входят интересы местных фермеров, созидательных заводов и т.д. Но обычные люди легко ведутся на обман в виде бабушек, продающих камазами импортные цветы. Задача таких сетей в том, чтобы собрать сливки с массовых потоков людей оставив остальные улицы без легальной торговли в виде мертвой земли. По ссылкам есть все пруфы.
Межсекторальная конкуренция Общество не понимает того, что в 100% рыночной экономике происходит межсекторальная конкуренция, которая уничтожает целые ключевые для развития страны сектора. Гибнет настоящий малый бизнес (включая семейный микро бизнес), крупные предприятия. Так как именно им нужна поддержка и особые условия.
Но именно зеленый свет получают несозидательные сферы, так как они приносят больше денег. Именно так мистер рубль или доллар решает.
С точки зрения 100% рынка наши муниципалы действуют абсолютно правильно. Отправив в нокаут еле живущие заводы, но одновременно поддерживая застройщиков гетто с тысячами чадящих машин под окнами. То, что заводом можно было заняться на высшем уровне и получить в результате вариант белорусского Штадлера никого в 100% рыночной экономике не волнует.
Результат? Экономика чахнет. Зависимость от сырья возрастает. Люди оставляют малые города и села. Крупнейшие города перемалывают людские ресурсы, делая жизнь невыносимой в новых и старых гетто. Человеческий потенциал здесь никак не реализуется. Окружающая среда не выдерживает. Страна скатывается.
Швейцарский франк подчинен государству Франк такого позволить себе не может. Инвестор не может просто так прийти и застроить пригород Цюриха 30-ти этажными гетто по типу ЖК "Северная долина" в Питере. Или аналогичные помойки, которые именно сегодня очень хорошо строятся под Киевом. Да, именно сейчас Украина полностью оторвалась от Европы и берет стратегию развития Москвы. Только в еще худшем проявлении с гибридом между 90-ми и 10-ми годами.
Стратегия развития В Швейцарии есть стратегия развития земель и транспортной системы, которая регулирует развитие земель, организовывает рамки урбанизированного пространства. Имеется требование к этажности, высотности, габаритам, дизайну. Эту киевскую или питерскую помойку 2016 года просто зарубят муниципалы. По-нашему это наверняка назовут издевательством над свободой предпринимательства. Или как-то так. Но только не в Швейцарии или Германии.
В Швейцарии архитектуру должен выбрать и утвердить муниципалитет. Решить вписывается ли она, является ли позором и плевком в жителей или нет.
Но и это еще не все. Воткнуть коробку просто так нельзя. Швейцарские муниципалы в нагрузку могут заставить построить большее количество подземных гаражей чем требуется. Например, сверху планируется построить 2-5 малоквартирных дома, а муниципалитет требует построить подземную парковку по размерам парковки московского Ашана. Это реальные истории. И не волнует. Не хочешь, всего хорошего.
Просто муниципалитет подсчитал, что тут место хорошее, рядом парк или водоем. Следовательно, будут приезжать туристы или гости из других районов. Или на продажу, если дома рядом старые без гаражей. И строят. За свой счёт. Не продали за 20 лет? Ну немного ошиблись. Не волнует. Застройщик так и тащит их за свой счёт 20 лет и ждет пока их купят.
Такова швейцарская плановая экономика. Не хотите, вперед на Украину или в Китай. Нет, пока всех все устраивает, франк только растет и не думает падать. Зато у людей есть альтернатива и комфортные условия. А в СПЭ типа Украины или России есть и будут гетто, так как здесь вопрос решает интерес денег.
В Швейцарии или Германии бизнесмен находится в четком коридоре. С одной стороны, жесткий рынок и конкуренция, с другой государство, которое не позволяет делать то, что позволяет Украина или Россия. Безусловно для реализации подобного плана нам нужен иной подход. Только он заключается в первую очередь в изучении швейцарского опыта, документов, стандартов и стратегий развития. Имея на руках эти знания можно попытаться их реализовать на практике. Только так. Помните, от перестановки слагаемых сумма не меняется. Менять одну идеологию на другую или управленцев без знания равносильно маразму. А добиться созидательного результата можно и в текущих условиях, вопрос в количестве и желании людей, которые готовы изучать и продвигать хай-тек.
В развитых странах есть такое правило. Не гадить там, где живешь. В зависимости от степени развития, хорошо образованный человек всячески расширял данное понятие, начиная со своего собственного дома и до масштаба всей планеты. Как бы вы не относились к этому, но сегодня развитые страны имеют плановую экономику. Её задача в снижении негативного влияния человека на окружающую среду. Основная задача состоит в том, чтобы снизить потребление энергии и максимально снизить токсичные выбросы начиная с домохозяйств и автомобилей и заканчивая общественным транспортом, фабриками и заводами.
Основные недавно утвержденные тезисы, например, Франции можно почитать вот тут. Полностью почитать можно тут и тут.
Многие не принимают подобное планирование всерьез, а зря. Развитые страны весьма жестко следуют своим программам. Особые успехи можно заметить по всей Европе, если не брать в расчёт восточные СПЭ. Особо амбициозные цели вполне успешно выполняются в Германии.
Почему это не простая декларация, а именно плановая экономика? Просто потому, что варианта у вас нет. Есть жесткие нормы и период, за которые нужно протянуть свое производство и продукт, который выпускаете. Достигли результата? Очень хорошо, а теперь все заново, но уже на новом уровне. Всякое лобби было хорошо поломано. Истоки борьбы и её результат можно проследить, пожалуй, с момента серьезных столкновений атомного и гражданского лобби в Германии несколько десятилетий назад. Гражданское пересилило, ведь вопрос был не в управленцах, а в том, что люди донесли свою позицию о том, что гадить, где живешь, нельзя.
Ужесточаются требования к заводам. Как к производственным выбросам, так и к продукции. Сегодня нельзя просто так выпускать автобусный или автомобильный ДВС. Вы, так или иначе, должны придерживаться планирования спущенного сверху. Никто не может протирать штаны в КБ и НИИ, все работают сейчас и будут работать завтра. Вы обязаны это делать.
Каждый новый стандарт «Евро» весьма радикально снижает выбросы. Но для снижения выбросов конкретной транспортной единицы используют не только работу с ДВС, в т.ч. его облегчение и совершенно немыслимые системы для его идеальной и эффективной работы по новым стандартам. Снижают вес всей машины! Именно поэтому появляется алюминий. На новой модели автобуса 7900 Вольво фактически применен швейцарский опыт в области общественного транспорта из крылатого металла.
Результатом является облегчение автобуса по сравнению с предыдущей моделью на 550 килограмм. Отсутствие коррозии напрямую влияет на жизненный срок (напомню, что Swisstrolley служат минимум 20-25 лет), до 90% алюминия можно заново переработать, увеличивается срок службы шин и подвески, снижается нагрузка на дорожное покрытие.
Хочу отметить, что простая сборка хай тек обвеса, нацеленного на эффективность, на современный голый автомобильный ДВС порой занимает куда большее время чем грубая переборка того, что находится внутри самого двигателя. То ли еще будет.
Собственно, кроме транспорта серьезная задача ставится в области ЖКХ. Экономия воды, электроэнергии, газа и т.д. То, что вчера еще казалось фантастикой, сегодня абсолютно не удивляет и уже массово представлено в швейцарском ЖКХ. На самом деле всё, что мы видим из продукции развитых стран, так или иначе, имеет принципиальный отпечаток данной плановой экономики. До мелочей. Сантехника и столовые приборы позволяют серьезно экономить воду.
Вам кажется, что современными хорошими немецкими вилками и ложками или унитазами и раковинами пользоваться очень удобно, а на самом деле их материалы и покрытие, форма и конструкция разработаны для того, чтобы тратить значительно меньше воды! И это основная задача. А то, что позволяет экономить, то легче в повседневной эксплуатации.
Всё это фактически двигает прогресс. Советская плановая экономика явилась тупиком. Апофеозом которого была необходимая, но глупейше и неумело реализованная перестройка, на фоне которой в 80-е и 90-е зародился самодостаточный несозидательный сектор экономики, подмявший под себя все вокруг.
Плановая экономика развитых стран, в том числе Швейцарии и Германии сегодня прямо и косвенно влияет на развитие всего производства и народного хозяйства. Производителю самому по себе невыгодно делать вещи более чистыми и эффективными. Жесткий и беспринципный план в области защиты окружающей среды позволяют добиться от него создания продукции класса хай тек. Особенно в области «убыточного» общественного транспорта, железных дорог.
Планирование касается и общественного транспорта. Он всегда как можно более эффективный, но убыточный. Находясь на пике своего прогресса, зеленый НОТ и ЖД максимально доступны для населения. Разумеется, никаких альтернатив в виде маршруток.
Материалы SWISSMEM прямо говорят о том, что с ростом населения возрастают количественные и качественные требования к перевозкам любого рода. Комфорт (по-швейцарски, разумеется), экономное использование сырья, снижение вредного воздействия на окружающую среду, снижение шума - вот основные задачи термина мобильность. В свою очередь мобильность ведет к поддержанию высокого (по швейцарским меркам, а не по меркам наших СПЭ) уровня жизни и его улучшения. Среди всех пунктов SWISSMEM на первых страницах расположены аспекты мобильности, так как именно она и её уровень являются предпосылками промышленного, экономического успеха и процветания, а не наоборот, как думают нынче внуки и правнуки наших славных ветеранов.
С интересом слежу, как в Омске применят практику отношения к зеленому НОТу к своим дорогам. Может быть, по славной традиции они попробуют их сделать прибыльными или предложат перекопать и закрыть?
Плановая экономика в Швейцарии коснулась и зарплат. Некоторые частные профессии не имеют вольностей в оплате. Например, зарплата швейцарского архитектора рассчитывается по специальной программе. Она реально огромная, так как архитектор влияет на облик внешнего вида вашего дома и, в конечном счёте, на улицы и города. Но брать иные деньги он не может. Получается, что выгоднее закончить высшее (мирового уровня) и идти в архитекторы, нежели в ларечники и держатели нелегальных туалетов.