Это кросспост
публикации с сайта экспедиции блогеров из Москвы во Владивосток и обратно Trans-Continental.
Как мы попали на Усть-Катавский вагоностроительный завод
Когда мы проезжали мимо указателя Усть-Катав, я вспомнил что тут, на Усть-Катавском вагоностроительном заводе, делают трамваи на всю страну. С трассы Урал в горах, было совсем не понятно, где их тут могут делать, но было любопытно узнать как делают трамваи. На обратном пути мы набрались наглости, позвонили на завод и свалились, как снег на голову, помахав письмом «Русского Радио». Нельзя сказать, что нам были не рады, но что делать с блогерами из Москвы, на заводе явно не знали. На всякий случай нам рассказали и показали всё, а не только, как делают трамваи. Всё что можно, поскольку завод выпускает еще и продукцию для космоса, и здесь строго блюдут режим.
Но трамваи теперь делают красивые, космические!
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5642/25092411.30/0_b0c4b_5064df00_-1-L.jpg)
Усть-Катавский космический трамвай модели 71-623.
Трамваи 71-623 на фоне уральских гор в Усть-Катаве.
Создатели трамваев
Администрация приняла нашу экскурсию вполне серьезно, и после согласования в отделе безопасности, нас сдали на руки начальнику производства и Генеральному Конструктору (трамваев). Особист ходил рядом, возил нас по территории на машине и присматривал, чтобы мы какой стратегический секрет не утащили. Пару раз настоятельно не рекомендовал фотографировать в ту, или иную сторону.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/25092411.30/0_b0c3e_78126d29_L.jpg)
Генеральный Конструктор усть-катавских трамваев рассказывает о трамвае.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6604/27847437.183/0_80655_e322167_L.jpg)
Кроме трамваев завод собирает и что-то космическое, поскольку входит в состав объединения им. Хруничева. Что делают, написано на каждом гугле, но нас интересовало, как делают именно трамваи. Новые трамваи нас попросил не фотографировать. Хотя, похоже и это тоже тщетная предосторожность. Пытливые умы даже в Википедии уже выложили
модели усть-катавских трамваев с запасом. Возможно что предосторожность была связана с тем что именно тогда в Москве решалось, чьи трамваи будут использоваться на скоростных линиях. И вроде бы Усть-Катавский завод победил, но его оттерли ребята с условного уралвагонзавода. Чем кончилась история, я не знаю, но знаю, что в Москве сейчас ходят в основном трамваи из этого уральского города.
Как делают трамваи
Усть-Катав - единственное место в России где трамваи выпускают серийно, на стапелях, как корабли или самолеты. Производство не поразило новизной. Но видевшим как собирают, к примеру, ЗиЛы это не покажется странным. Трамваи получаются хорошие и красивые, хоть голые железки и выглядят неважно.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4138/25092411.30/0_b0c44_51cf33f2_L.jpg)
Трамвайные стапели Усть-Катавского вагоностроительного завода
Трамвай состоит из нескольких основных блоков: кузов (в смысле вагон), тележки с электроприводом и системы управления. Электродвигатели, контроллеры, сложная механика - самая ответственная часть транспортного чуда, заказываются у мировых производителей. Но может ставиться и отечественная. Усть-Катавский завод долгое время ставил Псковские тележки, а это иностранная. Тут уже стоят асинхронные двигатели, экономичные и компактные. Новые двигатели могут возвращать часть энергии при торможении гораздо эффективнее.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6702/25092411.30/0_b0c40_be39b725_L.jpg)
Тележка трамвая на конвеере Усть-Катавского завода
Сборка кузова трамвая
Кузов трамвая - это конструкция из проката и листовой стали. Ничего особо космического в сборке нет. Оборудование тоже не новое. Впрочем, подозреваю, что ракеты делаются примерно так же.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6433/25092411.30/0_b0c42_f023e92b_L.jpg)
Сборка основания трамвая
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5630/25092411.30/0_b0c46_27a5bc48_L.jpg)
Неокрашенный кузов трамвая
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6429/25092411.30/0_b0c45_81f83f81_L.jpg)
Штамповочный пресс купленный еще при советской власти
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6437/25092411.30/0_b0c47_89197f71_L.jpg)
На кузов трамвая монтируется крыша из стеклопластика
Как трамвай становится ярким
Готовый корпус красят в окрасочной камере, затем сушат лампами. Похожие камеры стояли на производстве кузовов в Набережных Челнах.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6406/27847437.182/0_8061f_9d098f1e_L.jpg)
Окраска трамвая
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6505/27847437.182/0_8063c_259d2f69_L.jpg)
Сушка лампами кузова
Отдельно красят пластиковые детали. Кстати, потолок у трамвая из сделан из стеклопластика. И вообще, на трамвае много пластика.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6509/27847437.183/0_80641_17c7e390_-1-L.jpg)
Пластиковый обвес трамвая
Окончательная сборка трамвая
Наконец приходит время окончательной сборки. В трамвай ставят пассажирские сиденья, обшивку салона, стекла, тянут кучу проводов.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4131/25092411.30/0_b0c41_85b27143_L.jpg)
Тележки ставят в самом конце, а до этого момента он едет по конвейеру на технических тележках с маленькими колесами.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/25092411.30/0_b0c3f_490961df_L.jpg)
Кузов трамвая на технологической тележке
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/4133/25092411.30/0_b0c4f_7b0cd77b_L.jpg)
Салон трамвая 71-623 с низким полом
Рабочее место водителя - одно из самых дорогих частей. И важную роль тут играет сиденье, поскольку водитель работает не только головой и руками, но и… просиживает на нем много часов.
Рабочее место водителя трамвая 71-623
Наконец, почти все собрано. Осталось поднять домкратами кузов и поставить его на тележки.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6425/25092411.30/0_b0c3b_ecb58b53_L.jpg)
Готовый трамвай прицепляют к этой помеси дрезины и электрокара и выкатывают из цеха.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5646/25092411.30/0_b0c3c_d891ff1c_L.jpg)
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6445/25092411.30/0_b0c3d_3d83ed2b_L.jpg)
Трансбордер
Для того что бы перекатывать готовые трамваи с одного пути на другой без длинных перегонов со стрелками на заводе сделан трансбордер - специальный трамвай для трамваев, который перемещает трамвай поперек путей. Заводчане очень гордятся им и говорят что ни у кого такого нет.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5633/25092411.30/0_b0c49_8aa79a1_L.jpg)
Трансбордер в ожидании трамвая
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6427/25092411.30/0_b0c57_a1b8c6a8_L.jpg)
Трамвай на трансбордере
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5634/25092411.30/0_b0c3a_14f534aa_L.jpg)
Трансбордер возит трамвайные вагоны между этими путями
Жизнь трамвая на воле
Трамваи ожидают отгрузки на территории завода. Конечно их делают на заказ, но в ожидании отправки они стоят на запасных путях. Отсюда их отправляют на станцию, где грузят на платформы. Были эксперименты с попытками возить по шоссейным дорогам, но они плохо вписываются в дорожные габариты.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6440/25092411.30/0_b0c4d_b564ecbc_L.jpg)
Трамваи модели 71-623 в ожидании отправки
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/6435/25092411.30/0_b0c55_db66c0b0_L.jpg)
Забытый старший брат - трамвай серии 71-619, какие сейчас ходят в Москве.
К взлету готов
В конце экскурсии нас быстро вернули в заводоуправление. На территории снимать не разрешили, исключение сделали только для этого символа завода.
![](http://img-fotki.yandex.ru/get/5644/25092411.30/0_b0c39_8e2dab8_L.jpg)
Скульптура - символ Усть-Катавского вагоностроительного завода
Заключение
Мы получили огромное удовлетворение от экскурсии. Убедились еще раз, что в России могут выпускать конкурентноспособную технику с хорошим дизайном.
Yosha Предыдущие материалы об Усть-Катаве:
- Усть-Катав, фото Брянского моста http://trans-continental.ru/ust-katav/
- Кусочек уральской матрицы http://trans-continental.ru/ust-katav-kak-kusochek-uralskoj-matricy/
- Усть-Катав. Поселок с трамваем http://trans-continental.ru/ust-katav-poselok-s-tramvaem/
- Как делают трамваи http://trans-continental.ru/ust-katav-kak-delayut-tramvaj/